Мэрский натурализм

Мэрский натурализм

Сегодня на морщинистое лицо нашего города начали усердно накладывать федеральную косметику. Выдавили почти все прыщи-ларьки, припудрили некоторое количество улиц и дворов, а на седовласые фонарные столбы повесили цветы. Однако весьма потрепанную фотокарточку нашей волжской красавицы в старой пыльной рамке никто и не подумал обновить...

без названияСегодня на морщинистое лицо нашего города начали усердно накладывать федеральную косметику. Выдавили почти все прыщи-ларьки, припудрили некоторое количество улиц и дворов, а на седовласые фонарные столбы повесили цветы. Однако весьма потрепанную фотокарточку нашей волжской красавицы в старой пыльной рамке никто и не подумал обновить...

Саратов мужественно и неутомимо добивает пятую сотню лет. В честь его 420-летнего юбилея творческие коллективы города целую неделю будут рвать баяны, а местная молодежь трудолюбиво примется опустошать окрестные шинки. В этом праздничном угаре как-то позабыли о подарке, которого так давно ждет наш юбиляр.

Диорама под поэтическим названием «Саратов вчера, сегодня, завтра», расположенная за спиной каменного Чернышевского, - это одна из «фишек» нашего города. И по сей день панно, мастерски выполненное художником Леонидом Нечкиным к 400-летию Саратова, привлекает внимание горожан и туристов. Здесь практически всегда есть зрители - взрослые и дети с интересом рассматривают, как менялась наша Набережная с годами.

В Интернете есть немало блогов, где туристы описывают свои впечатления от посещения Саратова. «После прогулки по проспекту Кирова мы осмотрели диораму с видами Набережной. Видно, насколько красив был город в прежние времена», - тактично пишет гость из Санкт-Петербурга. А вот москвичка менее корректна в высказываниях: «Диорама за эти годы сильно изменилась, в ней проявился подлинный драматизм: в XX веке гостиница «Словакия» рухнула на набережную, часть Соколовой горы сползла в воду, в XIX веке пароход накрыло колокольней стоявшей неподалеку церкви, мостки пристани перекосило. Туристы восхищенно присвистывают, экскурсовод смущается и сбивается с заученного текста».

Картину, которой двадцать лет почти не касалась человеческая рука, вполне можно переименовать в «Саратовский апокалипсис». Пыльные стекла, хранящие девственность диорамы два десятилетия, открывают поразительные по своей правдоподобности виды.

В нашем безмятежном прошлом всё более или менее прилично, если не считать пары изрядно покосившихся церквей и безмерно грязной «воды», которую изображает нарезанное волнами стекло. Но давайте пойдем сквозь время и пронзим пространство.

Чем ближе к современности, тем картинка страшнее. Дома разъезжаются в разные стороны, макеты деревьев перекорежены, демонстрируя подлинное отношение к зеленым насаждениям в Саратове. «Словакия» сегодня не валяется на Набережной - вместо этого она вальяжно прислонилась к стоящей позади церкви. Речвокзал так и норовит съехать в «воду», которая, кстати, такая же грязная, как и в XIX веке. В мостовую словно бы попала авиационная бомба - покореженные лестницы и куски «асфальта» придают пейзажу военный оттенок. Часть моста через Глебучев овраг тревожно провисла, а колокольня на Музейной площади кренится набок гораздо сильнее, чем в жизни.

Время правления губернатора Аяцкова внесло сюда свою небольшую лепту - два жалких по размеру парусника с парусами, на которых написано «200 лет Саратовской губернии». Складывается ощущение, что кораблики за стекло просто кинули - сегодня они лежат на стеклянных волнах в непринужденных позах.

Новое время не внесло за туманные стекла ничего. Сегодня, как и последние десять лет, экскурсоводы возле диорамы стыдливо торопятся, обещая туристам, что «вопрос о ремонте решается властями». Впрочем, в том, что власти медлят с ремонтом, есть определенный резон - в своем современном виде диорама действительно отображает реальный, а не вымышленный Саратов.