Сбрось маму с поезда

Сбрось маму с поезда

Николай Васильевич - имя в саратовской политике нарицательное. Замечено, что его обладатели полны парадоксов. Николаи Васильевичи скромны и в то же время гиперактивны. Они могут говорить часами и при этом не сказать ровным счетом ничего. Они любят быть в гуще событий, но всегда остаются в тени своего харизматичного наставника. Как правило, в политике Николаи Васильевичи - люди случайные, но случаем этим пользуются, что называется, по полной. Пристроившись в хвост партийных «паровозов» и прикрывшись партбилетом, они с упоением обделывают свои темные делишки

якимовНиколай Васильевич - имя в саратовской политике нарицательное. Замечено, что его обладатели полны парадоксов. Николаи Васильевичи скромны и в то же время гиперактивны. Они могут говорить часами и при этом не сказать ровным счетом ничего. Они любят быть в гуще событий, но всегда остаются в тени своего харизматичного наставника. Как правило, в политике Николаи Васильевичи - люди случайные, но случаем этим пользуются, что называется, по полной. Пристроившись в хвост партийных «паровозов» и прикрывшись партбилетом, они с упоением обделывают свои темные делишки.

«Сигнал» бедствия

Судя по всему, для местных единороссов существует только один вопиющий долгострой, на который следует бросить все силы и средства, - новый ТЮЗ. Однако других, также десятилетиями не достраиваемых зданий, в городе пока еще никто не отменял. Взять хотя бы дом жилищно-строительного кооператива «Сигнал», который стоит в центре города, на пересечении улиц Б. Горной и Вольской. Эта недостроенная многоэтажка, пожалуй, не уступает любимому театру местных властей ни во внешней неказистости, ни в продолжительности строительства, ни в изощренности различных махинаций, связанных с ее возведением.

Строительство дома по адресу ул. Б. Горная, 215 ведется в течение двадцати трех (!) лет. Изначально предполагалось возвести пятиподъездный жилой дом на 207 квартир, однако до сих пор построено всего 40% от планируемого. Два подъезда дома выстроены до десятого этажа, третий подъезд - до четвертого и четвертый - до второго этажа. Порядка 150 квартир оплачены участниками строительства. Однако их шансы на получение долгожданных квадратных метров с каждым днем стремительно приближаются к нулю. Сегодня на сером заборе, которым обнесен дом, красуется надпись: «ЖСК «Сигнал» - банкрот».

Следует отметить, к банкротству кооператив, созданный еще в 1989 году, шел долго и последовательно. В истории ЖСК «Сигнал» что ни событие - то с эпитетом «скандальное», что ни сделка - то весьма сомнительная, что ни год - то судебные тяжбы и разбирательства. Особенно бурным стало последнее десятилетие. По словам членов кооператива, обратившихся в нашу редакцию, в 1999 году обнаружились серьезные нарушения в строительстве, которое на тот момент вело ОАО «Энгельсский домостроительный комбинат». ЖСК пришлось разобрать до основания три этажа и фактически заново начать возведение одного из подъездов. При этом претензии прежнему подрядчику предъявлены не были, и в результате «Сигнал» еще и остался должен ОАО «ЭДСК» за проведенные подрядные работы.

В итоге в судебном порядке с ЖСК была взыскана дебиторская задолженность в сумме 3 миллиона 797 тысяч 970 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 миллион 10 тысяч 323 рубля 60 копеек. Так «Сигнал» оказался у разбитого корыта - с долгами и недостроенным домом. Несправедливо? Возмутительно? Безусловно. Но ведь никто не отменял у ЖСК право обжаловать данное судебное решение и добиться справедливости. Однако руководство кооператива и новый подрядчик ООО «Паллант-Инвест» этим правом не воспользовались - может быть, из-за юридической неграмотности или из-за обыкновенной халатности. Об этом история умалчивает.

Далее к делу выбивания долгов из «Сигнала» подключились многочисленные кредиторы, которые по очереди уступали друг другу право требования с ЖСК пяти миллионов рублей. Выколачивать деньги с кооператива оказалось делом весьма и весьма неблагодарным. По словам членов ЖСК, руководство кооператива не торопилось рассчитаться с кредиторами. Кроме того, от дольщиков долгое время скрывали, что в прошлом году три новых кредитора - Яцук С.В., Русяев В.В. и НП Адвокатская контора «Ювеста» - инициировали процедуру банкротства кооператива. (Любопытный факт: право требования почти пяти миллионов рублей эта группа лиц приобрела за смехотворную сумму - 9,5 тысячи рублей.) 19 августа этого года арбитражный суд Саратовской области принял решение о признании должника ЖСК «Сигнал» банкротом и о введении в отношении него конкурсного производства.

Бренд и его бред

А при чем тут некие Николаи Васильевичи, о которых шла речь в начале? - спросите вы. Они имеют к этой неоднозначной истории самое непосредственное отношение. Дело в том, что председателем обанкротившегося ЖСК «Сигнал» с 2000 года является депутат городской думы, почетный строитель РФ и, если верить биографической справке на сайте гордумы, один из организаторов партии «Единая Россия» в Саратовской области Николай Васильевич Якимов. Как следует из той же справки, депутат Якимов «в период с 1992 по 1999 годы активно участвовал в кооперативном жилищном строительстве г. Саратова. За этот период построено более 40 кооперативных жилых домов». Как признаются пайщики ЖСК «Сигнал», многие из них «попались на этот бренд». На поверку оказалось, что за брендом не стоит никаких реальных дел, а значит, согласно партийному лозунгу, верить ему нельзя.

Справедливости ради следует отметить, что в девяностые годы Николай Васильевич действительно был одним из первопроходцев в создании жилищно-строительных кооперативов. Он с полным правом может сказать о себе - мол, были когда-то и мы рысаками. Но, как утверждают эксперты в сфере строительства, в те времена рысаком в сфере ЖСК не мог быть только ленивый. В соответствии с постановлением правительства РФ от 1993 года ЖСК имели право на получение от государства 70-процентной компенсации удорожания стоимости строительства. Фактически пайщикам нужно было внести всего 30% от суммы - и ждать новоселья.

Согласитесь, когда с одной стороны - дефицит жилья, с другой - демпинговые цены, а с третьей - господдержка, особых менеджерских качеств проявлять не нужно. Достаточно регулярно привозить из Москвы пакеты с деньгами. Организовывая ЖСК теперь, надо не только точно спрогнозировать стоимость дома, но и не иметь никаких взаимовыгодных отношений с подрядчиком... Да мало ли чего нужно! Даже личные качества, такие как добропорядочность и ответственность, были бы не лишними. Видимо, не сумел Николай Васильевич отвыкнуть от работы в прежних тепличных условиях и начать играть по новым  жестким правилам рынка.

Во время председательствования Николая Якимова «Сигналом» не раз интересовались надзорные органы. В 2008 году прокуратура Кировского района г. Саратова провела проверку, в результате которой выяснилось, что строительство велось без соответствующей разрешительной документации. Возведение дома было остановлено, а на председателя наложен штраф в размере 500 тысяч рублей. Однако штраф, к сожалению, практически не изменил манеру поведения Николая Васильевича. Как утверждают пайщики, за время ведения процедуры наблюдения руководство ЖСК «Сигнал» не был проведен финансовый анализ и определена стоимость достройки дома, а сам Николай Васильевич до сих пор скрывается от конкурсного управляющего, которому после признания ЖСК банкротом должен передать все документы и печать кооператива. Да и в лучшие времена кооператива, если таковые вообще случались, г-н Якимов, по словам дольщиков, не сильно способствовал открытости и прозрачности финансовой деятельности ЖСК. Любопытно, что когда история с «Сигналом» стала принимать все более угрожающие обороты, его покорный председатель был рекомендован коллегами-депутатами представителем в Совет по развитию информационного общества при губернаторе.

 Вопрос о проблемном кооперативном доме не раз рассматривался на заседании межведомственной комиссии по защите прав обманутых дольщиков. Буквально за две недели до объявления «Сигнала» банкротом, 6 августа этого года состоялось заседание данной комиссии, на которую были приглашены Николай Якимов и директор ООО «Паллант-Инвест» Александр Коняев. «В День строителя, вместо того чтобы пить водку, мы сидели в минстрое и слушали бред Николая Васильевича и его партнера Коняева о том, что они за четыре месяца даже не встретились друг с другом и уж тем более ни о чем не договорились. Складывается впечатление, что председатель сознательно загоняет «Сигнал» в тупик», - поделился с нами один из членов комиссии. Если бездеятельность Николая Васильевича продолжится, комиссия будет вынуждена предпринимать меры по его замене.

Так или иначе, Николай Васильевич кровно заинтересован в достройке дома, поскольку, по имеющимся в распоряжении редакции данным, претендует на получение двух квартир общей площадью около 120 кв. м. По самым скромным подсчетам, их стоимость составляет порядка 3 миллионов рублей. Видимо, именно в такую сумму оценивает председатель кооператива свои сверхспособности менеджера, организатора и депутата.

За спиной Глыбочко

Вообще, Николай Васильевич очень любит быть председателем. «Сигнал» - это лишь одна из площадок его кипучей деятельности. На счету депутата Якимова - ЖСК «Наталья», ЖСК «Надежда», ЖСК «Книга», ЖСК «Каштан» и пр. Последние два, как и «Сигнал», были замешаны в громких скандалах. В частности, члены кооператива «Каштан» выразили Якимову свое недоверие, так как, по их мнению, во время его председательствования были украдены десятки квадратных метров жилья. «Одновременно с нашим кооперативом он строил себе коттедж, - рассказывает экс-депутат городской думы, а ныне бизнес-леди Нелли Черненко. - Вообще он все время оформляет какие-то сделки, какие-то участки, что-то колобродит, мутит.  Это человек крайне непорядочный, и к чему бы он ни прикоснулся, это приводит или к банкротству, или к недостаче». Таково мнение Нелли Михайловны, имеющей печальный опыт работы с г-ном Якимовым.

А может быть, гордеп и председатель многочисленных организаций просто не успевает выполнять все свои обязанности? Ведь Николай Васильевич - не просто председатель, а председатель целого Союза ЖСК г. Саратова, им самим по традиции и созданного. Г-ну Якимову удалось завлечь в Союз около 500 организаций жилищно-коммунальной сферы, однако до сих пор доподлинно не известно, чем именно он занимается, помимо сбора членских взносов. Дело в том, что Николай Васильевич - активный генератор идей, которые почему-то очень не любит воплощать в жизнь. Например, по словам нашего источника в областной думе, председатель Союза ЖСК долгие годы добивался того, чтобы жилищно-строительным кооперативам была оказана помощь в компенсации затрат, связанных с транзитом тепла. Однако Союз так и не подготовил соответствующие документы для формирования новых тарифов.

Интересно, что во время подготовки областного закона об обманутых дольщиках г-н Якимов генерировал идею защитить законодательно не только тех дольщиков, которые пострадали от распавшихся ЖСК и при этом не имеют собственного жилья, но и тех, кто просто сдавал деньги в кооператив. Однако столь благое начинание так и не было доведено Николаем Васильевичем до конца. А жаль, ведь при таком раскладе одни дольщики ЖСК «Сигнал» не лежали бы сейчас с инфарктами в больницах, а другие не бегали бы по различным инстанциям в поисках защиты.

Это лишь малый список того, что мог бы сделать, но не сделал на своем посту председатель Союза ЖСК и заместитель председателя (а после переезда Петра Глыбочко в Москву - фактически председатель) комиссии по местному самоуправлению гордумы Николай Якимов. Мы могли бы еще вспомнить очень некрасивую историю с гостиницей «Россия», которую Николай Васильевич мечтал реконструировать за скромное вознаграждение - оформление в собственность почти полутора тысяч квадратных метров площади гостиницы. Мы могли бы вспомнить историю с Домом художника, который Николай Васильевич яростно защищал, не дав себе труда даже вникнуть в ситуацию... Но пожалуй, и без того достаточно фактов, чтобы понять, что из себя представляет герой нашего рассказа.

Трудно поверить, что человек с таким послужным списком не только является депутатом гордумы и входит в состав политсовета партии «Единая Россия », но и пытается впрыгнуть в вагон поезда, который в марте 2011 года снова привезет его в счастливое депутатское будущее. По мнению некоторых наблюдателей, если на выборах 2006 года Николай Васильевич оказался случайным пассажиром под номером 13 в думском партийном вагоне, поскольку даже в самых радужных своих мечтах партия не планировала, что в думу пройдет больше 11 депутатов-единороссов, то во второй раз вряд ли стоит рассчитывать на такую случайность. За могучей спиной доктора Глыбочко Николай Васильевич еще мог проскочить в депутатское кресло, но то, что его пытаются втиснуть в новый поезд, вызывает по меньшей мере недоумение.

Да и вообще, куда смотрят партийные паровозы, купе и плацкарты во главе с начальником поезда? Разве нужен им такой случайный пассажир, за которым тянется шлейф банкротств, сомнительных связей в строительной и политической сферах? Знают ли партийцы о выдающихся заслугах Якимова перед жителями города? А если знают, то почему закрывают на это глаза? Больше сотни саратовцев, пострадавших от бездействия вашего партийного товарища, с нетерпением ждут ответа.

без названияМы надеемся, что так же, как и в ситуации с Палазником, в дело вмешается вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин, который всегда с нами и у него нет ничего личного.