Имейте мужество

Публикация «Тесные отношения» («Газета Наша Версия» от 13 марта 2009 года) об особенностях арбитражного судопроизводства в Саратовской области вызвала серьезный резонанс. Большинство обращений в редакцию возмущенных саратовцев - жалобы на решения судов. С этими жалобами мы уже начали работать. Подробности - в следующих номерах. Но сегодня - не об этом.

 

Публикация «Тесные отношения» («Газета Наша Версия» от 13 марта 2009 года) об особенностях арбитражного судопроизводства в Саратовской области вызвала серьезный резонанс. Большинство обращений в редакцию возмущенных саратовцев - жалобы на решения судов. С этими жалобами мы уже начали работать. Подробности - в следующих номерах. Но сегодня - не об этом.

Отреагировали на материал «Тесные отношения» и служители Фемиды. В частности, председатель 12-го арбитражного апелляционного суда Александр Гребенников выступил в ряде СМИ с ответом на нашу публикацию. Текст назывался претенциозно - «Имейте мужество признать свою неправоту». По сути нашей статьи господин Гребенников не сообщил ничего, назвав приведенные в ней факты «домыслами», но не опровергнув ни одного из них. Более того, он признал наличие «конструктивных рабочих отношений с облпрокуратурой» и подтвердил: «Отмена судебных актов нижестоящих инстанций вышестоящими - явление, часто встречающееся в арбитражных судах».
Отрадно, что хотя бы в этом и хотя бы на словах председатель 12-го арбитражного апелляционного суда с нами согласен. Мы, в свою очередь, наберемся мужества и признаем его правоту. Более того, подтвердим слова Александра Гребенникова при помощи цифр. Если же и эти цифры господину председателю не понравятся - пенять ему останется лишь на себя самого.
Есть у российских судей профессиональный термин «показатель стабильности правосудия». Он обозначает процент дел, решения по которым не были отменены вышестоящими судами. Вот эту стабильность мы и решили изучить. А чтобы наше исследование не показалось тенденциозным, мы сравнили стабильность дел арбитражных и решений (приговоров) суда общей юрисдикции. Вот что у нас получилось.
163 раза решения областного арбитража были отменены или изменены Федеральным арбитражным судом Поволжского округа (Казань). Большая часть этих дел прошла через 12-й апелляционный. То есть была «проштампована» господином Гребенниковым и его подчиненными. То есть почти каждый рабочий день господин Гребенников узнавал, что его подчиненные сработали неправильно, что они «проштамповали» неверное решение, что правосудие не восторжествовало. Представьте себе такое количество врачебных ошибок за год в больнице. Да с этими «показателями» любого главврача уволили бы без выходного пособия. А господин Гребенников, похоже, считает, что это нормально...
Саратовский областной суд и его теперь уже бывшего председателя Александра Галкина критиковали почти постоянно и весьма настойчиво. Но здесь «показатель стабильности» достаточно высок. В прошлом году областной суд рассмотрел в первой инстанции 122 дела - 85 гражданских и 37 уголовных. Отменены были лишь 2 решения, одно из них - частично. По уголовным делам приговоры, вынесеные облсудом как первой инстанцией, не отменялись вообще. Да и в качестве второй инстанции облсуд сработал лучше, отменив 15 решений районных судов и мировых судей по гражданским делам, 2 - по административным, а также 15 приговоров, и не пропустив «наверх» ни одного сомнительного.
В арбитражном процессе все гораздо хуже. На 25589 дел, рассмотренных областным арбитражем, - 373 решения, отмененных в апелляционной инстанции. Надо отдать должное подчиненным Гребенникова - работают. Как умеют, так и работают. А как умеют? Об этом мы рассказали выше. Цифры - в сводной таблице, составленной нами по данным областного суда и областного арбитражного суда.
Напоследок - еще несколько замечаний. Сумеет ли господин Гребенников признать свою неправоту, к чему он призывал нас? Сумеет ли признать, что слишком часто 12-й апелляционный арбитражный суд ошибается в своих решениях? А главное - сумеет ли убедить своих коллег из областного арбитражного суда в том, что качество их работы тоже далеко от идеала? Или так и будет оставлять в силе их решения?

 

без названия