В нашу библиотеку

В нашу библиотеку

Еще не стих интерес к книге политических карикатур Ольги Пегановой «От Флинта!», а Лев Гурский (он же Роман Арбитман) уже радует нас сборником литературных фельетонов «Союз писателей Атлантиды» («ПринТерра-Дизайн», Волгоград, 2010)

без названияЕще не стих интерес к книге политических карикатур Ольги Пегановой «От Флинта!», а Лев Гурский (он же Роман Арбитман) уже радует нас сборником литературных фельетонов «Союз писателей Атлантиды» («ПринТерра-Дизайн», Волгоград, 2010).

Обе книги - сатирическое высокохудожественное отображение тех малохудожественных безобразий, которые творятся в нашем городе.

Родство этих замечательных книг еще в том, что и карикатуры Пегановой, и фельетоны Гурского впервые увидели свет на страницах «Газеты Наша Версия». (Очень жаль, что, видимо, по недосмотру работников типографии в книге «Союз писателей Атлантиды» отсутствует ссылка на нашу газету.)

Как мне рецензировать книгу Гурского, если составившие ее 16 фельетонов я оценил еще до их публикации? Да и наш постоянный читатель наверняка помнит эти фельетоны. Вот некоторые заголовки: «И Пушкин - такой молодой…», «В лаптях на лыжах», «Саратов - родина страусов», «Карта в рукаве», «Славянский шкаф еще не продан», «Позорище».

Стиль Гурского можно назвать образцовым для литературного фельетона.

«Темными безлунными ночами Николай Гаврилович Чернышевский слезает со своего пьедестала и, озираясь по сторонам, чтобы никого не напугать, спускается вниз по улице Волжской до тех пор, пока не упирается в постамент-кресло, на котором сидит Константин Александрович Федин и смотрит на пивной павильон».

«Павел Ипатов (которому Николай Палькин достался от прежнего губернатора по наследству - вместе с проблемами ЖКХ, ТЮЗом-долгостроем, премией имени М. Алексеева и ужасными дорогами)…»

«Если бы Георгий Осипович Дантес был бы уроженцем не Эльзаса, а, к примеру, Саратова, то он мог бы запросто стать Почетным гражданином нашего города».

Впрочем, и сами персонажи помогают критику. Чего стоит массовое награждение литературными делягами друг друга всяческими премиями и званиями, или позорное чествование в музее Федина в дни 100-летия великого русского поэта Александра Твардовского его гонителя М. Алексеева!

Помогают они и убожеством своих текстов, цитаты из которых уже есть юмор:

«Нет на свете другого такого угла, /Ты забудь, дорогая, сомненья./ Есть столицы свинины, кино и угля./ А Саратов - столица сирени».

«Саратов мой, Саратов мой,/ Люблю тебя я всей душой…/Мои идеи и закуски/Попахивают стариной»…

«Мой Саша! Мой любимый Пушкин!/Твой образ в мыслях и душе./ Неважно, на какой я службе,/ Свободна, замужем уже».

При всех саратовских привязках значение фельетонов Гурского не ограничивается нашим городом. Высмеянная им псевдолитературная возня, нередко поощряемая местной властью, вовсю разворачивается и в других российских городах. И еще тем ценна книга Гурского, что жанр литературного фельетона сейчас очень редок. Я, во всяком случае, могу назвать еще лишь одно имя мастера этого жанра: петербуржец Виктор Топоров.

Возвращаясь к тому, с чего начал, выскажу умеренно-оптимистичную веру в то, что книги Ольги Пегановой и Льва Гурского - это лишь начало будущей библиотеки авторов «Газеты Наша Версия».