N48 (105) 24 декабря 2010   24.12.2010 | 01:31
Ты же лопнешь, деточка
Рубрика: редакционные расправки
Просмотров: 462
Версия для печати

без названия«Нельзя довольно налюбоваться тобой, маститый старец! Поведай нам, поведай миру, как ты ухитрился, дожив до шестидесятилетнего возраста, сохранить во всей неприкосновенности ум шестилетнего ребенка?»

А. Н. Островский

 

22 декабря 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда под председательством судьи И. А. Елкановой постановила...

Стоп-стоп! История эта началась задолго до декабря, а потому не будем забегать вперед. Те из читателей, кому не терпится узнать о позавчерашнем судебном решении, пусть заглянут в последний абзац статьи. Для прочих сделаем экскурс в недалекое прошлое.

Прав был Антуан де Сент-Экзюпери: некоторые мягкие шляпы втайне воображают себя страшными удавами. Ты хочешь повесить шляпу на ее законное место, но она тебя не отпускает и норовит придушить.

 Шестидесятидвухлетний сочинитель детских сказок Михаил Лубоцкий (он же Каришнев-Лубоцкий) с недавних пор так искренне ко мне привязался, что теперь необычайно трудно от него отвязаться. Только за прошедший год сказочник посвятил вашему обозревателю три статьи в еженедельной газете «Литературная Россия», одну статью в журнале «Открытым текстом», одну статью на сайте «Общественного мнения» (некоторые из них позднее были перепечатаны в «Земском обозрении», на сайте Saroblnews и в «Нашей версии в Саратове» у небезызвестного Эдика Абросимова).

И это еще не все. Прибавьте многочисленные интернет-отзывы Лубоцкого на мои статьи и даже на информационные заметки, размещенные в Сети (один из комментариев сопровождался, кстати, пугающей подписью «Твой надолго неразлучный спутник по жизни Михаил К-Л»). А еще присовокупьте к этому разнообразные тексты, сочиненные тем же литератором для различных судебных инстанций. Настоящий обвал слов, лавина, селевой поток.

Первопричина такой гиперактивности трудолюбивого саратовского сказочника проста и кошмарна одновременно.

Едва ли не каждый из нас хоть однажды, но сталкивался с детскими капризами и знает, насколько те бывают невыносимы. Ты популярно объясняешь малолетнему существу, что эту машинку он не заслужил потому-то и потому-то, а дитя слушать ничего не хочет: начинает кататься по полу, сучить ножками, вопить на весь супермаркет и притягивать удивленно-сочувственные взгляды посетителей. И ты, ни в чем не виноватый, ощущаешь себя почти Бармалеем.

Здесь ситуация примерно такая же. Гневно-обиженную реакцию Лубоцкого вызвали две мои сравнительно небольшие по объему газетные статьи. В них я без восторгов отозвался о деятельности Ассоциации Саратовских Писателей (АСП), чьим ответственным секретарем и является упомянутый выше саратовский сочинитель книжек для младшего и среднего школьного возраста.

 Никаких открытий Америк в этих статьях, кстати, я не совершал. Писал о довольно очевидных вещах. Например, о том, что членский билет АСП автоматически не превращает человека в писателя. И о том, что полученные членами АСП самодеятельные совписовские медальки с профилями покойных классиков вовсе не означают, будто наградополучатели творчески приблизились к уровню Грибоедова, Чехова, Маяковского или Маршака. Мне - и не мне одному - представлялось, что выпущенные АСП справочник «Литературная карта Саратовского края» и хрестоматия «На главной улице России» подготовлены крайне небрежно, грешат тенденциозностью и групповщиной. А если учесть, что те книги издавались отнюдь не на личные сбережения литераторов, такое расходование средств в нашей не слишком богатой губернии вряд ли выглядело оптимальным. И еще я деликатно указывал на то, что «административный ресурс» в лице уважаемой Натальи Алексеевны Ипатовой, принятой в АСП, полезен для получателей бюджетных грантов, однако способен, скорее, навредить имиджу губернской власти, нежели упрочить...

Что ж, я высказывал мнение, и никому не возбранялось его квалифицированно оспорить. В конце концов, АСП - не МАССОЛИТ из романа Булгакова, а Михаил Александрович Лубоцкий - не Михаил Александрович Берлиоз, и голова у него, похоже, на месте. Так почему бы ей не поработать? Можно было бы, к примеру, поискать какие-то доказательства высокого творческого потенциала соратников по Ассоциации (а вдруг я что-то упустил?) или неким образом подтвердить достойное качество выпущенных книг... Черта с два! В детской песочнице - совсем иная логика, иные правила поведения. Карапузам в панамках, в силу возраста, рефлексия еще недоступна. Малыш не задумается о своей правоте или неправоте. Он, потрясая пластмассовым совочком, первым делом наскочит на обидчика с визгом: «Сам такой! Сам такой! Сам такой!»

 Во взрослом мире принято обсуждать аргументы, в мире ясельном - осуждать человека, который эти «неправильные» аргументы привел. Так что Михаил Александрович поспешил донести до сведения читателей, что сам автор критических статей об АСП - фигура весьма подозрительная. Что им движут «злоба и зависть», что он занимается «огульным охаиванием» и «поливает грязью» начальство, что он критикует «Единую Россию» и даже написал роман под названием «Убить президента» (возьмите на заметку, гражданин начальник!). А еще - это крайне важно! - в вашего обозревателя однажды попытался плюнуть (в буквальном смысле) знаменитый М. Веллер. То, что в «большом» мире кажется нелепым анекдотом, для мира взволнованных карапузов, конечно, - убойный компромат. В человека плюнули и убежали, а он, вообразите, не побежал вслед и не плюнул в ответ. Позор, позор, позор! Таким не место в нашей песочнице!..

Читать «разоблачительные» тексты Лубоцкого тяжко. Угнетает, чаще всего, даже не их содержание, но форма. При чтении невольно вспоминается известный афоризм Самуила Маршака, который, слегка перефразируя высказывание Станиславского, замечал: «Для детей надо писать как для взрослых, только лучше». Судя по всему, создатель сказок про Уморушку извлек из этой фразы другой смысл: дескать, для взрослых надо писать, как для детей, только хуже.

Лишь этим, пожалуй, и можно объяснить жуткий стиль «взрослой» публицистики детского писателя. «Разрешения на использование для насмешек изображений обложек книг и имени автора этих книг, я думаю, Лев Гурский (Роман Арбитман) у правообладателей не спрашивал...» Прочтите внимательно, задержитесь на каждом слове. Пять родительных падежей - только в первой части фразы, - это и глазами прочесть непросто, а уж выговорить вслух невозможно. Про смысл фразы умолчим: ясно, что в младшей ясельной группе об авторском праве не знают. Но даже карапузам конструкция «разрешение на использование для насмешек» покажется странной.

Вот еще характерный пример из арсенала Лубоцкого-публициста: «...привык раздавать направо и налево бездоказательные и лживые литературные оплеухи». Чтобы оценить блеск фразы, попробуйте вообразить «доказательные и правдивые» оплеухи. Удалось? Или вот вам другая, столь же дивная стилистическая находка: «...стать объектом общественной дискуссии и критики в средствах массовой информации. И не только похвально-поощрительной, но и критической». О-о, критическая критика - это сильно!

Подобных перлов у нашего дорогого сочинителя - пруд пруди; все перечислить невозможно. Хотя ладно, вот еще один, не удержусь.

Рассказывая о вашем обозревателе, писатель докладывает: «является постоянным автором саратовской газеты «Газета Наша Версия» с ярко выраженной тематикой публикаций на политические и общественные проблемы». Как вам? «Публикация на проблемы» - это вообще перевод с какого на какой? Даже в русском канцелярском такой оборотец невозможен, а в русском литературном и подавно. «Если вы не чувствуете красоту слов русского языка, если не ощущаете ритм фраз, мелодику речи, то лучше не беритесь за перо», - советовал молодежи в своем «Живом Журнале» один детский писатель. Михаилом Лубоцким его, кстати, зовут.

Увы! Ни в ГК РФ, ни в УК РФ нет сегодня статей, подразумевающих ответственность за издевательство над родным языком. Однако среди тонн словесного мусора, рассыпанного по статьям Лубоцкого, нашлись еще и фразы (уж позвольте их тут не цитировать), которые ваш обозреватель квалифицировал как оскорбительные. Разыгравшись не на шутку, Михаил Александрович перешел границы области, где еще возможна полемика в СМИ, и вступил на территорию, охраняемую Фемидой. Поэтому, в конце концов, мне пришлось защищать свои честь и достоинство в суде.

Конечно, детская песочница и Фемида - вещи трудносовместные. А что делать? Когда хулиганит шестилетка, ему можно сурово погрозить пальцем, поставить в угол или же лишить сладкого. Но можно ли ставить в угол дееспособного шестидесятидвухлетнего гражданина с писательским билетом в кармане? И что толку грозить пальчиком человеку, который не чувствует разницы между истиной и сплетней, между фактами и фантазиями, между живыми людьми и придуманной Уморушкой? Таким образом, обращение к юстиции и требование компенсации стали неизбежностью...

 Дальше - совсем коротко. Волжский районный суд со второй попытки признал, что Лубоцкий должен-таки расплатиться за некоторые свои слова. А позавчера и Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда подтвердила решение суда районного: ответчик должен платить. Сумма сравнительно скромная - 15 тысяч плюс судебные издержки, - однако вполне достаточная для того, что Михаил Александрович сделал надлежащие выводы. А для начала хотя бы понял, что период детства кое у кого опасно затянулся и, черт возьми, пора уже взрослеть.

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (11)
24 декабря 2010, 13:44

Человеку с умом шестилетнего ребёнка Арбитман и Крутов проиграли один суд вчистую. Затем к ним присоединилась адвокат Фейтлихера Елена Кобзаренко. "Шестилетний ребёнок" отыграл 10 спорных фраз из 11, и это при том, что ему судья практически не давала говорить (можно было только вопросы задавть и через два с половиной часа что-то спешно протараторить). Да, коллегия облсуда оставила решение районного суда в силе. Но на главный мой вопрос: "Покажите, где в моей статье я обвиняю Арбитмана в нарушении закона?" ни в первый раз Арбитман с Крутовым не смогли ответить, ни во второй раз на этот вопрос Арбитман и Кобзаренко не дали ответ. Вопрос - решающий! - остался пока без ответа. Судья написала, что я, якобы, обвинил Арбитммана в нарушении (какого-то?) закона. И точку поставила - зачем доказательства приводить? Коллегия "проштамповала" это решение. Арбитман, дай ответ на мой вопрос! И мотивируй его, дай конкретный ответ. Твой, пока ещё неразлучный с тобой, товарищ и друг! И прошу: не 

ответить
24 декабря 2010, 13:49

правда звучит утопично? 

ответить
24 декабря 2010, 13:55

Моя просьба к Арбитману не лгать на коллег-писателей не влезла в предыдущий комментарий. Не лги, Роман, не заставляй людей плевать тебе в лицо (как М. Веллер), не писать, что ты - литературный мошенник и лжец (как написали об этом В. Крапивин, И. Глебова, А. Бобров, С. Лукьяненко и др.), не писать, что ты кого-то обосрал (прошу прощения за цитирование отзыва Кира Булычёва об Арбитмане в СМИ). Не лги, не передёргивай факты! Две-три статьи он обо мне и АСП написал... Двадцать три, как минимум! И в "Литературной России" эти статьи дублировал. А деньги с меня ты, может быть, и получишь. А, может быть, и нет. Добил ты свою репутацию этим судом!  

ответить
25 декабря 2010, 09:16

Михаил К-Л перстань нести всякую чушь и бред. Нам как читателям - то все ясно, из-за чего данный сыр бор. Роман спалил в прессе твою халтурку в АСП под патронажем венценосной Натальи П. Выдачу членских билетов писательской организации нужным людям, которые они кроме как в твоем АСП, никогда бы не получили. Мой совет - пиши лутше свои сказки, получай за них гонорары, а если этих средств не будет хватать - подторговывай как бабушки у рынка. Возможно даже и своми сказками, с подписью их автора. А данную кормушку с АСП давно следовало бы прикрыть, а то с такими АСП - читать уже стало нечего.  

ответить
25 декабря 2010, 15:07

Некоторые мерзавцы упорно распространяют слух (а кое-кто глупо повторяет за ними) о том, что в АСП есть сундуки с несметными сокровищами. За пять лет существования АСП я получил два гонорара за составление двух хрестоматий и несколько небольших гонораров в журнале "Волга-ХХ1 век". Если это - кормушка, то, получается, что я - злостный расхититель бюджетных денег. Если мы на собраниях АСП и выдали кому-то два-три членских билета, на которые эти люди не имели большого права, то сделали это по доброте душевной, а не корысти ради. Все, кто меня знает,убеждены в том, что я копейки не украду. Уверять кого-то в этом я не собираюсь. Отказаться ещё и от крошечных гонораров? P.S. Арбитмана я не обвинял в мошенничестве и в хакерстве. Но я считаю его крайне непорядочным человеком, литературным лжецом и просто бездарем. Это моё оценочное мнение, я так считаю!  

ответить
25 декабря 2010, 15:45

Да его за одни статьи в "Земском обозрении" следовало бы не только оштрафовать, а упечь в сумасшедший дом. Если у вас, детский писатель, проблемы именно с Арбитманом, зачем вы помимо него облили грязью полгорода? Или так все детские писатели поступают? И насчет 2-3 членских билета - это просто сказочный сюжет! Может 20-30? Тогда это будет хотя бы близко напоминать правду. Так что, как в анекдоте, или крест снимите, или трусы наденьте. 

ответить
25 декабря 2010, 17:39

Миша никто не говорит про сундуки с сокровищами, ты не привирай и не утрируй. Ты не расхитетель и жулик бюджетных денег - ты мелкий крапчила, таких ранее называли "себе на уме" или "стяжателями". То тут, то там по паре гонорарчиков, там пару тройку нужным бездарям от литеретуры членские билеты АСП, причем и не безбедным. Так вот и живут бездари от литературы, на былых успехах, присосавшись как пиявка к нужным людям.  

ответить
26 декабря 2010, 22:47

Да бросьте вы спорить - сейчас вон какие "сказочники" в ЕР собрались... И членских билетов выдают поболе, чем в каком-то АСП! И привелегий по тем билетам много больше, чем за писанину в АСП{#emotions_dlg.mail1} 

ответить
26 декабря 2010, 23:09

Недавно сценку одну наблюдал возле издательства "Слово". Вылезли из газели №2 двое Арбитман и Амусин. последний пинком отправил Рому на асфальт. Народ смотрит, помалкивает. Потом Амусин стал ботинки вытирать о бороду Арбитмана, а тот плакать и вопить, что все деньги , которые ему фонд Сороса заплатил вернет. ( за что, так и не понял) Народ начал роптать, к Амусину приблизился, а он и говорит,- это Арбитман - Гурский из газеты. Народ постоял и...разошелся! Даже слова не сказал в защиту лежачего. Вот это, господа, комментарий почище Лубоцкого!  

ответить
28 декабря 2010, 18:56

Да никак обратно сказочник Киришев-Лубоцкий появился под личиной Сафронова, со своими сказками. Что сказочник в открытую уже стыдно. 

ответить
29 декабря 2010, 21:48

Ба, у меня нет привычки скрываться под никами, если я использую ник, то весьма прозрачный. С чего мне вдруг в Сафронова превращаться? Я пишу правду, если бы я был свидетелем подобной сцены, то описал бы её. но я не в курсе. К кому, интересно, я присосался, уважаемый Гость? К работе своей, к друзьям? Если у меня есть "былые успехи", то почему я - бездарь? Я не умею себя пиарить, как Арбитман. Переиздал дюжину своих газетных статей тиражом триста экземпляров, а шуму об этом "событии" в десятке СМИ, как минимум. А у меня книга в Москве для детей в "Детиздате" вышла тиражом 7 000 экземпляров с цветными иллюстрациями ("Чудеса в решете" называется). И никакого шума нет. А я за эти рассказы получил в разные годы премию журнала "Мурзилка", Всероссийскую премию "Добрая лира", премию имени А. П. Чехова. 

ответить
на главную