Образованцы

Образованцы

Формально общественное обсуждение проекта нового базового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закончилось 1 февраля. Все предложения о поправках из регионов благополучно ушли в Минобрнауки РФ. Потому «круглый стол», состоявшийся на эту тему в Саратове 3 февраля, выполнил скорее роль приоткрытой крышки и позволил немного выпустить пар из бурлящего котла, в котором варятся участники образовательного процесса в Саратовской области, и не только они

ОбразованцыФормально общественное обсуждение проекта нового базового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закончилось 1 февраля. Все предложения о поправках из регионов благополучно ушли в Минобрнауки РФ. Потому «круглый стол», состоявшийся на эту тему в Саратове 3 февраля, выполнил скорее роль приоткрытой крышки и позволил немного выпустить пар из бурлящего котла, в котором варятся участники образовательного процесса в Саратовской области, и не только они. 

О необходимости базового закона, который привел бы российское образование в стройную упорядоченную систему, соответствующую «вызовам времени», говорят давно. Многочисленные нормативные акты, регулирующие эту сферу сегодня, не соответствуют не только светлому инновационному будущему, но даже довольно сумрачному настоящему. «Закон, который был принят в 1992 году, конечно, безнадежно устарел. Сплошные ссылки, сплошные поправки, сплошные изменения...» - посетовала, открывая заседание «круглого стола», вице-спикер областной думы Марина Алешина.

В проекте нового закона, который имеет, по выражению регионального министра образования Гарри Татаркова, «далеко идущие последствия», много хорошего и, пожалуй, почти столько же плохого. Сам Гарри Николаевич решил остановиться на позитивных моментах. Тему продолжил ректор СГУ Леонид Коссович, выразив «общеуниверситетское мнение»: закон важен и нужен. Однако общеуниверситетское опасение вызывает, например, тот факт, что докторантура исключается из законодательного поля. Отказываться от двухступенчатой подготовки научных кадров, по мнению ученых, не следует. Наряду с принципиальными поправками, Леонид Юрьевич внес коррективы и в некоторые формулировки. Например, «простых обывателей», коими авторы нового законопроекта окрестили большую часть россиян, следует заменить на более корректных «граждан».

Взявший затем слово ректор СГТУ Игорь Плеве размениваться на мелкую корректуру не стал и взял с места в карьер. По его мнению, закону об образовании может нанести «удар под дых» проект федерального закона о новых образовательных стандартах. «У меня сложилось впечатление, что этот федеральный образовательный стандарт готовили люди, близкие к преступникам, а не к ученым. Он может привести к обществу 5-процентной элиты, а обыватели-быдло должны будут платить за себя», - заявил Игорь Рудольфович, и по залу пробежал гул, который не прекращался до конца его выступления.

По мнению ректора СГТУ, подготовка рабочих профессий должна быть передана вузам. «Обучение специалиста в профучилище обходится областному бюджету в 50-60 тысяч рублей в год. В вузе его можно обучить не за три года, а за 3-4 месяца, и максимум за 7 тысяч», - обосновал он свое предложение. Кроме того, необходимо создать систему непрерывного образования «колледж - вуз», поскольку многие выпускники ссузов затем все равно получают высшее образование. «К сожалению, областная исполнительная власть не хочет считаться с этим, - отметил Игорь Плеве. - Они согласны с тем, что в аграрный университет включаются два колледжа, а включить колледжи в другие вузы почему-то считается неправильным. А почему бы не облегчить областной бюджет на 100-150 миллионов в год?»

Естественно, «областная власть» не смогла промолчать. Оказывается, минобразования области подготовило специальную программу развития профессионального образования совместно с учеными из Петербурга и Самары, суть которой в целом схожа с предложениями Плеве. И все бы хорошо, да вот зря министр Татарков упомянул привлеченные из других городов умы. «А почему саратовских ученых не пригласили?» - резонно спросили местные ректоры. Завязавшуюся перепалку профессионально остановила ведущая «круглого стола». «Гарри Николаевич, будьте выдержанным, вы же министр!» - осадила бывшего директора лицея бывшая учительница Марина Алешина. До выставления за дверь и вызова родителей в школу дело, к счастью, не дошло.

О законопроекте высказались и члены регионального парламента. Облдепы - кто-то в большей степени, кто-то в меньшей - недовольны. Галина Комкова нашла в документе массу разночтений и даже противоречия Конституции РФ. «Отношусь к закону резко отрицательно. Не как депутат, но и прежде всего как директор института законотворчества, который, что-то, наверное, разбирается в юридическом процессе», - взял слово Александр Ландо и еще долго его не отпускал. Высказался и Василий Синичкин. Но не по поводу документа, а за свободу слова. Василий Павлович предложил отдать захваченное Ландо право голоса профессионалам.

Представители муниципальных управлений образования, профсоюзов, директора школ, ссузов и детских садов, или коротко «образованцы», как их назвала глава профильного комитета администрации Саратова Марина Епифанова, жаловались на большой объем законопроекта (целых двести страниц!), говорили, что невнятно прописан статус педагога и негосударственных детсадов, почти забыто про обучение детей-инвалидов, поставлены под угрозу студенческие стипендии и дискредитированы художественные школы. В общем, за «круглым столом» царила демократия, не считая изгнания с трибуны чиновника из Базарно-Карабулакского района, который тоже попытался «выпустить пар» и рассказать об аналогичном документе, подготовленном фракцией КПРФ.

Зато ничто не омрачило финал заседания. Замкнула «круглый стол» бывшая учительница из Балашова, а ныне депутат Госдумы Ольга Уварова, занявшая это кресло после Вячеслава Володина. Ольга Евгеньевна рассказала, что говорят о проекте закона «наверху», подчеркнув, что «не с Луны прилетела, а только сама недавно была в школе». По словам госдепа, документ с учтенными поправками весной заново пройдет общественное обсуждение. И значит, как сказала довольная Марина Алешина, «мы с вами еще увидимся».