N41 (98) 5 ноября 2010   04.11.2010 | 15:12
И тебя вылечат
Рубрика: альтернатива
Просмотров: 317
Версия для печати

без названияВ большинстве своем люди и представления не имеют о своих правах. Мою весьма впечатлительную подругу вот уже в третий раз доводят в муниципальной поликлинике чуть ли не до слез - то врач грубый попадется, то карточку потеряют и заставят платить за восстановление, то напугают жутким диагнозом, который потом не подтверждается. Но она продолжает ходить туда и вздыхать, что большего от бесплатной медицины ждать не стоит.

Бумажный кошелек

Только вот медицина эта вовсе не бесплатная, и за наши «болячки» по установленным тарифам платят работодатели и государство. Так что тот самый полис обязательного медицинского страхования, который есть у каждого гражданина РФ, - это своеобразный кошелек или, если хотите, сберкнижка. А с нового года каждый человек сможет самостоятельно решать, как ему тратить эти деньги. Нет, расплатиться полисом в продуктовом магазине будет, конечно, нельзя. Но вот в случае, если законопроект «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» станет в 2011 году законом, у каждого гражданина РФ появится выбор. «Раз в год пациент сможет выбрать себе место, где он будет получать амбулаторное лечение, то есть поликлинику, - рассказывает заместитель исполнительного директора по защите прав застрахованных граждан территориального фонда обязательного медицинского страхования Татьяна Гроздова. - Также появится возможность выбирать и стационар. Еще одно изменение касается страховых компаний. Теперь население сможет самостоятельно выбирать страховую организацию. Это удобно, потому что если в страховой не обращают внимания на жалобы пациента, он должен иметь возможность уйти туда, где ему будут уделять должное внимание».

В систему ОМС включены практически все медицинские услуги, за исключением высоко технологической и скорой медицинской помощи. На территории каждого субъекта Российской Федерации ежегодно разрабатывается и утверждается Территориальная программа госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Полис ОМС - это документ, подтверждающий конституционное право каждого застрахованного на получение медицинской помощи в объеме программы ОМС, действующей на территории субъекта. В Территориальной программе ОМС определяется, какая именно амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь должна быть оказана за счет средств ОМС, в каких именно учреждениях здравоохранения и при каких заболеваниях, а также какие именно мероприятия осуществляются по профилактике заболеваний.

Лечебные миллиарды

Законопроект об ОМС, уже принятый Госдумой РФ в первом чтении, предусматривает, что к 2015 году дорогостоящие услуги и скорая помощь также войдут в систему ОМС. Немного изменится и структура финансирования. За счет налогов и взносов за неработающее население формируется основная базовая часть финансовых средств системы ОМС. В 2011 году государство планирует больше тратить на здравоохранение. Появится отдельный фонд, куда войдет, по предварительным подсчетам, более 400 миллиардов рублей. Миллиарды потратят на три направления: переоборудование больниц современной аппаратурой, выполнение медицинских стандартов и информатизация. Все собранные деньги планируется выделять через Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. «Фонд — это такой медицинский банк, который умеет не только считать, но и контролировать денежные потоки, - считает Татьяна Гроздова. - Здесь средства  распределяются по душевому финансированию - за каждого пациента мы платим по тарифам, установленным на федеральном уровне. Если лечебные учреждения не освоят все средства к концу года, то мы просто будем повышать тариф».

В некоторых странах принято возвращать пациенту ту сумму, которая осталась на полисе. Однако в России все пока иначе. У полиса нет определенной цены - вы можете хоть каждый день ходить ко врачу, сдавать нужные анализы, и страховая компания будет перечислять поликлинике средства за ваше лечение.  «Если мы будем следить за собой, вести здоровый образ жизни и заниматься профилактическим лечением, то мы будем меньше болеть, а значит, и лечение наше будет обходиться дешевле, - уверена Татьяна Гроздова. - В России сейчас слишком дорогая медицина, в том смысле, что мы обращаемся ко врачу поздно, в тот момент, когда придется потратить на лечение огромные деньги. Сделать операцию на сердце - это более 100 тысяч рублей, а начать профилактику с 35-летнего возраста - в разы дешевле. Но тут все зависит, конечно, от пациента».

От пациента, по мнению Гроздовой, зависит и еще одна важная вещь. «Вы пришли лечиться не бесплатно! - говорит она. - У вас есть полис, это ваш кошелек. И если вас не устраивает лечение или если с вас требуют деньги за какую-то бесплатную услугу, вы имеете полное право обратиться в свою страховую компанию и потребовать разобраться в ситуации. Ежемесячно перечисляются в лечебные учреждения деньги за ваше лечение, а в итоге часто случается так, что за него берут еще и с вас». Даже если вы просто отдали врачу наличные непонятно за что, у вас все равно есть шанс отстоять свои права и вернуть деньги. Правда, добиваться своего придется через суд. Но, как говорят специалисты, законодательство всегда на стороне пациента.

Право имею

Закон вообще дает пациенту большие права.  Так, придя в поликлинику, любой гражданин может потребовать от врача разъяснений о возможных вариантах лечения, имеющихся стандартах, может ознакомиться с первичными медицинскими документами, попросить сделать выписку из амбулаторной карты.  Также пациент имеет право знать, какая диета ему положена, если он вдруг попал в больницу и лечится стационарно. «Пациент имеет право посмотреть даже химический состав своей диеты, - рассказывает Татьяна Гроздова. - Например, у больного инфаркт миокарда. В первые дни острого периода калорийность его диеты должна быть не больше 1400-1700 килокалорий, уровень белка должен составлять 50-60 грамм. Если он получит 2500 килокалорий, да еще и передачи от родственников — может значительно ухудшиться его состояние. Еще врач обязательно должен рассказывать о побочных действиях лекарства, которое прописывает. У нас же часто об этом забывают, а пациент просто не знает своих прав».

Все то, что уже прописано в существующих законах, конечно, радует. Но только требовать исполнения закона решается далеко не каждый. Кто-то просто боится, что потом не получит в больнице хоть какого-то лечения, а кто-то просто не знает, что ему положено. Наверное, поэтому многие предпочли бы лечиться в частных клиниках, где к пациенту чаще относятся с большим уважением. Возможность наблюдаться амбулаторно в частных учреждениях тоже появится в следующем году, если будет принят законопроект об ОМС. Как говорит Татьяна Гроздова, возможность вступить в систему ОМС была у частников и раньше, для этого надо было подготовить пакет документов. Но почему-то брать на себя пациентов с полисом ОМС в частных клиниках не очень-то хотели. «Во-первых, частников останавливал тариф, - считает Татьяна Гроздова. - Они считают, что у них цены намного выше. Правда, теперь они готовы войти в систему ОМС, не обращая внимания на тариф. Во-вторых, мне кажется, их сдерживает то, что после вступления в систему они будут жестко контролироваться с нашей стороны и со стороны страховщиков. Страховые организации обязаны проследить за выполнением медицинских стандартов. Кто захочет такого контроля? Только те, кто действительно качественно выполняет свою работу. Но такие обязательно будут». Татьяна Гроздова абсолютно уверена, что муниципальные поликлиники в любом случае не потеряют своих пациентов. Прежде всего, частники вряд ли осилят такой большой объем больных. С другой стороны, пожилые люди вряд ли захотят менять врачей, к которым ходят уже много лет. Повышается и уровень оснащенности МУЗов и ГУЗов, теперь они могут похвастаться дорогим и хорошим оборудованием. Такого же мнения придерживаются и представители страховых организаций. По их словам, сегодня людям зачастую приходится ждать своей очереди на обследование, и ожидание порой затягивается на недели. Частные клиники помогут разгрузить государственные, но не заменят их полностью, произойдет лишь перераспределение пациентов. Кроме того, появится реальная конкуренция между клиниками, все будут заинтересованы в привлечении пациентов, а сделать это можно будет только одним способом - за счет повышения качества оказываемой медицинской помощи. Поэтому без клиентов, по мнению страховщиков, рискуют остаться лишь те клиники, которые не особо заботятся о своих пациентах.

Что ж, такая перспектива не может не радовать. Если законопроект будет принят, врачи и страховые компании будут, попросту говоря, бороться за пациентов. А это только на руку людям, которые хотят получить качественную медицинскую помощь. «И врачам, и страховым компаниям, и нашему фонду придется подстраиваться, придется изменять многие виды своей работы, - уверена Татьяна Гроздова. - Вопрос в том, как мы с вами реализуем закон, как врачи и пациенты поведут себя. Или мы все вместе - врачи, страховщики и в первую очередь пациенты - понимаем закон, как он есть, или продолжаем забывать о своих правах и дважды платить за свое здоровье. В таком случае закон опять не будет работать».

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (4)
9 ноября 2010, 07:18

В 2009 году мне участковый гинеколог в городе Балаково сказал, что у меня рак матки, мне пришлось подтверждать свой диагноз в областной больнице г. Саратова.
В 2010 году у меня было кровотечение по-женски в течении 6 месяцев подряд. Меня мурыжили в этой же консультации 2 месяца. За это время я дважды сдавала все аналицы, потому что моя карточка с анализами бесследно исчезала, в итоге, я пришла к ним и сказала, я буду ночевать в консультации, и никуда не уйду, у меня кровотечение, дайте мне направление в горбольницу- это направление мне писали 5 часов.
Как найти управу на таких врачей?

ответить
9 ноября 2010, 13:37

Елена Викторовна! Давайте их хотя бы поименно, хотя бы здесь опубликуем! Чтобы хоть им и ничего, как всегда, не будет, пациентки к ним не ходили!

ответить
9 ноября 2010, 14:05

Вы имеете полное право обратиться в свою страховую компанию (ее телефон на медицинском полисе) и потребовать специальной экспертизы, чтобы доказать, что вас лечили неправильно и потребовать возмещения ущерба. Страховая обязана вступаться за своих клиентов и разбирать все жалобы. Так же можно обратиться за помощью в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, там рассматривают каждое обращение и помогают, чем могут. Там Вас обязательно проконсультируют - 23-87-40.

ответить
9 ноября 2010, 14:05

Вы имеете полное право обратиться в свою страховую компанию (ее телефон на медицинском полисе) и потребовать специальной экспертизы, чтобы доказать, что вас лечили неправильно и потребовать возмещения ущерба. Страховая обязана вступаться за своих клиентов и разбирать все жалобы. Так же можно обратиться за помощью в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, там рассматривают каждое обращение и помогают, чем могут. Там Вас обязательно проконсультируют - 23-87-40.

ответить
на главную