Хищники на колесах

Хищники на колесах

Сначала на ум пришло слово «дежавю», но потом решил, что применить его к происходящему будет не совсем точно. Французский термин, как правило, используется для обозначения «психического состояния, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с определенным моментом прошлого». Коммунисты всегда оставляли гордуму без кворума при попытке большинства протолкнуть не устраивающую КПРФ инициативу

трамвайСначала на ум пришло слово «дежавю», но потом решил, что применить его к происходящему будет не совсем точно. Французский термин, как правило, используется для обозначения «психического состояния, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с определенным моментом прошлого». Коммунисты всегда оставляли гордуму без кворума при попытке большинства протолкнуть не устраивающую КПРФ инициативу.

В целом, метод «голосования ногами» прост и понятен: не можешь повлиять на решение вопроса - саботируй его. К тому же для коммунистов он еще в своем роде и традиционен: «Не желая ни минуты прикрывать преступления врагов народа, мы заявляем, что покидаем это Учредительное Собрание», - слова большевика, матроса Федора Раскольникова в 1918 году положили конец этому представительному органу. В современном Саратове срыв заседаний проявляется гораздо менее масштабно, но тоже действенно. На этот раз «красные» оставили зал заседаний, чтобы не дать думе возможности принять решение об увеличении тарифов на проезд в общественном электротранспорте.

В своем комментарии Олег Грищенко назвал действия компартии популизмом, а те, в свою очередь, заявили, что «дешевым пиаром» они не занимаются. СМИ из пула главы города слегка поерничали, предположив, что коммунисты, вероятно, занимаются дорогим пиаром, но факт остается фактом: пока КПРФ удается не допускать повышения тарифов. А методы у каждого свои.

Брось гуся

Чтобы понять, кто пользуется трамваями и троллейбусами, не нужно проводить специального исследования, достаточно просто беглого взгляда: пенсионеры и студенты составляют подавляющее число публики, пользующейся «рогатыми». Вот по их карману, в первую очередь, и ударит повышение. Причем, чуть больнее, чем кажется с первого непосвященного взгляда. И вот почему: как правило, разговор ведется об изменении тарифа с семи рублей до десяти. По расчетам инициаторов нововведения, повышение составит 42,9 процента. Даже представлено некое экономическое обоснование, в котором указано, что затраты на перевозку выросли, и прописано, по каким пунктам на сколько. Однако все умалчивают о повышении цен на проездные билеты, а здесь цена вопроса уже вовсе не 42 процента, о которых говорят единороссы. К примеру, для студентов и пенсионеров (тех, кто постоянно пользуется электротранспортом, и чаще всего по проездному) стоимость «флайера» увеличится вдвое с 125 до 250 рублей на один вид транспорта и с 135 до 300 - на оба. «Увеличение тарифов на месячные проездные билеты… для школьников и пенсионеров от 150% до 222%», - гласит пояснительная записка за подписью и.о. главы администрации Саратова Алексея Прокопенко.

 Депутат гордумы от КПРФ, член постоянной комиссии по промышленности, транспорту, связи, торговле Александр Гришанцов утверждает, что рост цены проездного не обоснован никак. По его словам, единороссы, как всегда, приняли решение кулуарно, а затем вынесли его на голосование без тщательной проработки вопроса. Помимо прочего, существует правило не поднимать тарифы больше чем на 30 процентов единовременно. В нашем случае мы видим то, что видим: администрация и гордума вместе с ней пренебрегают этим и поднимают цены в разы. Высокую себестоимость проезда Александр Иванович объясняет неграмотной политикой городского руководства.

 - Маршруты дали неспециализированному предприятию, - утверждает депутат. - Что я имею в виду? А то, что СГЭТ должен перевозить пассажиров на горэлектротранспорте, а на маршруты забабахали «газели» и автобусы. И они идут параллельно электротранспорту. Из-за этого у горэлектротранспорта возникли колоссальные убытки. Во-вторых, трамваи и троллейбусы - социальный транспорт. При социальной ориентировке, которую нам декларируют Президент и премьер-министр, они должны дотироваться из бюджета. И это происходит - из областного бюджета на эти цели было выделено 200 миллионов, а потрачено только 170. Где 30 миллионов? (Позволим себе поправить гордепа: область дала 315 миллионов, а уже городское собрание скорректировало цифру до 200, вероятно, решив, что хватит и этих денег — авт.) Они ушли на снегоуборочную технику, а это уже нецелевое использование средств. Верните эти 30 миллионов! Далее, если пассажиропоток направлен на автобусы и «газели», значит есть смысл взять оттуда доходную часть и перенести ее на электротранспорт.

При этом депутат заметил, что тарифная политика, естественно, не должна быть сведена к нулю, но нужно максимально использовать ресурс, предоставляемый государством, и наиболее грамотно и оптимально организовывать перевозки.

- Может быть, цена окажется не десять, а восемь рублей поначалу. Затем, через шесть месяцев - девять, - считает Гришанцов. - К тому же, нужно смотреть на общественную обстановку. Зачем единороссы сами готовят социальный взрыв?

С повышения тарифов муниципалитет намерен получить дополнительно 30 миллионов рублей. Однако вряд ли это произойдет, потому что при равной стоимости цены билетов на трамвай-троллейбус пассажиры пересядут на автобусы. Это совершенно очевидно. Даже сейчас из-за того, что практически все маршруты дублируются двумя видами транспорта, СГЭТ теряет деньги. По мнению депутата-коммуниста, город не получит и 10 миллионов, а пострадают однозначно граждане.

На поводу

Убыточному транспорту, коим всегда являлись «рогатые», в любом случае придется компенсировать расходы из бюджета, потому что при нынешней платежной способности населения Саратова, пользующегося общественным транспортом, поднятие тарифов до уровня прибыльности опасно с точки зрения «негативных социально-экономических последствий». И оставленная на прежнем уровне цена социального проездного тут не поможет.

Как нам кажется, чтобы избежать этих самых «последствий», надо ограничить список отраслей, на которых имеет смысл зарабатывать. В их числе должен быть и муниципальный транспорт. С точки зрения рынка, трамваи и троллейбусы следовало бы вообще убрать с улиц. Но перевозка граждан – не бизнес, а социальная обязанность государства, в нашем случае - муниципалитета. И городу следовало бы идти не на поводу хищнических интересов частников, которые из года в год правдами и неправдами стараются выиграть тендер и запустить на дороги автобусы и «газели», которые создают напряженность на маршрутах, а из интересов граждан. После коррупционных скандалов с судами перевозчики получают доходные направления, дублирующие ход муниципального транспорта. В интересах, опять же, граждан, а не бизнеса, следовало бы запустить автобусы и маршрутки туда, где нет «рогатых», в дополнение к уже имеющемуся транспорту. Но разве городская власть откажется от поддержки предпринимателей? Поэтому «распределение» маршрутов ограничивается простым уводом пассажирского автотранспорта на параллельные улицы (вроде переноса с Московской на Кутякова), что, очевидно, не решает проблемы и вообще не может быть названо грамотной транспортной политикой. Да и кто уверен в том, что тарифы поднимают не из-за того, что в администрацию пришли перевозчики-частники с жалобой на снижение дохода, после того, как люди пересели на более дешевый экологичный электоротранспорт?

Только после правильного распределения направлений так, чтобы максимально исключить дублирование, можно начинать считать себестоимость и рентабельность. Кто знает, может быть, при подобном подходе она окажется даже ниже, чем действующий на сегодняшний день тариф. А если нет, то можно будет говорить об обоснованности повышения цены, имея на руках реальный расклад.

«Бумажный доход»

Кстати, еще одной преградой на пути удорожания билетов, которую в упор не хотят видеть городские власти, - бюджет области. Примерно 60 процентов дохода электротранспорта идет от продажи проездных, компенсируются выпадающие доходы от продажи льготных билетов (в том числе социальных) из региональных средств. Однако губернская казна на сегодняшний день не готова к повышению тарифов, потому что тут же возрастет и размер возмещения. По мнению депутата облдумы Леонида Писного, при возросшей стоимости проезда из регионального «кошелька» придется «отстегнуть» примерно 70-80 миллионов, которые, естественно, не заложены, потому что бюджет формировался из расчета стоимости поездки в 7 рублей.

- Любые вопросы должны быть решены комплексно, - объяснил нашему изданию Леонид Александрович. - Во-первых, кто мешал плавно повышать цену, как это делали во всей стране, чтобы избежать социальных стрессов? Во-вторых, у регионального бюджета нет ассигнований на повышение тарифа. Кончится тем, что МУПП «Саратовгорэлектротранс» не получит деньги, потому что они отсутствуют в областном бюджете. Возникнет неплатеж, и ситуация только ухудшится, потому что плановая выручка на бумаге возрастет, а по факту она не будет подкреплена деньгами.

Скорректировать основной финансовый документ области сейчас практически невозможно, к тому же у губернии есть на что потратить деньги и помимо несвоевременных инициатив городской власти. Если возмещение по льготникам выплачено не будет, формально будет виновата область, в частности, министерство транспорта. Но ведь там никто не предвидел, что гордума ни с того ни с сего вздумает поднимать тарифы.

Аргументы и факты

Как мы видим, в том, что Олег Грищенко назвал популизмом, есть разумное зерно. Просто как бы ни голосовали коммунисты, принимает решения фракция «ЕР», единодушно поднимающая руки. Единственным способом пересмотреть или отложить вопрос оказывается срыв заседаний. В данном случае речь идет не о политиканстве, как утверждает глава города, а о прагматизме. Аргумент «давно не повышали» здесь работает плохо. Да, у нас самые дешевые билеты на трамваи и троллейбусы в ПФО. Но рост тарифов не решит всех проблем. Предприятие останется убыточным, тем более что у нас разница между ценой проезда и его себестоимостью не так уж и велика. Для примера: в Нижнем Новгороде она составляет 6 рублей против наших 4-5. И ничего, справляются.