Венок не по размеру

Венок не по размеру

Признайтесь честно, что о городе Химки до этого лета вы знали не очень много. Ну, футбольный клуб с одноименным названием - как-то он приезжал в Саратов и играл на «Локомотиве». Да, еще знаменитую непечатную фразу из фильма «Ширли-мырли». Зато в этом году все узнали, что в подмосковном городе есть лес. А у этого леса есть защитники

без названияПризнайтесь честно, что о городе Химки до этого лета вы знали не очень много. Ну, футбольный клуб с одноименным названием - как-то он приезжал в Саратов и играл на «Локомотиве». Да, еще знаменитую непечатную фразу из фильма «Ширли-мырли». Зато в этом году все узнали, что в подмосковном городе есть лес. А у этого леса есть защитники.

Как бы кто ни относился к действиям этих людей, все понимают, что без боя они свой лес уже не сдадут, это было бы предательством не только идеи, но и вполне конкретных молодых людей, находящихся под арестом за якобы участие в нападении на химкинскую администрацию.

Вся история разразилась из-за того, что через лес планируется прокладка трассы Москва - Санкт-Петербург. Однако мало кому известно, что аналогичная проблема актуальна и для Саратова. Причем в точно таком же контексте: в ближайшей перспективе возможно строительство автострады через лесопарк «Кумысная поляна». Вопрос вероятного появления асфальтовой дороги в лесопарке не имеет однозначного ответа. С одной стороны, новое направление могло бы соединить Заводской, Ленинский и Октябрьский районы города и существенно разгрузить уже не справляющиеся с транспортным потоком городские магистрали. С другой стороны, это непременно потребует вырубки нескольких гектаров леса, а для города, каждое лето испытывающего кислородное голодание, это если и не станет катастрофой, то может иметь серьезные последствия для нашего с вами здоровья.

Наверное, у сторонников тотальной урбанизации страшная ностальгия по тем временам, когда Кумысная поляна не имела официального статуса и можно было практически безнаказанно вырубать деревья, строить коттеджи и т.п. Всего каких-то два года назад под давлением общественности лесу удалось придать статус природного памятника и особо охраняемой зоны. По сути, это индульгенция от любых дорог и коттеджных поселков. Будь у химкинского леса такое «звание», кто знает, пришла ли бы кому в голову светлая идея строительства автострады. Хотя нет, наличие у Кумыски всевозможных регалий все же не дает ей однозначной защиты. Так и в случае с транспортной развязкой.

Против прокладки дороги в основном выступают экологи. К примеру, глава ассоциации «Партнерство для развития» Ольга Пицунова, много лет занимавшаяся защитой леса, категорически против какого-либо техногенного вмешательства в экосистему. По ее словам, зеленые территории всегда являются лакомым куском для всякого рода строителей. В первую очередь, это касается бизнеса, который с трудом терпит наличие «неосвоенных» территорий. Однако и для государственных и муниципальных структур первоочередной является экономическая обоснованность, а экологичность - второстепенной.

В некотором роде, Кумыске не повезло, потому что 4,5 тысячи гектаров леса хотя и не находятся в центре города, но Саратов окаймляет ее по полукругу. С точки зрения геометрии, рост города в сторону Кумыски был бы весьма логичен.

К примеру, заместитель главы администрации по городскому хозяйству Валерий Васильев уже говорил, что «часть жителей областного центра хотят, чтобы развязка была построена, но экологи выступают против». И, надо сказать, если бы не особый статус лесопарка, вырубка была бы неизбежна. Но не в нашем случае.

Как ни странно, присутствовавший на вышеупомянутом совещании директор лесхоза «Кумысная поляна» Виктор Буханов ничего о возможном строительстве автострады не слышал. Он вообще заявил, что в последние пять лет никто ничего не говорил о перспективах появления магистрали. Виктор Михайлович посетовал на то, что сейчас не обслуживается даже имеющееся направление от лагеря «Дубки» до Поливановки.

- Я ставил вопрос о том, что эта дорога никому не принадлежит, поэтому ее некому очищать от мусора, - сказал г-н Буханов. - Сейчас часть от 3-й горбольницы до «Дубков» передали Октябрьскому району, а все остальное остается бесхозным.

По поводу возможной прокладки транспортной развязки Виктор Михайлович заметил, что в перспективе это должно неизбежно произойти, и добавил:

- Это не в моей компетенции, пусть здесь хоть все застроят. Кумысная поляна - это МО «Город Саратов», и все решения пускай принимает муниципалитет.

Мы возьмем на себя право напомнить невнимательному директору лесхоза слова министра - председателя комитета по управлению имуществом области Александра Бовтунова, произнесенные на том же совещании, которое Буханов, к сожалению, плохо помнит: «Читайте постановление правительства! Кумысная поляна принадлежит Саратовской области, выполняйте свои обязанности по ее сохранению». Странно, что человек, уполномоченный заниматься таким серьезным объектом, столь безответственен в своих действиях и высказываниях.

Директор некоммерческой организации «Центр содействия экологическим инициативам» Андрей Пинчук отметил, что общественность пока не уверена, рассматривается ли вопрос строительства автострады всерьез или это просто очередная фантазия городской и областной власти. По утверждению общественников, сейчас на пути разработчиков развязки стоит глава областного комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области Валерий Белов. И это правильно - уж в его-то ведомстве должны понимать, что планируемые администрацией работы как минимум незаконны.

Месяц назад на совещании в региональном правительстве областной депутат Леонид Писной предложил провести референдум по строительству развязки. По его мнению, волеизъявление народа можно было бы провести одновременно с мартовскими выборами в городскую думу. Но пока никаких серьезных шагов в этом направлении сделано не было. Хотя если вопрос поднимался в залах заседаний исполнительной власти региона, рано или поздно мысли должны материализоваться. Но, как нам кажется, вряд ли городской тандем пойдет на проведение референдума по столь пикантному вопросу. Власти прекрасно понимают, что тема дороги через Кумыску может быть использована оппонентами в качестве медийного оружия. К тому же вряд ли кто-то из нас припомнит, когда в последний раз гражданам предлагали дать ответ на хоть сколько-нибудь важные вопросы муниципалитета путем голосования. Скорее всего, и на этот раз все будет решено кулуарно, а затем представлено как величайшее деяние какой-нибудь партии во благо человечества. Экономическая целесообразность может оказаться выше закона, ведь, как мы уже говорили, лес защищен от посягательств на строительство юридически. Хотя вряд ли сегодня, да и когда-либо впредь, наша администрация готова примерить «лавры» Химок.