Поздно

Поздно

Казалось бы, Комплексную программу антикризисных мер Саратовской области на 2009-2010 годы обсудили, раскритиковали, похвалили и проанализировали все кому не лень. Одни назвали ее «вполне серьезной», вторые - «не заслуживающей внимания», у третьих она «вызвала смех», четвертые отказались от комментариев. Тем не менее, Комплексная программа антикризисных мер (КоПАМ) принята и ждет своей реализации. За кадром же осталось два очень важных момента. Во-первых, своевременность принятия программы и, во-вторых, сроки ее реализации совпадают с последним годом полномочий Павла Ипатова как губернатора Саратовской области.

без названияКазалось бы, Комплексную программу антикризисных мер Саратовской области на 2009-2010 годы обсудили, раскритиковали, похвалили и проанализировали все кому не лень. Одни назвали ее «вполне серьезной», вторые - «не заслуживающей внимания», у третьих она «вызвала смех», четвертые отказались от комментариев. Тем не менее, Комплексная программа антикризисных мер (КоПАМ) принята и ждет своей реализации. За кадром же осталось два очень важных момента. Во-первых, своевременность принятия программы и, во-вторых, сроки ее реализации совпадают с последним годом полномочий Павла Ипатова как губернатора Саратовской области.

 

Прежде чем перейти к своевременности принятия данного руководства к действию по преодолению кризисных явлений, кратко остановимся на (как любили говорить старые большевики) трех источниках и трех составных частях КоПАМ.
Если кратко суммировать суть этого многостраничного документа, то три ее источника (собственный бюджет, заимствования и федеральный бюджет) в конечном итоге могут быть сведены к одному-единственному - бюджету РФ. Что касается трех составных частей, то они выглядят следующим образом: поддержка наиболее перспективных отраслей региональной экономики, всемерное поощрение и развитие малого бизнеса и борьба с безработицей. Насколько нам известно, КоПАМ не подвергалась анализу на коррупциогенность, а зря. Все три ее составные части могут быть поглощены ненасытной гидрой коррупции. Но об этом чуть позже, а теперь вернемся к срокам.
Эту программу следовало принимать не в 2009-м, а в 2005 году, т. е. четыре года назад, когда Павел Ипатов был назначен губернатором Саратовской области. Поэтому сегодня основные постулаты и направления программы сильно устарели.
Так, например, еще в 2005 году было окончательно ясно, что центры занятости перестали быть реальными центрами, способными противостоять натиску безработицы, и превратились в самые заурядные собесы. Ни один из них не был готов не то что к массовым локаутам, но и просто к значительным увольнениям и росту числа незанятых. Об этом свидетельствует тот факт, что список вакансий, а также общая мобилизация центров занятости началась лишь тогда, когда рак на горе свистнул. Иными словами, служба занятости оказалась ни структурно, ни системно, да и вообще никак не готова к экономическому кризису. Напротив, превратившись в собес, она перестала выполнять свою главную функцию - профилактику безработицы путем переобучения, регионального районирования кадров и т.д.
Далее, одним из приоритетных направлений КоПАМ признан АПК области. Но надо же было такому случиться, что Павел Ипатов, став губернатором, заявил, что этот самый комплекс нельзя признать таковым. К приоритетным отраслям были отнесены строительство, оборонка и машиностроение. Таким образом, превращать АПК в локомотив по выводу региона из кризиса приходится не в условиях, когда его инфраструктура готова к преодолению зависимости от импорта сельхозпродукции из-за рубежа, а когда она еще не создана, а в целом ряде мест находится в глубоком упадке или вовсе утрачена.
Что касается еще одного «паровоза» - строительной отрасли, то и она устала ждать реформы. Так, в ноябре 2008 года Владимир Путин, выступая на заседании правительства уже в ранге премьер-министра, отметил, что «в Ставропольской области срок получения разрешения на строительство составляет 7 месяцев, во Владимирской области - 10 месяцев, в Саратовской области - 1 год».
Владимир Путин сообщил об этом в то время, когда кризис уже шагал по городам и весям России. Однако в антикризисной программе правительства Саратовской области читаем: «На сегодняшний момент (февраль-март 2009 года - прим. авт.) процедура получения разрешения на строительство с момента подачи заявки на предоставление земельного участка до получения разрешения на строительство составляет порядка 194 дней вместо 294 дней в 2007 году. Сокращение сроков получения разрешительной документации в целях жилищного строительства до 170 дней позволяет сократить цикл возведения здания и ввода его в эксплуатацию».
Сократив сроки получения разрешительной документации «всего лишь в два раза», правительство области, на наш взгляд, еще раз показало, что не намерено отступать от коррупционной составляющей любого строительства, несмотря на кризис.
Но это еще полбеды. По мнению депутата областной думы Леонида Писного, которое он высказал нашему изданию, строительный бюджет Саратовской губернии в основном поделен между двумя силами - лобби Вячеслава Володина и лобби Павла Ипатова. Причем если ЗАО «Саратовстройтехинвест» во главе с однопартийцем Вячеслава Володина господином Березовским появилось на бюджетном небосклоне довольно давно, то ЗАО «Стройэкс», возглавляемое человеком губернатора, облдепом Леонидом Мажаровым, похоже, возникло с приходом Павла Ипатова» («Газета Наша Версия», №18 от 13 марта 2009 года).
Стало быть, оставшиеся строительные организации либо довольствуются околобюджетными крохами, либо развиваются на свой страх и риск.
Если учесть, что не менее 70-80% средств на борьбу с кризисом авторы программы намерены получить за счет федерального бюджета, то станет понятным, кому достанутся выдавленные из бюджета рубли и копейки.
Настораживает и еще один фактор. Речь идет об энергосбережении. Том самом сбережении, на которое только за последние 5-10 лет было потрачено немало бюджетных средств и принято немало целевых программ. Почему настораживает? Обратимся к мнению эксперта. Так, генеральный директор сразу нескольких газовых компаний (ООО «Саратовская газовая компания», ОАО «Саратовоблгаз», ОАО «Саратовгаз») Сергей Лисовский заметил, что при сравнении падения объемов потребления электроэнергии и роста промышленного производства в четырех близких по потенциалу регионах ПФО Саратовская область, с самым высоким темпом роста производства, имеет самое большое падение объемов потребления электроэнергии. Но так не бывает! - считает эксперт. Если кто-то и добился таких показателей, то ему надо Нобелевскую премию даже не по экономике, а по экономии давать!
Хотя как знать, ведь, несмотря на тотальный спад в реальном секторе экономики, руководство Балаковской АЭС решило повысить заработную плату своим работникам на 18,5%. Складывается такое впечатление, что на территории Саратовской области вовсю работают какие-то тайные заводы и фабрики.
Еще одним очень тревожным звонком в адрес правительства области стал провал конкурса на привлечение кредитных ресурсов для выравнивания бюджетных диспропорций. Как известно, область была намерена взять в кредит 1,5 млрд рублей. Кредит предполагалось взять на год максимум под 22% (шаг аукциона - минус 5%). Иными словами, под 20-25% годовых.
Однако аукцион по выбору финансовых организаций для предоставления Саратовской области кредита на сумму 1,5 млрд рублей был признан несостоявшимся, так как не было подано ни одной заявки.
Что это, недоверие правительству области со стороны кредиторов или последствия кризиса, вынудившего банки быть предельно осторожными? Как нам кажется, ни то, ни другое. 1,5 млрд рублей для региона не такая уж и большая сумма, тем более что возврат ее гарантирован в том числе и имуществом области. Проценты по кредиту хотя и не запредельные, но вполне реальные для банков. Но кредит не дали, вероятно, опасаясь не столько за возврат денег, сколько за что-то другое.

Продолжение следует.