В очередь, сукины дети

В очередь, сукины дети

Всем, кто в детстве читал рассказ Леонида Андреева «Кусака», известно, что самая отвратительная форма жестокости - сначала приласкать бездомную собаку, а потом пнуть ее ногой в живот. Впрочем, речь дальше пойдет не о братьях наших меньших, а о заседании коллегии министерства культуры, которое состоялось на этой неделе в камерном зале областной филармонии им. А. Шнитке

без названияВсем, кто в детстве читал рассказ Леонида Андреева «Кусака», известно, что самая отвратительная форма жестокости - сначала приласкать бездомную собаку, а потом пнуть ее ногой в живот. Впрочем, речь дальше пойдет не о братьях наших меньших, а о заседании коллегии министерства культуры, которое состоялось на этой неделе в камерном зале областной филармонии им. А. Шнитке.

Вначале показалось: ну наконец-то. Чиновники оторвали приторно-умильные взоры от нового ТЮЗа и повернулись лицом к филармонии, большой концертный зал которой уже четыре года стоит без ремонта после серьезного пожара. Началось заседание коллегии необычно лирически. Министр культуры региона Владимир Синюков попросил художественного руководителя филармонии Анатолия Катца «сыграть увертюру к заседанию нашего бюрократического органа». Музыка Шуберта на официальном мероприятии - это, согласитесь, вдохновляет. Затем был показан фильм об истории филармонии, во время которого директор Светлана Краснощекова не могла сдержать эмоций и тайком утирала слезы. Казалось, еще немного - и замминистра культуры Наталья Ипатова обнимется со Светланой Владимировной и тоже заплачет. А потом Владимир Синюков встанет и во всеуслышание объявит, что деньги на ремонт сгоревшего зала нашлись. Однако первое впечатление оказалось весьма обманчивым. Лирика быстро закончилась.

Честно говоря, к последовавшему далее спектаклю в качестве увертюры больше бы подошла «Мурка», а не Шуберт. Обычно сдержанного и старающегося понравиться, министра культуры будто подменили. Он в пух и прах разнес доклад директора о концертной деятельности филармонии за последние четыре года. Чиновник как бы и не услышал, что жизнь этого учреждения культуры разделилась надвое: до 21 ноября 2006 года, когда пожар лишил музыкантов большого концертного зала, и после. Ничего, что «погорелому театру» удалось сохранить все творческие коллективы и даже создать новые: ансамбль «Манго-экспресс», эстрадный театр для детей «Арт-ревю» и др. Ничего, что, несмотря на отсутствие собственной сцены, музыканты продолжают играть на арендованных площадках то же количество концертов - около 900 в год. Ничего, что только в этом году за аренду залов организации пришлось выложить 2,3 миллиона рублей. Все это как бы само собой разумеется.

Наверное, лучше, если бы сотрудники филармонии сидели на коллегии с испитыми лицами и падали в голодные обмороки. Ведь Владимира Синюкова очень взволновало, что доходы филармонии с каждым годом растут. Еще больше его возмутило, что количество «выездных» концертов по области уменьшается. Как объяснила Светлана Владимировна, в некоторых районных управлениях культуры не проявляют заинтересованности в проведении концертов. Да и сценических площадок, которые могли бы принять филармонические оркестры, в глубинке зачастую просто нет. А если взять соотношение заработанных средств и дотаций из бюджета, то цифры будут говорить не в пользу последних. По грубым подсчетам, если в 2006 году к выделенным из казны 6 миллионам было заработано 5, то в этом году на 2 миллиона бюджетных рублей пришлось 8 миллионов заработанных денег. «С первого января филармония станет автономным учреждением. Мы учимся зарабатывать, учимся вести хозяйственную деятельность, даже в отсутствие концертного зала», - подчеркнула Краснощекова.

«Я не в свойственной себе роли сейчас выступлю, - предупредил Владимир Синюков. - Казалось бы, я должен сказать «ура!», «молодец!». Но скажу: надо относиться к зарабатыванию денег осторожно. Ваша политика должны быть выстроена так, чтобы коммерческий интерес - вот прямо осмеливаюсь это говорить - не преобладал. Просветительский, творческий - вот приоритет. И если мы увидим, что эти «ножницы» будут и дальше сдвигаться за счет культурного обслуживания граждан Саратовской области, я вам скажу: оценка будет «двойка».

 «Большая часть доходов поступает от городских концертов. Мы не поднимаем цены на концерты в районах области, потому что мы понимаем, куда едем. Если приезжают именитые исполнители, мы же не можем продавать билеты за три копейки! И потом - нам нет смысла проводить концерты при пустых залах. У нас практически каждый концерт аншлаговый, как я считаю, благодаря правильно выстроенной ценовой политике», - парировала Светлана Краснощекова.

Но эти и другие объяснения, а также выступления в защиту филармонии членов коллегии министр, казалось, не воспринимал и продолжал допрос. А какие рейтинги у ваших коллективов? Приглашаете ли на концерты ветеранов? Почему исполняете так мало произведений саратовских композиторов? Вот приезжал недавно на гастроли дирижер Понькин, и ему ваш симфонический оркестр не понравился. А может, он прав? И, наконец, совсем язвительно: «У вас проблем нет, кроме зала?»

И другие проблемы, конечно, есть. Жалкое финансирование, отсутствие постоянного главного дирижера, отток молодых музыкантов, которые не готовы за гроши заниматься «концертным обслуживанием населения», равнодушие больших и маленьких чиновников, наконец... «Раньше артисты филармонии ездили по самым отдаленным районам области с программой «Ромен Ролан и музыка», - сказал Анатолий Катц. - Вы себе можете сейчас представить такую программу в Ивантеевке?» «А почему бы и нет?» - вскинулся Синюков. «В таком случае это мое выступление примите за жалобу на руководителей управлений культуры, которым надо внушить, что филармония не просто напрашивается, а собирается проводить просветительскую работу», - иронично заметил Анатолий Иосифович.

«Смотрите: они хотят жаловаться на Ивантеевку в министерство культуры! Просто чудо!» - патетически, растягивая слова, произнес министр и разразился тирадой о «крахе» и «эмоционально-психологическом нонсенсе». Видимо, из-за своего скептического настроя Владимир Николаевич не сразу понял, что речь идет не о простых жителях, не желающих просвещаться, а о чиновниках от культуры, которым до художественного просвещения населения как до лампочки. «Я ведь не к зрителю Ивантеевки имею претензии, а к руководству отдела культуры Ивантеевского района, которым вы непосредственно заведуете. Кто нам разрешит проводить концерты?» - пояснил худрук филармонии разбушевавшемуся министру. Еще Анатолий Катц очень к месту вспомнил случай на репетиции Ленинградского симфонического оркестра. Произошел конфликт между концертмейстером и дирижером. Концертмейстер встал и сказал: «Вы, пожалуйста, на оркестр не кричите, иначе мы начнем играть так, как вы показываете». Анатолий Иосифович, конечно, хотел обрисовать отношения, которые иногда складываются между оркестром и приглашенным дирижером, но получилось гораздо многозначительнее.

 Под занавес Владимир Синюков смягчился и назвал филармонию «жемчужиной» саратовской культуры. Заявил, «в том числе для СМИ»: министерство не оставит учреждение без поддержки. Проснулся и молчавший два с половиной часа депутат облдумы Николай Чукалин. Он сообщил, что в следующем году на ремонт концертного зала будет выделено 30 миллионов рублей. «Мы не нашли общего языка с правительством области по этому поводу. Вопрос бюджета достаточно серьезный. Нам сказали: давайте закончим с ТЮЗом, а потом займемся филармонией», - перевел стрелки депутат. В общем, не сказал ничего нового и радостного. Наталья Ипатова на совещании не выступала. Уже после того как   возмутительнейшее действо закончилось, замминистра культуры подошла к Светлане Краснощековой и сказал спасибо за работу. Однако эта ложка меда утонула в огромной бочке дегтя, которую чиновники опрокинули на филармонию, вместо того чтобы попросить у музыкантов прощения за годы мытарств и собственное бездействие.