N47 (104) 17 декабря 2010   17.12.2010 | 02:18
Рекламная жесть
Рубрика: вид с панели
Просмотров: 511
Версия для печати

без названияС рекламой жители нашего города сталкиваются на каждом шагу. Она повсюду - на фасадах зданий, на остановках, на транспорте, на асфальте и даже на специально нанятых людях. Она пытается докричаться до нас из окон троллейбусов, облепленных сверху донизу стикерами, с уличных билбордов, растяжек, тумб... Она перекрывает дорогу пешеходам выставленными у магазинов рекламными «раскладушками» и буквально бросается под ноги надписями на тротуаре. А уж для собирателей различных ляпов саратовская наружная реклама - вообще неисчерпаемый источник. Создается впечатление, что рекламный рынок в нашем городе - явление стихийное и никем не контролируемое. Так ли это на самом деле?

Со щитом или на щите

На пересечении Астраханской и Московской не так давно можно было увидеть билборд с фотографией троих веселых молодых людей и следующим текстом: «Хотите приносить пользу обществу? Хотите, чтобы девушки бежали вам на встречу или за вами? Хотите, чтобы вас ждали в любое время и в любую погоду? МУПП «Саратовгорэлектротранс» приглашает на работу и курсы водителя троллейбуса и трамвая». Вообще, считающееся убыточным муниципальное предприятие заметно активизировалось на рекламном рынке. С недавних пор всем пассажирам троллейбусов и трамваев выдают новые билеты - в четыре раза больше прежних. На гигантских талонах теперь печатают рекламу, причем не на оборотной стороне, а на лицевой, так что не увидеть ее невозможно, да и выкинуть до конца поездки «рекламную листовку» не получится. Будем надеяться, что все это задумано для улучшения качества пассажирских перевозок.

В отличие от дотационного электротранспорта, МУП «Городской центр размещения рекламы» который год обгоняет по доходам всех своих коллег и является главным «двигателем торговли» в нашем городе. Согласно отчету комитета по управлению имуществом, за первый квартал 2010 года поступления от муниципальных предприятий в городской бюджет составили 15,1 миллиона рублей, из которых 11,7 миллиона, или 77,6%, заработал именно рекламный центр. Как рассказал руководитель предприятия Петр Волосевич, МУП владеет муниципальными земельными участками на праве хозяйственного ведения и предоставляет их рекламораспространителям для размещения рекламных конструкций. По решению городских депутатов, годовая ставка арендной платы составляет 1 200 рублей за квадратный метр. В ведении города находится свыше двух тысяч рекламных конструкций,1 602 из которых - билборды, около 400 сити-форматов, два цифровых монитора и т.д.

Помимо комитета по экономике, который выдает разрешения на установку рекламных конструкций, к формированию торгового лица нашего города прикладывает руку комитет по архитектуре и ГИБДД. Эти структуры согласовывают эскизный проект и схему размещения объекта наружной рекламы. От рекламщиков требуют соблюдения всех стандартов: размера, высоты опоры, отступов от края проезжей части и пр. Если конструкция довольно громоздкая, необходим также расчет ветровой нагрузки. Однако ни для кого не секрет, что во время ураганов билборды в Саратове падают с пугающей регулярностью. Только в начале декабря от падения рекламных щитов пострадали два человека. Так что реклама в Саратове бывает не только навязчива, но и потенциально опасна для жизни и здоровья горожан.

Большие формы

Наверное, все жители Саратова хотели бы, чтобы наружная реклама не портила, а наоборот - украшала улицы и проспекты, не «подминала» под себя городской ландшафт, а была гармоничным его дополнением. Огромные рекламные растяжки и неказистые, часто безвкусно сделанные вывески магазинов заслоняют пока еще уцелевшие архитектурные красоты. Стоящие частоколом рекламные конструкции перегораживают и без того узкие тротуары. Складывается впечатление, что реклама, как и торговля вообще, вещая об «индивидуальном подходе к каждому клиенту» и заботе о наших организмах, кошельках и прочем имуществе, потихоньку вытесняет из городского пространства самих жителей... К счастью, недавно наконец очистили от несанкционированных объявлений строительные заборы. И результат, как говорится в рекламе, налицо.

На то, что обилие всевозможной рекламы портит внешний вид Саратова, уже не первый год указывают чиновникам местные архитекторы и проектировщики. На прошлой неделе профессиональное сообщество выступило с очередным обращением к городской власти. В нем, в частности, говорится: «...есть вопросы, которые можно решить, что называется, «малой кровью», путем внесения изменений в правила землепользования и застройки, как, например, беспардонный захват общественных территорий, безобразное размещение наружных блоков кондиционеров не только в новых домах, но и на памятниках архитектуры... Также не требует больших средств вопрос о «лоскутном» ремонте фасадов, о тротуарной плитке 4-х видов (!) на одном квартале, вперемешку с разбитым асфальтом, о дислокации билбордов и вообще наружной рекламы...»

без названияКстати, нелишним будет напомнить местной администрации о решении Саратовской городской думы, принятом в 2007 году. Депутаты тогда сошлись во мнении, что рекламные конструкции площадью больше 10 квадратных метров должны быть убраны из центра Саратова, а именно - из зон охраны памятников истории и культуры. Как сообщала в 2007 году пресс-служба гордумы, цитируя тогдашнего и.о. председателя комитета по экономике городской администрации Елену Ножечкину, срок действия уже выданных разрешений на установку рекламы истекает до 2011 года. А глава города Олег Грищенко заявил: «Все депутаты согласились, что часть рекламных конструкций надо убирать из центра города, в частности те билборды, которые портят внешний вид домов и улиц. Те же, которые создают определенный облик, я думаю, можно оставить». Золотые слова! Будем надеяться, что за ними последуют золотые дела и в наступающем году наконец исчезнут гигантские растяжки с площади Чернышевского над панорамой города, с бывшей гостиницы «Россия» и других зданий.

Сегодня отказ от больших форматов в рекламе - тенденция общероссийская. «Во многих городах стараются отойти от использования конструкций 3х6 - самого популярного формата билборда на сегодняшний день. Упор делается на более мелкоформатные и динамические конструкции: тривижн - стенды, которые состоят из периодически поворачивающихся трехгранных призм, скроллеры - дисплеи, позволяющие прокручивать один за другим несколько рекламных постеров, и цифровые мониторы», - отметил Петр Волосевич. Однако билборды - удовольствие гораздо более дешевое (так, билборд 3х6 стоит порядка ста тысяч, а экран - около двух миллионов рублей), чем новые виды конструкций, и потому надеяться на их скорое исчезновение не приходится.

Без  Водкина под  Мухой

Конечно, ликвидацией крупногабаритных щитов проблему перенасыщения города не решить. Как же бороться с пошлостью и безвкусицей, царящими в саратовской наружной рекламе и внешнем облике торговых точек? Очевидно, необходимо не только создание продуманной схемы размещения рекламных конструкций в Саратове, но и разработка общих жестких требований к наружному оформлению магазинов и предприятий, особенно в центре города. Вывески, например, - забота комитета по архитектуре. Но вряд ли здесь можно справиться только силами обыкновенных чиновников, зачастую исходящих из соображений экономии и выгоды, а не гармонии и красоты. Саратову давно необходим главный художник, должность которого существовала в советское время, а потом была ликвидирована.

По мнению председателя местного отделения Союза художников Павла Маскаева, главный художник города - это человек, который рассматривает всю городскую среду как одно художественное произведение. Фасады домов, газоны, парки, скверы, памятники, автостоянки, рекламные объекты - все вместе они должны составлять единую композицию и создавать благоприятную, комфортную среду для горожан. Сегодня же, по мнению Павла Александровича, чиновники больше интересуются интерьерами, чем экстерьерами. А когда они вдруг обращают внимание на внешний облик Саратова, то получается, как с кашпо - ни уму ни сердцу. Да и над плакатами ко Дню города не посмеялись, пожалуй, только единороссы.

К сожалению, пока в городской администрации не появится человек с художественным вкусом, соответствующим образованием и кругозором, наш город так и будут хаотично украшать «шедевры» безымянных саратовских рекламистов. Однако не стоит забывать, что реклама - часть бизнеса, и в дизайн и тексты макетов главный художник вмешаться наверняка не сможет. Здесь определяющую роль играют вкус и чувство прекрасного у специалистов рекламных агентств, которые в свою очередь ссылаются на низкий уровень культуры и упрямство заказчиков. Однако посмотрите на саморекламу большинства рекламных контор, и вы многое о них поймете.

Возможно, повышению уровня саратовской рекламы поспособствует новый проект «Рекламная жесть», в рамках которого будут собраны различные ляпы. По словам одного из организаторов проекта, известного в городе рекламиста Сергея Перекатнова, создателей самой нелепой, глупой и смешной рекламы поделят по номинациям и вручат специальные призы. Возможно, что-то изменится с приходом на рынок труда дипломированных рекламистов, которых готовит Международный факультет прикладных информационных технологий СГТУ. Хотелось бы верить, что когда-нибудь реклама будет вызывать только добрые чувства и приятные эмоции. А пока остается любоваться рекламными плакатами Альфонса Мухи в Радищевском музее и вспоминать нашего земляка Кузьму Петрова-Водкина, который на заре своей молодости зарабатывал изготовлением вывесок.

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную