Опустились до Шишанова

Пенсионер Александр Шишанов, известный ранее как «борец с коррупцией», член Общественной палаты Саратовской области и сотрудник органов госбезопасности, наконец удовлетворен. Судья Октябрьского районного суда Татьяна Перова вынесла решение по его иску к депутату Саратовской городской думы Леониду Фейтлихеру. Вряд ли кто-то удивится, услышав, что Фейтлихер вновь привлечен к гражданско-правовой ответственности. Такая практика в саратовских судах блюдется свято. Моральные страдания Шишанова судья оценила в 25 тысяч рублей. Что ж, видимо, сумма компенсации напрямую зависит от наличия у пострадавшего партбилета

Пенсионер Александр Шишанов, известный ранее как «борец с коррупцией», член Общественной палаты Саратовской области и сотрудник органов госбезопасности, наконец удовлетворен. Судья Октябрьского районного суда Татьяна Перова вынесла решение по его иску к депутату Саратовской городской думы Леониду Фейтлихеру. Вряд ли кто-то удивится, услышав, что Фейтлихер вновь привлечен к гражданско-правовой ответственности. Такая практика в саратовских судах блюдется свято. Моральные страдания Шишанова судья оценила в 25 тысяч рублей. Что ж, видимо, сумма компенсации напрямую зависит от наличия у пострадавшего партбилета.

В Октябрьском районном суде под председательством судьи Татьяны Перовой закончился процесс по иску Шишанова к депутату Саратовской городской думы Леониду Фейтлихеру. Предметом иска был никем не подписанный  и оказавшийся в приложении к письму Леонида Фейтлихера Президенту Дмитрию Медведеву список, озаглавленный «Вдохновители и исполнители антисемитской кампании в Саратовской области». Поначалу Шишанов требовал, чтобы не соответствующим действительности признали то, что он кем-то упомянут в этом самом списке «вдохновителей и исполнителей». Правда, чуть позже истец вместе со своим представителем Людмилой Савиной вдруг изменил требования. От «вдохновителей и исполнителей» волшебным образом остались лишь «исполнители». Почему Шишанов вдруг отнес себя только к исполнителям - загадка. Видимо, экс-сотрудник органов госбезопасности обладает особым даром - проникать в чужие мысли. Наверное, именно так он смог разыскать таинственного автора не подписанного списка, залезть ему в голову и понять, что тот самый автор считал Шишанова именно исполнителем. Что ж, пожалуй, Шишанову стоит поделиться своими изысканиями с сотрудниками прокуратуры, которые, проводя проверку по письму Фейтлихера Президенту, так и не смогли определить, кто же создал этот список «вдохновителей и исполнителей». Кстати, Шишанов своих чудесных способностей не отрицал и на одном из заседаний сетовал, что Леонид Фейтлихер не участвует в процессе лично - если бы Фейтлихер пришел, то экс-сотрудник органов госбезопасности мог бы «внедриться к нему в подсознание и посмотреть, что там творится». Ай да Александр Иванович! Прямо Вольф Мессинг какой-то!

Вплоть до своего завершения процесс «Шишанов против Фейтлихера» оставался очень насыщенным и полным интересных событий. Так, для начала о лексическом значении заголовка «вдохновители и исполнители» суду на одном из заседаний рассказала специалист-лингвист Вера Девяткина, которая возглавляет Центр юридических экспертиз при СГАП. После ее пояснений стало совсем непонятно, как Шишанов решил, что он именно исполнитель. Ну а участники процесса, наверное, стали еще больше подозревать в экс-сотруднике органов госбезопасности человека со сверхспособностями. На вопрос, кто же исполнитель, а кто вдохновитель в этом списке, Девяткина ответа не дала, заявив, что использованная конструкция не позволяет этого сделать:

- Сказанное не позволяет с очевидностью утверждать как то, что одни лица были только вдохновителями, а другие только исполнителями, так и то, что вдохновители могли быть одновременно и исполнителями. Для однозначного утверждения одного из двух вариантов как истинного недостает сведений.

На следующем заседании в качестве свидетелей со стороны ответчика выступили «черные пиарщики» Игорь Осовин и Сергей Почечуев. Они напомнили судье о прошедшей 4 февраля 2010 года скандальной пресс-конференции «черных пиарщиков».

 - Основная тема той пресс-конференции - функционирование своего рода пиар-мафии, которая работала на интересы местного отделения «Единой России» и выполняла деликатные поручения в рамках ведения информационных войн, которые проходили в период подготовки и проведения избирательной кампании по выборам депутатов Саратовской областной думы и Государственной думы РФ, - рассказал Почечуев. - Фактически мы являли собой зондер-команду Николая Панкова, которая выполняла задания по дискредитации и моральному уничтожению неугодных партии власти лиц.

Рассказал Почечуев и о том, что большая часть материалов была посвящена именно Фейтлихеру, а его израильское гражданство занимало в этих статьях основное место:

- Эти нюансы использовались нами для выставления соответствующих акцентов, которые могли породить негативное отношение у читательской аудитории в рамках бытового антисемитизма. В установочной беседе Николай Васильевич Панков обрисовал нашу задачу в целом. Он обозначил критерии и указал на основные точки удара. Врагом номер один партии «Единая Россия» в лице саратовских партфункционеров был Леонид Натанович Фейтлихер. Поэтому весь наш талант и потенциал были нацелены на дискредитацию именно этого человека.

И газету Шишанова «Отражение» в этих информационных войнах пиарщики использовали очень активно. На попытки Шишанова выяснить, кто же он, «антисемит или журналист», Почечуев ответил однозначно: «вы чекист, Александр Иванович».

Свои показания суду дал Евгений Лянгер, акционер кинотеатра «Центральный». Он смог многое поведать о личности истца Шишанова, который в своем иске так опрометчиво заявил, что «заслужено обладает нематериальными благами и считает себя человеком в высшей степени порядочным». Как рассказал Лянгер, в 1997 году, когда трудовой коллектив приватизировал кинотеатр «Центральный», господин Шишанов приходил к акционерам как руководитель рабочей группы комиссии Государственной думы по оценке итогов приватизации и обещал проявить лояльность при проверке, если акционеры перечислят на счет некоего фонда 20 миллионов рублей. Акционеры решили, что лучше заплатить. В итоге кинотеатр никто не проверял, хотя, по словам Лянгера, поводов для этого в общем-то и не было.

Но ни показания свидетелей, ни доказательства представителя Фейтлихера адвоката Елены Кобзаренко судью не убедили. Может быть, любому другому суду, находящемуся не в Саратовской области, даже и не потребовалось бы столько доказательств, сколько предъявила адвокат.

- Список никем не подписан, - прежде всего заявила Елена Кобзаренко. - И для меня как для юриста это достаточное основание заявить, что Шишанов не доказал факт распространения этих сведений именно Фейтлихером. Но я знаю, что судья Перова считает иначе. Вы уже выносили решения, основываясь на таких, с позволения сказать, доказательствах. И тогда я была вынуждена включиться в полемику по вопросу речевой конструкции заголовка списка. Правда, сначала у меня было желание просто взять конверт с корреспонденцией из Октябрьского суда. Вложить в него никем не подписанный лист бумаги с текстом, из содержания которого явствовало бы, что судья Перова ни при каких обстоятельствах не примет ни одного решения в пользу Фейтлихера, чтобы он ни говорил, какие бы доказательства он ни предоставлял, потому что кресло судьи для нее дороже, чем какая- то там законность и справедливость. Может быть, такой прием позволил бы вам разобраться в сложившейся ситуации? При бывшем председателе областного суда Александре Галкине политические дискуссии велись не в судах. В этом была его вина и его беда, так как была совершенно конкретная политическая сила, которая намерена была использовать административный ресурс именно в суде для расправы над неугодными политиками. Председатель облсуда, по-видимому, был просто не готов противостоять травле, не выдержал давления, подал в отставку, и тогда, после его отставки, политическая борьба переместилась в суды. И сегодня, прямо сейчас в Октябрьском райсуде ведется политическая дискуссия.

Та дискуссия, о которой говорит адвокат Елена Кобзаренко, вскоре опять продолжится именно в суде. И в качестве истца мы снова увидим Александра Шишанова. Он уже подготовил очередной опус под названием «иск о защите чести, достоинства и деловой репутации». Кстати, защищаться этот, по мнению судьи Перовой, достойный уважения господин снова будет от Леонида Фейтлихера. Правда, предметом иска теперь станет нашумевшая видеозапись, сделанная в 1997 году в кабинете Фейтлихера. Тогда Шишанов, как руководитель рабочей группы комиссии Госдумы по анализу итогов приватизации, требовал с бизнесмена 200-400 миллионов рублей за «правильное» рассмотрение итогов приватизации. Как Шишанов будет отстаивать свою честь в этом случае, непонятно. Впрочем, практика саратовских судов по отношению к Леониду Фейтлихеру показывает, что и в этом случае Шишанов вполне может рассчитывать на успех. В конце концов, что такое видеозапись? И раз можно не принимать во внимание показания свидетелей и другие доказательства, значит, и скандальное видео можно ловко отмести. Это будет лучший способ доказать свою лояльность к мощной политической силе, от которой теперь зависит будущее саратовских судей.