И, наконец, не танцевать

И, наконец, не танцевать

В областной думе снова обратились к Аристотелю. Древнегреческий философ просто не дает покоя нашим законодателям со своими размышлениями о вечном. На этот раз парламентарии добрались до того места античных трудов, где сказано об этике, цель которой, по разумению мыслителя, есть счастье - деятельность души в полноте добродетели. Секреты депутатского счастья выведал и воплотил Александр Ландо

Что означает, если человек не использует понятия добра и зла? Что он использует другие понятия: круто - не круто, престижно - не престижно, хорошо для меня лично или плохо… И мы сталкиваемся с явлениями, которые совсем недавно казались совершенно немыслимыми.

Андрей Юревич, заместитель директора Института психологии РАН

(«Русский репортер», №44 (172) 11-18 ноября 2010)

В областной думе снова обратились к Аристотелю. Древнегреческий философ просто не дает покоя нашим законодателям со своими размышлениями о вечном. На этот раз парламентарии добрались до того места античных трудов, где сказано об этике, цель которой, по разумению мыслителя, есть счастье - деятельность души в полноте добродетели. Секреты депутатского счастья выведал и воплотил Александр Ландо. 

Ах, милостивый государь

Депутата можно понять, потому что коллеги ведут себя так неэтично (особенно по отношению к нему самому), что прямо плакать хочется. Вот возьмем, например, прошлогодний случай, когда на очередном заседании областного парламента отклонили аналогичную инициативу. Леонид Писной взял и снова прилюдно напомнил историю о легализации проституции. Ведь как неэтично поступил! Все бы ему на старую мозоль давить да ухмыляться. И в этот раз заявил, что он, мол, «вправе высказать любое мнение, нравится оно кому-то или нет». Не надо никаких «любых» мнений. То есть, пускай они будут, но без «грубых, оскорбительных выражений, наносящих ущерб чести и достоинству депутатов областной думы и других лиц». Раз уж захотелось крепкое словцо отпустить, так только вкупе с «не будете ли вы так любезны…» или «ах, что вы, что вы…» Ну и к незаконным действиям призывать, разумеется, тоже нельзя. Нельзя, по замыслу разработчиков (в коих числятся еще Сергей Суровов и Виктор Щербаков), так просто взять и сказать: «Давайте украдем из бюджета пару миллионов». Надо заговорщически: «Давайте проведем торги…» и глазом так, мол, «…ну, вы понимаете».

А кто будет открыто призывать к разграблению народного имущества, да еще делать это матом, оскорбляя честь и достоинство других лиц, тем, считают трое «регламентариев», нужно вынести предупреждение, заставить публично извиняться и вообще лишить права выступать на следующем заседании. Пожалуйста, простой рецепт, который обязательно приведет к всеобъемлющему депутатскому счастью.

Вот вкратце то, что предложили трио Суровов-Ландо-Щербаков. И то, что на этой неделе на очередном заседании приняли народные избранники. «Белое не надевать, обтягивающее не носить и, наконец, не танцевать». Не так и много, если вдуматься. Тем более, как считает коллега инициаторов по цеху Ольга Алимова, нормальный человек и так не станет делать того, о чем решили написать единороссы. Она это говорила год назад, повторяет и сейчас.

Этика и психология депутатской жизни

Забавно, что подобный законопроект привнесли и протащили именно депутаты, «особо отличающиеся» высоконравственным и чрезмерно этичным поведением. Взять, к примеру, Ландо, раз уж он по алфавиту первым пришелся. О его любви к «белому и обтягивающему» не знает разве что южноафриканский фермер-бур Джон Боттл. И то, исключительно потому, что с большим вниманием следит за миграцией аиста марабу и посему редко общается с соседями. Зато облдеп всячески стремится указать другим на возможную неэтичность поведения и защищает свои и чужие нежные органы слуха от грубых, оскорбительных выражений. Странно только, почему полномочиями «казнить-помиловать» он наделяет не себя, эталон депутатской этики, а какую-то мандатную комиссию, в которой даже и не состоит.

 Зато в ней состоит депутат Николай Чукалин. Вроде бы ничем не приметный парламентарий, не лицо партии, но и не ее спина, бывший генеральный, а затем исполнительный директор ГУП «Саратовский полиграфический комбинат». Но подвох затаился именно в слове «бывший». В число «эксов» Чукалин попал в июне сего года, когда был переведен на депутатскую работу на постоянной основе. С одной стороны, все благочинно: ушел человек на пенсию и устроился в думу. Тихо-мирно, без общественного обсуждения изменили закон и предоставили коллеге оплачиваемое место. Однако имеется одно «но» - на содержание «постоянного» депутата из регионального бюджета требуется 1,7 миллиона в год. В городе десятки пенсионеров занимаются общественной работой: судятся с управляющими компаниями, зарываются в документах, реально (!) помогают соседям по дому и улице и знакомы с законами не хуже председателя комитета по регламенту, а такой прибавки к пенсии не получают.

И происходит это на фоне перманентных заявлений руководства страны о необходимости сокращать расходы на чиновников. Формально, конечно, депутат чиновником не является, но мы же понимаем, что к чему. И вот Чукалин, по мнению разработчиков поправок в закон о регламенте, должен заниматься вопросами депутатской этики. Наверное, справится, по крайней мере определить, насколько брань в зале заседания безнравственнее изменения закона с целью получения бюджетного довольствия, он сможет.

 Заметьте, Ландо такой подход к деньгам не находит неэтичным и утверждает, что «любой депутат, который считает необходимым работать на постоянной основе, имеет право подать заявление, и это заявление должно быть удовлетворено», - так он прокомментировал желание своего коллеги Юрия Заигралова получать зарплату в думе. Похоже, глава облпотребсоюза вскоре оставит свою должность, потому что получать деньги в двух местах народный избранник не может. Таким образом, бюджет региона теряет порядка 3,5 миллиона рублей. Много? Пожалуй, что нет. Всего-то 3-4 квартиры ветеранам или сиротам. Всего-то ремонт в паре-тройке школ или больниц области. Разве это сравнимо с задачами, которые теперь, трудясь денно и нощно, смогут решить государственные мужи? Да и с этикой все в порядке, то ли дело «допускать необоснованные обвинения»?

Есть в тройке поборников депутатской этики и человек по фамилии Суровов, о его делах и делишках «Газета Наша Версия» пишет буквально в каждом выпуске. Из номера в номер мы информируем читателей и прокуратуру области о вопиющих, по нашему мнению, фактах коррупции, творящихся в стенах академии права, возглавляемой г-ном Сурововым. В это время сам ректор вуза считает для себя возможным выступать с предложением о недопустимости нарушений морально-нравственных устоев. Может быть, он полагает, что сможет привлечь своих возможных оппонентов в облдуме за распространение «заведомо ложной информации»? Так ее еще как минимум нужно проверить. Если областная прокуратура игнорирует многочисленные злоупотребления и не выносит соответствующих заключений, это еще не значит, что к депутату нет никаких претензий. Не только с этической стороны, но и с уголовной.

По всей видимости, некоторым законотворцам хотелось бы слышать о себе исключительно добрые и, главное, выверенные слова. Все остальное они считают неприличным и безнравственным. И, чтобы было все культурненько, в думских стенах идет разговор о создании отдела по межрегиональным связям и связям с общественностью, а также выделении бюджетных 13 миллионов на освещение деятельности губернского заксобрания. И лоббирует проект опять-таки Ландо. Это тоже к вопросу об этике. Многие саратовские издания готовы выделять газетные полосы под освещение деятельности облдумы совершенно бесплатно, никаких миллионов не надо. Но вот только в данном случае никто не гарантирует, что не будет нелицеприятных оценок и прочего, чего так не хотят видеть и слышать Ландо, Суровов и их товарищи. От подобных публикаций нет им ни счастья, ни душевной добродетели. И снова они готовы снять деньги хоть с сельских дорог, лишь бы не слышать в свой адрес чего-нибудь неэтичного.

Думский фрейдизм

В 1994-1995 годах в Государственной думе РФ был такой депутат Вячеслав Марычев. Сначала он являлся членом ЛДПР, затем вышел из партии, но остался во фракции. Однако нас интересует не его политическая принадлежность, а поведение на заседаниях. Жалко, что Николай Панков в то время еще не являлся членом комиссии по вопросам депутатской этики, потому что мог бы многое нам поведать. Так вот, знаменит народный избранник был тем, что, будучи актером, периодически являлся в зал в различных костюмах: синем кимоно, камуфляже, малиновом пиджаке и т.д. Однажды даже нацепил накладную грудь седьмого размера и в таком виде просидел ползаседания. Можно себе представить, как оскорбило бы чувства нынешних саратовских законотворцев, свершись нечто подобное сегодня на Радищева, 24а. Сколько громких слов о нарушении этики было бы произнесено! А ведь некоторые поборники нравственности когда-то сами были не прочь вырядиться на публике в нечто экстравагантное, но времена уже не те и творческая нереализованность сублимируется в желание запретить другим. Об этом еще дедушка Фрейд писал.

Почему-то некоторые депутаты очень легко определяют, что является этичным или не этичным по отношению к ним самим, но совершенно не понимают, что безнравственно по отношению к людям.