Снимаем шляпу

Снимаем шляпу

16 марта исполнится 85 лет одному из самых титулованных тренеров региона

Согласно проведенному опросу, его имя чаще остальных упоминалось в качестве кандидата на переименование одной из городских улиц. По своим титулам и регалиям он давно вошел в славную летопись саратовского спорта. В масштабах страны считается одним из немногих, кому удалось подготовить трех олимпийских чемпионов. Его зовут Григорий Шварц. Заслуженный тренер СССР, человек-легенда.

без названияСогласно проведенному опросу, его имя чаще остальных упоминалось в качестве кандидата на переименование одной из городских улиц. По своим титулам и регалиям он давно вошел в славную летопись саратовского спорта. В масштабах страны считается одним из немногих, кому удалось подготовить трех олимпийских чемпионов. Его зовут Григорий Шварц. Заслуженный тренер СССР, человек-легенда.

По сложившейся традиции, общественность о нем упоминает раз в год. Аккурат через неделю после празднования Международного женского дня. Воспитанники несут цветы, коллеги - сладкие подарки, чиновники подписывают открытки, а в спорткомплексе «Юность» юные рапиристы оспаривают призы на турнире, названном в его честь. Сам герой, в последние годы по причине болезни не покидающий порога своей квартиры, вынужден смириться с ролью домашнего сидельца.
Лишь изредка Григорий Ильич вместе с супругой Нилой Степановной, с которой прожил вместе 63 года, вспоминает былые дни, сидя в кресле напротив 20-дюймового «Sony», подаренного на 70-летие. Благо в жизни много было памятных событий. Например, как 1942 году воевал на Кавказе, затем в 1945 году на танцах познакомился с будущей женой, влюбившись с полувзгляда, свои выступления в 50-х на чемпионатах РСФСР, тренерскую деятельность с поистине «золотым» трио - Юрием Сисикиным, Валентиной Прудсковой и Юрием Шаровым, а еще как в составе национальной сборной ездил на Олимпиаду в Мехико, затем до выхода на пенсию возглавлял СДЮСШОР по фехтованию. На память о той поре остались черно-белые фотографии, мексиканское сомбреро, пылящееся на верхней полке шкафа, множество пожелтевших газетных публикаций и грамот.
Я хорошо помню тот день, когда познакомился со Шварцем. Было это ранней весной 2000 года. В его рабочем кабинете на столе лежали какие-то бумаги, которые ему как директору фехтовальной школы необходимо было изучить и подписать. Тогда же состоялось интервью, в нем заслуженный наставник был предельно искренен, в частности поведав, какое на него произвел впечатление пришедший в 1952 году заниматься Сисикин: «Худощавый 15-летний мальчишка, на вид не очень перспективный для занятий». В последующем речь зашла о поездке на Олимпиаду. Тогда же Григорий Ильич признался, что ездил туда в качестве практиканта, а не тренера. Дескать, в те времена установка была такая - изучать чужой опыт и делиться своими наработками. Про сопровождающего в штатском также вспомнил, с утра до поздней ночи присматривавшего за членами советской делегации. Про боли в сердце, тяжесть в ногах он тогда не упоминал. И про случившийся микроинсульт, вынудивший через два года уйти на пенсию, тоже не пожелал распространяться. Лишь кратко обмолвился - все былое зарубцевалось.
Стареют ветераны. Все реже и реже мы о них говорим. Как правило, в момент наступления очередной юбилейной даты. Обидно еще и то, что их имена сегодня известны только старшему поколению. Ведь как не было, так и нет обещанного властями областного музея спортивной славы.