Стена равнодушия

Стена равнодушия

Быть инвалидом в России нелегко. А жить, имея «ограниченные возможности» (по чиновничьей терминологии) в Саратовской области - это подвиг, достойный восхищения. Их жизнь - это ежедневное многоборье, состоящее из бега по пересеченной местности и акробатических упражнений на лестницах учреждений и в транспорте. Но больше всего сил отнимают состязания с бюрократической машиной

без названияБыть инвалидом в России нелегко. А жить, имея «ограниченные возможности» (по чиновничьей терминологии) в Саратовской области - это подвиг, достойный восхищения. Их жизнь - это ежедневное многоборье, состоящее из бега по пересеченной местности и акробатических упражнений на лестницах учреждений и в транспорте. Но больше всего сил отнимают состязания с бюрократической машиной.

В ушедшем году мы неоднократно писали о проблемах инвалидов, с которыми они сталкиваются чуть ли не ежечасно, просто пытаясь выжить. В статье под названием «Кровососная система», напечатанной в №45 (102) нашей газеты, вышедшей в Международный день инвалидов, мы рассказывали о горькой доле родителей детей с диагнозом ДЦП в Саратовской области. В ходе беседы с руководителями объединения «Радость движения» выяснилось, как на деле, а не на словах официальные органы «заботятся» о детях-инвалидах. Почти годовые задержки выплат компенсаций за проезд к месту лечения и покупку реабилитационных средств, жуткая бюрократическая волокита, буквоедство - вот далеко не полный список проблем, затронутых в статье. Такую «стену заботы» трудно пробить и здоровому человеку, не говоря уже об инвалиде.

Но на саратовской земле живется несладко не только детям с диагнозом ДЦП. О проблемах, с которыми постоянно встречаются те, о ком общество как бы стремится забыть, мы побеседовали с членами Ассоциации инвалидов Саратовской области.

Геннадий Хабаров, председатель организации, считает, что главной проблемой на сегодняшний день является отсутствие интеграции инвалидов в общество:

- Сегодня почти нет интеграции. На работу инвалиду устроиться очень сложно - я лично обходил многие организации Саратова, пытаясь устроить на работу своих подопечных, но везде говорили, что мест нет. Мне кажется, у всех нас с детства вырабатывают уверенность в том, что инвалиды - люди второго сорта. Их обучают в спецучреждениях, то есть присутствует некая изоляция от здоровых. Между тем, во многих западных странах такие дети обучаются в обычных школах, то есть с детства прививается мысль, что они такие же члены общества, как и остальные. А то, что среди инвалидов часто встречаются люди очень способные, - это факт. Вот, к примеру, в селе Поповка Саратовского района живет Владимир Емельянов, инвалид I группы и ветеран спецназа, до недавнего времени передвигавшийся только на костылях. Несмотря на это, ему, благодаря своему таланту и энергии, удалось организовать в своем селе военно-патриотический клуб для детей от 7 до 18 лет. Теперь многие из воспитанников клуба хотят стать кадровыми военными. Вот вам пример способностей и талантов, которые такие люди реализовывают, несмотря на «ограниченные возможности». Жаль, что сегодня Владимир вновь временно обездвижен - восстанавливается после очередного инсульта.

От общих тем мы постепенно перешли к частным вопросам. По мнению председателя организации, нужно и можно решать конкретные вопросы здесь и сейчас:

- Вот взять, к примеру, такой случай: так вышло, что автобус маршрута №43 перевозил, в основном, стариков и инвалидов до дач возле «Саратоворгсинтеза». Водители отказывались перевозить льготников бесплатно, а альтернативы «газелям» на этом маршруте не было. Я обращался в разные официальные инстанции, в результате в прошлом году стариков начал возить комфортабельный автобус, выделенный фирмой «Межгортранс». Я оптимист и очень надеюсь, что в этом году такая работа будет продолжена. Вот пример того, как отдельная инициатива может облегчить жизнь людям. Жаль, что сегодня редко сталкиваешься с подобными проявлениями заботы.

Раиса Сидорова, член президиума Ассоциации инвалидов Саратовской области:

- И это проблема не только данного маршрута. В Октябрьском ущелье, к примеру, вообще нет социального транспорта, поэтому у инвалидов, которые там проживают, нет никакой возможности воспользоваться своими проездными. И таких мест в городе немало. А заказать социальное такси - это целая история.

Владимир Нилов, курирующий вопросы обеспечения протезами людей с проблемами опорно-двигательного аппарата:

- По Саратову трудно передвигаться даже здоровому человеку, не говоря уже об инвалиде. К несчастью, сегодня система построена таким образом, что нельзя получить элементарный протез, приехав в одно место. Иногда складывается впечатление, что все инстанции, которые нужно пройти инвалиду, нарочно раскидали по всему городу, чтобы их невозможно было объехать за один раз.

Валентина Милицина, член Ассоциации инвалидов Саратовской области:

- У нас все забывают о том, что многие инвалиды потеряли здоровье, работая на благо страны. Я до сих пор не могу подтвердить свой трудовой стаж. Я дитя войны, начала работать в колхозе с 8 лет, но пенсионный фонд утверждает, что это невозможно. В результате стаж мне засчитали лишь с 18 лет... Как живут инвалиды, да, пожалуй, все пенсионеры сегодня? После платы за квартиру - за газ, воду, отопление и электричество, на руках остается от силы полторы тысячи рублей. Как можно прожить на эти деньги, да еще и передвигаться по городу?

У каждого здорового человека подсознательно присутствует чувство вины перед теми, кто передвигается на коляске или на протезах. Кто-то, сталкиваясь с проблемами таких людей, старается погасить это чувство, оказывая им какую-то помощь, часто ограничиваясь подачей милостыни. А кто-то желает вовсе избавиться от вины способом «с глаз долой - из сердца вон». Похоже, что в нашем городе власть имущие избрали как раз такой метод душевного облегчения.

Вот и председатель Ассоциации инвалидов Саратовской области Геннадий Хабаров считает, что инвалида убивают не отдельные проблемы, а отношение людей:

- Больше всего ранит равнодушие.