По счетчику

По счетчику

«Когда повысили проезд в маршрутках с 7 рублей до 10-ти, я, честно говоря, был даже рад, потому что стало намного удобнее расплачиваться - не приходится греметь мелочью в кошельке. Потом, у водителя никогда не было сдачи 3 рубля», - рассказывал мне один знакомый и, признаюсь, я даже частично с ним согласился

По счетчику«Когда повысили проезд в маршрутках с 7 рублей до 10-ти, я, честно говоря, был даже рад, потому что стало намного удобнее расплачиваться - не приходится греметь мелочью в кошельке. Потом, у водителя никогда не было сдачи 3 рубля», - рассказывал мне один знакомый и, признаюсь, я даже частично с ним согласился.

Просьбы трудящихся

Мой приятель говорил о 2007-м. С тех пор прошло три с половиной года. Надо отдать должное транспортникам - они более полутора лет боролись за повышение тарифов на проезд. Все началось с того, что в декабре 2008-го губернатор Павел Ипатов подписал постановление, в соответствии с которым проезд подорожал до 10 рублей в автобусах и до 12 рублей в маршрутках. И с 5 января 2009-го саратовцы безропотно раскрыли свои кошельки и принялись выкладывать кровные. Только длилось это недолго: забузила Партия, мол, негоже в кризис… и т.п. Губернатор помялся-помялся, да и отменил с 27 января свое же постановление. «Сложилась непростая ситуация в экономике и обществе, поэтому мы решили поддержать саратовцев…» - прокомментировал вместо главы региона его заместитель Александр Стрелюхин. И тарифы заморозили дыханием января и пером губернатора, да так надежно, что потребовалось полтора года разговоров и аномальная летняя жара, чтобы цены на проезд в автобусах и троллейбусах оттаяли.

Каких только цифр не называли дискутирующие стороны, пока обсуждали необходимость повышения тарифов: транспортники, как на аукционе, кричали о 15, 25 и 28 рублях, их оппоненты утверждали, что и пятака не отдадут за проезд в саратовских автобусах и маршрутках. Профсоюзы писали главе региона пространные письма «от имени трудовых коллективов» о том, что они не могут без повышения цен «значительно повысить уровень жизни наших работников и способствовать сохранению автомобильной отрасли в Саратовской области». Объявился даже блоггер Nikita, слезно умолявший Президента Дмитрия Медведева вступиться за перевозчиков и разогнать шайку-лейку, что взялась задарма на частных автобусах разъезжать: «Даже пассажиры уже сами говорят о необходимости повышения стоимости проезда», - писал он.

Не буду ничего утверждать, но предположу, что пассажиры, делавшие такие заявления, все-таки были. Пассажиры самолетов. Возможно, пассажиры яхт. А раз уж они были, значит, к «убедительным просьбам трудящихся» в высоких чиновничьих кабинетах прислушались. Тем более что губернатор у нас сам летает на самолете. Все, господа! Свершилось! Проезд стоит 10 и 12 рублей в автобусах и маршрутках соответственно. Министр транспорта Иван Панков обещает поднять до 15-ти. Все рукоплещут. Народ безмолвствует. Занавес?..

Табак с «резиной»

А вот и нет. Что обещали транспортники правительству, когда выпрашивали повышение цен? Да-да-да, именно! Они обещали, да что там «обещали», они гарантировали улучшить обслуживание на линиях. Ведь горожане же возмущались не тому, что у них нет двух лишних рублей на проезд. Их возмущало качество перевозок.

Председатель «Движения автомобилистов России» в Саратовской области Алексей Битюцкий и раньше не ждал, и сейчас не ждет улучшения качества обслуживания на автотранспорте.

- Никогда из-за роста тарифов ничего лучше у нас не становится, - говорит он. - Повышение цен нужно для затыкания дыр в бюджетах собственников предприятий и в карманах чиновников разного уровня. На пассажирах рост цены в положительную сторону не скажется, я не тешу себя такими надеждами, я - реалист. Улучшение произойдет, когда доход от работы будут получать ее непосредственные исполнители, то есть водители и кондукторы.

Насколько справедливо утверждение общественника, можно почувствовать на своей шкуре. Через несколько дней после повышения тарифов я ехал на автобусе «2д» на редакционное задание. По моим расчетам, успевал аккурат к началу мероприятия. Улица Чапаева, на которой можно застрять в «пробке», в это время более-менее свободна. Но произошло то, чего я не предвидел: водитель принялся «резинить» (термин из профессионального сленга водителей автобусов, означает намеренное замедление хода. Как правило, «резинят», когда невелико расстояние до предыдущего автобуса, дублирующего маршрут, чтобы набрать на остановках больше пассажиров - авт.). Он притормаживал перед каждым светофором, вследствие чего, разумеется, попадал на красный сигнал. Так, даже без пробок вместо 10-ти минут мы тащились с полчаса.

Другой случай: разгар рабочего дня, улица Чернышевского, маршрут «90д». Всю дорогу наблюдаю за водителем. Он скрыт занавеской, зато я вполне отчетливо вижу, как люди протягивают ему «червонцы», не получая ничего взамен. Если раньше вам давали билет вместе с двумя рублями сдачи, то теперь водителям автобусов стало так же удобно, как когда-то моему приятелю: пассажир отдал десятирублевку и вышел, а человек за баранкой (кондуктора-то нет) вроде как и не успел всучить ему билет. Подхожу к водителю за остановку до своей, протягиваю купюру - хмурый мужчина с сигаретой в зубах (!) берет «бумажку» и кладет ее в пачку на панели. Ждать билета бессмысленно. На остановке покидаю салон. Аналогичные ситуации наблюдал в «шестерке». Есть ли смысл указывать номера, если каждый может самостоятельно убедиться в сказанном?

Сомневаюсь также, что что-то изменилось для жителей Солнечного, Юбилейного и сопряженных районов, у которых каждое утро превращается в битву за место в автобусе или «газели». Вечерами они спешат скорее расправиться с делами в центре, пока транспорт не сошел с маршрута. Это нормально? Нам обещали, что панацеей станет установка глобальной навигационной системы ГЛОНАСС (помните, вместо приборов администрация Саратова прикупила новенькие «форды»?), но болезнь так и не отступила.

По счетчику«Плевать мне на директора…»

Как-то раз мне довелось весьма откровенно пообщаться с водителем 11-го маршрута. Андрей - назовем его так - рассказывал о том, как работает водитель при зарплате порядка 10 тысяч. Остановлюсь на самом интересном.

Начальство знает, во сколько ты вышел на маршрут, но его слабо волнует, во сколько ты вернулся. Водители сходят вечером с маршрута, когда нет стоящих пассажиров - гонять автобус с пустым салоном невыгодно, поэтому примерно после 21 часа остается всего несколько машин, которые, впрочем, тоже вскоре пропадают. В это время безлошадные саратовцы покорно ждут на остановке или набирают номер службы такси.

В дороге почти не бывает промежутков, где нет параллельного дублирующего маршрута, обязательно рядом идет автобус с другим номером, но по тому же пути. Существуют два варианта решить вопрос с конкурентом: обогнать или «резинить». Оба маневра нужно производить с ювелирной точностью, дабы не столкнуться нос к носу с коллегой со своего маршрута. Для этого они периодически переговариваются по мобильным телефонам, сообщая о ситуации на дороге и движении «конкурентов». Пассажирам может повезти или не повезти: можно «долететь» за считанные минуты, а можно тащиться полдня вне зависимости от наличия пробок.

Билеты пассажирам все-таки дают. Во-первых, опасаются проверок, во-вторых, за этим следит руководство. Но дело не в билетах. Существует план, в соответствии с которым водитель должен отдать определенную сумму в конце смены. Все, что сверх - себе. Плюс ремонт техники за свой счет. На самом деле, получается немного.

Мой собеседник завершил рассказ фразой: «Наплевать мне на слова директора, уволит - другого не найдет». И он прав, черт возьми! Вы считаете, с таким подходом со стороны водителей можно кардинально улучшить обслуживание пассажиров?

Слабое звено

Региональный министр по развитию транспортного комплекса Иван Панков полон оптимизма и уверен, что переломить ситуацию возможно, но на кардинальные изменения уйдет не менее полугода. Сейчас работники ведомства проводят рейды по автобусным маршрутам, куда с удовольствием приглашают журналистов. Там они выявляют нарушения, дают рекомендации, устанавливают сроки… в общем, выполняют обычную чиновничью работу.

- Мы понимаем, что в одночасье это сделано не будет. Вопрос мы не сдвинем за две недели, это дело полутора месяцев, двух, не меньше, - объясняет министр. - На сегодняшний день тот же 90-й маршрут продлили, а кондукторов нет, все происходит через переднюю дверь. Но это же для людей неудобно, да? Следующий момент - это, конечно же, обновление подвижного состава. Вопрос тоже не такой быстрый, но, тем не менее, даже в том подвижном составе, который есть, качество услуг играет немаловажную роль: чистый салон, вежливые кондукторы и водители. Поэтому работа ведется и будет вестись. Я еще раз скажу, что это титанический труд, но если мы этого делать не будем, у нас ни-че-го не изменится.

- А перевозчики согласны с тем, что нужно меняться?

- Да, они нормально реагируют. Но, конечно, не все, все же люди разные, мы это понимаем. Тем не менее, они реагируют на наши замечания.

По словам Панкова, на маршруты, где выявлены нарушения и выписаны предписания, будут отправляться повторные проверки.

- Если ничего не меняется, будем ставить вопрос о замене перевозчика, - резюмировал министр. - На сегодняшний день это необходимо сделать.

- Уже есть кандидатуры на замену?

- Я думаю, найдутся.

Тем временем, население уже не ждет от чиновников результатов их действий. Тот же Битюцкий сомневается, что контроль министерства значительно улучшит ситуацию.

- Пусть они сколько угодно проверяют, я не верю в такие ревизии. У нас испокон веков закон, что дышло… Если скажут «нарыть» на какое-то предприятие, обязательно найдут недочеты, а потом раздуют их до неимоверных размеров, скажут закрыть глаза - будет так. В конце концов, все эти рейды превратятся в чистой воды показуху, - утверждает председатель «ДАР».

Чтобы серьезно что-либо изменить, на его взгляд, нужно не поднимать цены, а наоборот - опускать их, создавая тем самым среди предприятий здоровую конкурентную борьбу, из которой выживут только наиболее приспособленные перевозчики.

Разменная монета

- Цена билета в электротранспорте, как видите, осталась на прежнем уровне. Не знаю точно, почему так произошло, есть разные версии на этот счет, но факт налицо: качество не ухудшилось. И среди сотрудников ходят разговоры о том, что не нужно поднимать, нужно, наоборот, опустить цены, чтобы значительно увеличить пассажиропоток и, следовательно, увеличить доход. Это простой торговый прием, - уверен Битюцкий.

Кстати, существует точка зрения, будто правительство нарочно пошло на повышение цен билетов в частном автотранспорте, чтобы поставить в выигрышное положение муниципального перевозчика МУП «Саратовгорэлектротранс». Очевидно, что с повышением тарифов многие граждане пересядут на трамваи и троллейбусы. Вполне логичный с точки зрения властей ход. Однако СГЭТ не выдерживает конкуренции по протяженности и направлению маршрутов. Во многие районы Саратова горожане могут добраться исключительно на частниках.

Мнение о том, что никакие министерства и ведомства не смогут повлиять на качество обслуживания в общественном транспорте, поддерживает подавляющее большинство населения города - даю руку на отсечение, это так. Но представим на минуту: минтранс вместе с уполномоченными органами все-таки добьется повышения культуры водителей, наличия «ходячих» контролеров, чистых салонов и т.д., остается вопрос: что же раньше мешало перевозчикам обеспечивать достойные условия для потребителей их услуг? Похоже, низкий комфорт был своеобразным козырем, разменной монетой в руках транспортников на переговорах с властями о повышении тарифов. Если изменения не произойдут, будет очевидно, что горожан снова «надули», а разговоры о мифическом «комфорте» - всего лишь отвлекающий маневр, оправдывающий действия властей и перевозчиков.