Урожай созрел

Урожай созрел

Рецензия-размышление по поводу книги В. Глейзера о ректоре Коссовиче

Вот уже месяц университетскую общественность будоражит новая книга В. В. Глейзера «Косовица, или Хроника Ко-Злодеяний нынешнего ректората СГУ».

Рецензия-размышление по поводу книги В. Глейзера о ректоре Коссовиче

без названия

Вот уже месяц университетскую общественность будоражит новая книга В. В. Глейзера «Косовица, или Хроника Ко-Злодеяний нынешнего ректората СГУ».

Даже беглый просмотр позволяет понять, что речь в ней идет об очень даже больших бедах, что от произвола ректора Саратовского госуниверситета Л. Ю. Коссовича пострадал далеко не только исторический факультет и его декан, ставший притчей во языцех. Масштабы погромов поражают: на каждой странице - имена «репрессированных» сотрудников и названия разгромленных кафедр, НИИ, центров, факультетов.
Похоже, до этой книжки даже сами работники классического университета не представляли во всей полноте, сколь беспрецедентны масштабы происходящего в его стенах. Будто ректор взял к 100-летию СГУ повышенные обязательства извести 100 наиболее независимых и не склоняющих лакейски головы ученых.
По данным автора, за время ректорства Л. Ю. Коссовича университет лишился многих работников, что называется, от «А» до «Я». Ушли: О. Ю. Абакумов, Н. И. Девятайкина, Л. Л. Доронина, А. Г. Демахин, В. М. Долгов, А. В. Иванов, И. Ю. Иванюшина, И. А. Казаринов, Н.В. Канавина, В. С. Мирзеханов, И. А. Мнушкина, Е. М. Первушов, И. Р. Плеве, О. Н. Солодовникова, В. С. Слобожникова, А. А. Сытник, Д. В. Сперанский, В. В. Страхов, В. Г. Тимофеев, А. Ю. Трынин, С. Н. Штыков, А. Н. Учаев, Т. П. Фокина, В. В. Хасин, М. Б. Хомяк... Более двух третей названных лиц - доктора наук и профессора, создатели научных школ, известные и весьма уважаемые в ученом мире люди. Совсем недавно из университета вынужденно ушла профессор-биолог Е. И. Тихомирова. Ректор СГТУ И. Р. Плеве, сам не столь давно пострадавший от Коссовича, счел за честь принять ее на работу и поручить заведование кафедрой экологии.
Публичная реакция ректората на книгу «Косовица» ожидалась читателями с любопытством. И Коссович не обманул ожиданий, немало позабавив университетское сообщество. Рассказывают, что по его распоряжению в Научную библиотеку СГУ нагрянула комиссия, чтобы проверить, не поступила ли в ее фонды сия книга а если поступила, то незамедлительно изъять ее как запрещенную (!!!) литературу. А может, сподручнее было бы в библиотеке снова открыть сталинский спецхран и помещать туда все публикации, неугодные Леониду Коссовичу?
Читаешь и понимаешь: нет никакого «пути Мирзеханова» или «пути Коссовича», а есть путь здравого смысла - и путь глубоко больного самолюбия, путь университетских свобод и проверенных временем традиций - и путь административного произвола и безнаказанных сиюминутных «новаций». По первому, как ясно из материалов книги, идут Д. И. Трубецков, Н.А. Троицкий, Л. А. Мельников, В. В. Тучин, В. П. Степанчук, А. В. Иванов и еще немало. По второму - «блатной пациент Общественной палаты» и профессиональный ксенофоб-проректор Д. В. Чернышевский, «принципиально непорядочный человек и плагиатор» Ю. Г. Голуб, «глава кабинета интриг и раболепной лести» директор филжурного института и советник-консультант по поиску «врагов режима», «мастер подметного слова» В. В. Прозоров, «наша правовая база» проректор-«вечный спутник» Т. Г. Захарова и, конечно, сам «профессор политической математики» Л. Ю. Коссович, а также иже с ними.
Жаль, что автор книги не имеет возможности постоянно наблюдать за нынешней жизнью СГУ изнутри, далеко не все знает. Иначе в его «календаре» первые строчки не раз и не два заняли бы имена таких кликушествующих с мест, всегда готовых изобразить «голос толпы», вопль осуждения: философского декана В. Н. Белова, биологического «лидера» Г. Н. Шляхтина, новоявленного историка-директора, изможденного ожиданиями обещанного места, В. Н. Данилова, а также личного ректорского адвоката-доцента Е.Л. Сергун.
С осени новоявленный доцент Сергун во вкус вошла, экспертом по всем наукам выступает, советует, кому чем заниматься надо, чем - не надо, во что лезть, во что - нет. Она одна и Баталину, и Доренко заговорит, только к микрофону пустите и дайте ей про Мирзеханова рассказать.
Ректор и вправду после переизбрания будто перебрал молочка из-под бешеной коровки. Приведем пару примеров.
Так, 24 декабря 2008 г. химический факультет, существовавший с далекого 1929 г. и готовившийся вот-вот отметить свое 80-летие, был очередным росчерком пера преобразован в Институт химии. Ни для кого не секрет, что реорганизации вместо настоящей работы - «конек» Леонида Коссовича. Теперь он «подсел» на идею институтов.
Автор книги напомнил о событиях июня 2004 г., когда талантливый ученый и порядочный человек профессор С. Н. Штыков был смещен с должности декана химического факультета из-за несогласия с действиями ректора. Его место заняла «фанатка» Л. Ю. Коссовича О. Н. Федотова. С этого момента дотоле сильный и процветающий факультет стремительно покатился вниз. Нынешнюю реорганизацию химики проглотили молча, напуганные расправой с историками. «Местная общественность» считает, что реальная причина реорганизации, как всегда, банальна. «Сам» желает сохранить во главе химиков своего «наместника», а с ее методами управления переизбраться на новый срок - задача не легкая: коллектив мог предпочесть другую кандидатуру. Директора же института ректор единолично ставит и держит потом на крючке.
Хотя, можно предположить, что химичил ректор с институтом для другой, дальней цели. Как кость в горле, два «не его» факультета: физический и нелинейных процессов. Не раздавить ли для «блага науки» ненадежную контру каким-нибудь физическим институтом? В том же направлении начинает разыгрываться многоходовая комбинация с геологами и географами. Как стало известно, в недрах ректората готовится новая реорганизация - слияние геологического и географического факультетов в Институт наук о Земле, разумеется, с назначаемым руководством. Эта реорганизация проводится с целью убрать со всяких постов, а лучше б и вообще из университета, потенциально неблагонадежных ученых Первушова, Миниха, Шигаева, Иванова.
В случае с проектируемым Институтом наук о Земле у Коссовича, похоже, тройной интерес. Поясним. Во-первых, он тем самым «порадеет» близкому географическому человечку, декану Чумаченко, отдав ему геологов «в кормление», ведь те здорово умеют зарабатывать. Во-вторых, пробным шагом реорганизации геологов должны стать сокращения потенциально «неблагонадежных» ученых.
Тешит себя Леонид Коссович и затяжной борьбой с историками. Пошел по третьему, не то четвертому, кругу. В декабре 2008 г. завершилась почти двухгодичная эпопея с выборами заведующего кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений, некогда возглавляемой Мирзехановым. Вместо него заведующей, по откровенной и теперь уже принимаемой как приказ к неукоснительному исполнению указке-подсказке ректора, Ученым советом СГУ (как высшей инстанцией) была избрана «верноподданная» ректора Н. С. Креленко. Прославилась она тем, что в своей «предвыборной программе» заявила, что негоже в университете заниматься наукой, а нужно студентов учить. Чему, правда, учить, коли не наукам, - не уточнила.
Едва отгуляли Новый год и день рождения Татьяны Захаровой (Св. Татьяна - покровительница Московского университета, а эта - Саратовского), 30 января на Ученом совете, как всегда под занавес, в «Разном» было пересмотрено положение о Межрегиональном институте общественных наук, в котором все тот же Мирзеханов директором стоит, ну как кость в ректорском горлышке.
Стоит напомнить, что Межрегиональный институт (МИОН) является детищем Программы межрегиональных исследований в общественных науках, которую поддерживает Министерство образования РФ и разные международные фонды. Всего в России было открыто 9 таких институтов - на конкурсной основе. Мирзеханов тот конкурс выиграл. Любые самовольные «пересмотры» могут привести к закрытию института. Но ректору-то СГУ этого и надо.
Потому, не дрогнув, ректор повелел Совету пересмотреть структуру этого самого МИОНа и ввести должность самого главного директора. За нее руками-ногами ухватился упомянутый выше «герой экрана» - профессор С. Ю. Шенин. Ему было кафедру обещали, да мадам Креленко проворнее оказалась.
Как в красках рассказывали «источники» из областного ГО и ЧС, в январе 2009 г. Коссович начал расправу и над управлением гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций СГУ. Естественно, начались жалобы, а Коссович, как известно, жалоб на себя не прощает. Тут же была создана комиссия по проверке работы управления ГО и ЧС, в состав которой вошли пресловутый «обер-вахтер» М. В. Лямин, один из «героев» рецензируемой книги, и заслуженный работник гражданской обороны от здравого смысла Е. Г. Елина. В ход пошли традиционные для Коссовича методы - анонимки, доносы, поливание грязью и клевета. Наконец, управление перевели из приличного помещения V корпуса в... бывший туалет VI корпуса! Освободившиеся комнаты передали верным опричникам ректора - сотрудникам Управления режима и охраны (УРОдам - как их называют насмешники-студенты).
Туалеты в СГУ вообще святую роль играют. В качестве примера: на Крещение, прости Господи, из одного такого туалета протянули в университетскую домовую церковь сомнительной чистоты шланг. Воду из него разливали по разным посудинам, святили и прихожанам в благочестивые руки отдавали, дабы пили себе на здоровье и ректора-батюшку поминали.
На недавнем Ученом совете Леонид Коссович застенчиво получил грамоту от своего министерского покровителя Н. И. Булаева. А на последнем столь же застенчиво внес себя первым в список лиц, представленных к награждению грамотой Министерства образования и науки РФ по случаю 100-летия СГУ.
Сага о нем бесконечна, целой книги автору не хватило, рецензии тем паче не хватит. Можно уже подвести некоторые итоги. Книжка Глейзера сигналит и предупреждает: происходящее в классическом университете - это присказка, а страшная сказка с циничным «резанием по живому», то бишь массовым увольнением, - впереди.