Катастрофа

Катастрофа

Вы когда-нибудь задумывались о том, что ежегодно Саратовская область теряет около 10 гектаров земли? Нет, на пашни, заливные луга и леса Саратовщины не претендуют ни Пенза, ни Самара, ни Волгоград. Земля просто уходит под воду в прямом смысле слова. А вместе с ней туда же уходят и сотни миллионов рублей, которыми уже давно принято измерять любой ущерб

без названияВы когда-нибудь задумывались о том, что ежегодно Саратовская область теряет около 10 гектаров земли? Нет, на пашни, заливные луга и леса Саратовщины не претендуют ни Пенза, ни Самара, ни Волгоград. Земля просто уходит под воду в прямом смысле слова. А вместе с ней туда же уходят и сотни миллионов рублей, которыми уже давно принято измерять любой ущерб.

Саратовское и Волгоградское водохранилища были созданы более 40 лет назад. С тех пор потери земельного фонда от разрушения берегов, выражаясь по-научному - абразии, составили около 1800 гектаров. Говоря простым языком, вода размыла 1800 гектаров земли и обрушила тысячи метров берега в Волгу. Ну а если переводить ущерб в рубли, то сумма получится гигантская. Стоимость укрепления только одного погонного метра берега колеблется в пределах 35 - 100 тысяч рублей. На Саратовском и Волгоградском водохранилищах за последние 5 лет было возведено 12 тысяч метров укреплений, стоимость этих работ составила более 1 миллиарда рублей.

На костях

Когда водохранилища только проектировались, их создатели считали, что способны точно спрогнозировать положение береговой линии. Однако тот берег, который мы видим сегодня, весьма далек даже от самых пессимистичных прогнозов 60-х годов прошлого века. Стабилизации процесса разрушения берега на Волгоградском и Саратовском водохранилищах до сих пор не произошло. «Наиболее точно мы можем спрогнозировать  дальнейшее разрушение берегового уступа на левобережных участках, - рассказывает ведущий геолог территориального центра мониторинга геологической среды при Саратовской гидрогеологической экспедиции Дмитрий Шишкин. - Скорость переработки уступа на этих участках - 1-2 метра в год. Сильнее всего перерабатываются уступы, сложенные так называемыми «шоколадными» глинами, здесь линия берега отступает в год на 2-3 метра, а в наиболее водные годы - до 5 метров».

По оценкам специалистов гидрогеологической экспедиции, на Саратовском водохранилище самая неблагоприятная ситуация складывалась в селе Духовницкое и в Хвалынске. Так, в Духовницком вода размыла уже около 140 метров береговой полосы, а потери земельного фонда райцентра близки к 140 гектарам. Дома местных жителей уже не раз оказывались в опасности, людей приходилось отселять, на новое место переезжали целые улицы. Дважды на обрыве, примерно в 40 метрах от разрушающегося берега, оказывалась местная нефтебаза, ее также приходилось переносить. «Мы неоднократно рекомендовали провести в Духовницком берегоукрепительные работы, - рассказывает Дмитрий Шишкин. - Сейчас там укреплены южная и центральная части берега, а в 2009 году началось строительство берегоукреплений и в северной части - от паромного причала к Матвеевскому заливу». В 2011 году, по подсчетам специалистов, берегозащитные сооружения протянутся на 6 километров. Цена работ - 400 миллионов рублей.

В другом районном центре - Хвалынске - всего пару лет назад центральной части города грозило затопление. А все из-за того, что когда-то набережная протяженностью почти 3 километра была построена с проектными упущениями. Работы по реконструкции набережной начались в 2007 году. За три года потрачено 980 миллионов рублей, при этом укрепление еще не закончено.

В некоторых районах области, по оценкам специалистов, ситуация близка к чрезвычайной. Например, в Ровенском районе ежегодное обрушение берега составляет 2-3 метра. В селах Приволжском и Привольном дома местных жителей и хозяйственные постройки оказались на самом обрыве. Выход теперь только один - жителей отселять, а берег укреплять, иначе через год-два дома посыпятся в воду. С тех пор, как образовалось Волгоградское водохранилище, Волга приблизилась к селу Приволжскому примерно на 56 метров. А Привольное стало ближе к воде на 90 метров. Правда, в Привольном уже установили специальные сооружения - габионы, каркасы из металлической сетки, заполненные камнями. «Общая протяженность таких сооружений составила 1800 метров, а их строительство сняло угрозу разрушения жилых домов, - объясняет Дмитрий Шишкин. - Однако мы уже отмечали низкое качество выполненных работ, а возможно, и проектные упущения. Всего за год эксплуатации нарушилась целостность берегоукреплений, поэтому требуется провести ряд ремонтно-восстановительных работ».

 Это не единственная проблема Ровенского района. Несколько лет назад, после того, как вода сильно размыла береговую линию, вскрылось несколько захоронений в селах Кочетное, Чкаловское и Октябрьское. Тогда, в 2008 году, после половодья местные рыбаки буквально вылавливали из Волги черепа, а из берегового откоса торчали гробы. Когда-то давно здесь были немецкие кладбища. До появления Волгоградского водохранилища они находились далеко от воды. Но теперь, спустя 50 лет, река добралась до забытых человеческих останков и вытащила их на всеобщее обозрение. Местная детвора не раз находила здесь старинные монеты, а жители не боялись купаться возле кладбища. Однако в прошлом году при обследовании захоронений специалисты обнаружили белый порошок и предположили, что это известь, которую раньше использовали, если хоронили погибших от эпидемии чумы и холеры. Правда, Роспотребнадзор тогда утверждал, что никакой инфекции в Кочетном и Чкаловском нет. В свою очередь министр Саратовской области, председатель комитета охраны окружающей среды и природопользования Валерий Белов обещал, что проблема «будет решаться системно» в 2010 году.

 Обещанную «системность» не пришлось долго ждать. В феврале и марте этого года саратовские чиновники провели два совещания и решили «рассмотреть вопрос о правомерности выделения средств из областного бюджета на проектирование работ по берегоукреплению в Ровенском районе». Помимо этого решено было «усилить мониторинг» и «ввести на территории района для органов управления и сил муниципального звена режим повышенной готовности».

без названияПроблемы с кладбищами есть и на правом берегу Волги. «В  селе Дубовка Красноармейского района вот уже шесть лет происходит размыв старого захоронения, а современное кладбище удалено от уступа на 90-100 метров, - говорит Дмитрий Шишкин. - При этом никакие меры по переносу захоронений не предпринимаются». Да уж, жителям области и правда повезло, что на этих кладбищах не оказалось ни чумы, ни холеры! Ну а то, что люди купаются и ловят рыбу там, где в воду падают гробы, это ничего. Глядишь, через год и с этим разберутся.

Болото

За прошедшие 10 лет на Саратовском водохранилище было построено 30 километров берегозащитных сооружений. Уже укреплена береговая полоса  неподалеку от села Ивановка Хвалынского района, в южной части села Широкий Буерак Вольского района, участок берега от протоки Березовка до устья реки Малый Иргиз. Работы эти ведутся на средства из федерального бюджета.

«Основной объем переработки берегов пришелся на первые десять лет работы водохранилищ, - поясняет Дмитрий Шишкин. - До последнего времени Волгоградское водохранилище практически не строило укрепительных сооружений. Что касается Саратовского водохранилища, то они стараются заниматься этой проблемой. Видимо, причина в том, что каждый укрепляет то, что ближе, а Волгоград все-таки от нас далековато. Да и представительство Волгоградского водохранилища появилось в Саратове только в этом году».

По словам Шишкина, в укреплении берегов нуждается огромное количество населенных пунктов Саратовской области. Только вот перенести дома, стоящие на обрыве, на другое место значительно дешевле, чем делать насыпи и устраивать на берегах стены из габионов. Так в чем же тогда проблема? А проблема, по мнению геолога, в том, что без подобных укрепительных работ водохранилище может просто-напросто превратиться в одно большое зловонное болото.  «Срок службы водохранилища определяется сроком службы плотины, - объясняет геолог. - Когда строили Саратовское и Волгоградское водохранилища, такие вопросы не задавали. Теперь задают, но ответа нет. Если водохранилище спустить, мы получим зловонное болото, и река точно перестанет быть судоходной».

Средства на берегоукрепительные работы по закону выделяются из федерального бюджета. Однако местные власти способны ускорить этот процесс. Достаточно просто вовремя составить необходимые заявки и не спускать дело на тормозах, как принято в нашей области. Но то, как разрушается берег, до поры до времени видно только в отчетах специалистов Саратовской гидрогеологической экспедиции, а в нашей области принимать меры, к сожалению, принято лишь после того, как случится беда.

Фотографии предоставлены сотрудниками Саратовской гидрогеологической экспедиции