Театр в законе

Театр в законе

Cаратовский ТЮЗ снова появился на новостных лентах и снова в не самых светлых тонах. Крыша недостроенного детского храма Мельпомены фигурирует в уголовном деле - какие-то мошенники установили на ней «оборудование базовой станции и радио-релейной системы сотовой связи». То бишь антенны. Однако, как нам кажется, рано или поздно театр будет вынужден вернуть на крышу и антенны, и многое другое. А может быть, не только на крышу

без названияCаратовский ТЮЗ снова появился на новостных лентах и снова в не самых светлых тонах. Крыша недостроенного детского храма Мельпомены фигурирует в уголовном деле - какие-то мошенники установили на ней «оборудование базовой станции и радио-релейной системы сотовой связи». То бишь антенны. Однако, как нам кажется, рано или поздно театр будет вынужден вернуть на крышу и антенны, и многое другое. А может быть, не только на крышу.

Кому отдаться?

Дело, как вы понимаете, не в желании усугубить футуристический внешний вид нового здания, а в новейшем законодательстве. Прокуратура области сообщает об ущербе бюджету Саратовской области от незаконных действий лиц на сумму 900 400 рублей. То есть, пока ТЮЗ находится в собственности губернии, расходы на его содержание ложатся на региональную казну, как, собственно, и ущерб, нанесенный некоей компанией. Однако, как мы понимаем, колоссом из стекла и металла область не будет владеть вечно. И причиной тому подписанный 8 мая этого года Президентом России федеральный закон №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Сколько бы ни возмущались общественники и политические оппоненты «Единой России», в 2012-м закон, скорее всего, вступит в полную силу. В том же году, при условии сохранения темпов финансирования, правительство области намерено сдать долгострой в эксплуатацию. Как раз практически сразу же после открытия новых залов, в соответствии с ФЗ-83, здание соскочит с региональной бюджетной иглы и пустится в свободное плавание по просторам рынка в качестве автономного учреждения культуры. То есть театру «разрешат зарабатывать». Но как? Статья 23 часть 3 пункт Ж закона гласит: «Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе)». Какую деятельность придется прописать в уставе театралам, чтобы содержать такое огромное здание, - вопрос, потому что бюджетное финансирование останется исключительно в рамках государственного (муниципального) заказа.

Много ли в Саратове окупаемых учреждений культуры? Боюсь, на сегодняшний день таковых нет, а если и есть, то, чтобы их сосчитать, хватит пальцев одной руки. При явной и в общем-то неизбежной и правильной убыточности детского театра, который создан для воспитания детей, а не для добывания денег, как только ТЮЗ займет этот циклопический сарай из стекла и бетона, тут же встанет еще более острый, чем при строительстве, вопрос материального содержания этого монстра. Тогда-то театру и придется сдавать крышу под установку антенн, а помещения - под кафе и рестораны, как в свое время одно из помещений театра оперы и балета превратилось в ныне закрытое кафе «Театральное», первый почти официальный гей-клуб города. Понятно, что стопроцентно аналогичного сценария саратовская общественность в детском театре не допустит, но на что-то похожее пойти все же придется. Просто чтобы элементарно оплатить коммуналку и прочее.

После третьего гудка

 Еще одно условие, необходимое для выполнения в новой экономической среде, - наполняемость зала. В далекое советское время, когда было принято решение о строительстве нового здания ТЮЗа, в городе говорили о том, что ни этому, ни какому-либо другому театру не нужно столь объемистое помещение. Даже драма тогда играла при незаполненном зале. На горделивые высказывания тюзовцев об аншлагах драмовцы им говорили: если бы вам столько мест, и вы бы не заполнили зал. Но в те годы настолько был велик не только в Саратове, но и во всей стране, авторитет главного режиссера, народного артиста СССР Юрия Петровича Киселева, что ему пошли навстречу.

И вот мы имеем достраивающийся каменный гигант на 800 мест. Кем будут заполнены залы? Сегодня театр не без пафоса сообщает, что «ежегодно ТЮЗ Киселева дает до 400 спектаклей, которые посещают более 150 тысяч зрителей». Произведем грубый подсчет и получим, что в среднем на каждое представление приходит 375 человек. То есть заполняется чуть более 70 процентов большой сцены. При таких «наплывах» почитателей Мельпомены в новом здании добрая половина кресел так и не почувствует на себе тяжести театрала. Добавьте еще и то, что в новом помещении придется выстроить ценовую политику, направленную на повышение стоимости билетов. Это неизбежно будет связано с дороговизной эксплуатации здания, о которой мы уже говорили. Таким образом, возведение подобного чудовищных размеров здания сродни строительству Храма Христа Спасителя в небольшом селе для десятка-другого прихожан. Аналогичной вместимостью может похвастаться разве что питерский ТЮЗ имени А. А. Брянцева. Но это в культурной столице с населением более 4,6 миллиона человек!

Впрочем, масштабность - не единственное сходство двух театров. Дополнительно их объединяет еще и чудовищность архитектуры. Выполненное в 1962 году по проекту архитектора Александра Жука угловатое здание на Пионерской площади Санкт-Петербурга с первого взгляда напоминает скорее фабричный корпус, нежели храм искусства. Но таков был дух времени, такова была, если можно так выразиться, «мода». Но вот полвека спустя заводоподобное строение вырастает в центре Саратова. Предположу, что смотреться по соседству с памятниками вековой давности стеклобетонный гигант будет просто ужасающе. Но не сносить же, в конце концов.

«Ленком» Марка Варшавера

 Использовать новое здание театра в целях извлечения прибыли, видимо, все же удастся. Достаточно взглянуть на руководство ТЮЗа. Ни для кого не секрет, что командует учреждением культуры не худрук Юрий Ошеров, а директор Валерий Райков. Он занял кресло руководителя в 1996 году, пересев со стула заместителя художественного руководителя по производственным и коммерческим вопросам театра академдрамы. Говорят, еще ранее он довольствовался табуретом рабочего сцены. Конечно, всякий труд у нас в почете, но этому господину уже мало тюзовских высот, и, будто в насмешку над всей театральной общественностью, он сделался председателем местного отделения Союза театральных деятелей. Произошло это в 2005 году на 6-й отчетно-выборной конференции Союза. Райков пообещал добиться назначения губернаторской дотации к зарплатам актеров и премии особо одаренным студентам театрального факультета, инициировать строительство дома для работников театров. Что из этого выполнено, судить не нам. Вообще, кажется абсурдным, когда от имени театра говорит менеджер, а не творческий вдохновитель. Но взгляните, кто всегда первым берет слово на пресс-конференциях. Директор театра, конечно, должность важная и необходимая, но знаете ли вы, кто был директором театра при Товстоногове, Любимове, Ефремове? Да и сейчас - при Захарове, Волчек, Табакове? Вы знакомы с именем Марка Варшавера, директора «Ленкома»? Нет, конечно, потому что эти наверняка уважаемые люди были всего лишь администраторами при подлинном художественном руководителе, театральном лидере. Поскольку в ТЮЗе такого не наблюдается (между прочим, им мог бы стать, да по существу и был, покойный режиссер Григорий Цинман, который находился в вынужденном конфликте с руководством ТЮЗа), то по принципу «свято место пусто не бывает» рулить в ТЮЗе стал Валерий Райков. Вряд ли мы удивимся, если этот оборотистый человек сможет использовать помещения театра с выгодой. Но как же декларируемая законом деятельность, указанная в уставе? Или в учредительных документах театра придется прописать возможные кафе и клубы?

В дыру

Нагнетаемый ажиотаж с достройкой здания ТЮЗа, в который втянуты достопочтимые граждане, явно подпитывается теми, кто уже нагрел руки на долгострое и не собирается охлаждать загребущие ладошки в дальнейшем. Подрядчиком выступает ЗАО «Стройэкс», о близости которого к губернатору области Павлу Ипатову уже столько писали всевозможные СМИ. На вооружение принята демагогия типа «гибнет культура». Договорились до того, что в письме, подписанном летом многими уважаемыми, а за компанию с ними и вовсе неуважаемыми саратовцами, говорится о «каждом ребенке губернии», который сможет посещать именно это новое здание ТЮЗа. Простите, но если и впрямь дети из Перелюба или Дергачей могут кем-то быть привозимыми на спектакли ТЮЗа, то отчего только в этот стеклянный колосс? Или уже прежнее помещение забито настолько, что малыш, привезенный кем-нибудь из Алгая, туда попасть не может? Чистой воды демагогия!

Между тем, в городе нет ни одного хоть сколько-нибудь приемлемого современного концертного зала. Уж на что не лучшим был зал филармонии, так после пожара 4 года назад лишились и его. Коль скоро мы пришли к выводу, что здание, занявшее целый квартал в центре города, должно быть достроено, что, несомненно, будет серьезным имиджевым ударом для местных политиков (ведь никто больше не сможет пообещать достроить ТЮЗ), то его можно успеть перепрофилировать. Приезжим артистам приходится выступать то в цирке, то в ДК «Россия», то в ледовом дворце «Кристалл», прозванным за специфическую акустику «консервной банкой». Все эти площадки не специализированы. Организация концертов в новом здании однозначно окажется более прибыльным делом.

Скорее всего, нас обвинят в бесчувственном отношении к культуре. И сделают это те, кто зарабатывает на ТЮЗе деньги и политические дивиденды. В реальности же рассудительный человек поймет, что наши аргументы верны. Другое дело, что в Саратове принято оперировать не такими категориями, как «логика» и «здравый смысл», а завышенными амбициями, имиджевыми и политическими. Страдают от них, как правило, жители области, которые на этот раз вместо ремонта домов получат очередную бюджетную дыру.