Мера пресечения

Мера пресечения

Некоторые органы и члены, узнав, что их неприкасаемость - штука довольно-таки переменчивая, задергались, заерзали в удобных креслах, стали раздраженно топать важными ножками... В общем - испугались. Однако, как мы и обещали, акция по раскрытию документальных фактов о всевозможных преступлениях прошлых и настоящих дней только начинается. И сейчас самое время покончить с темой подозрительных растрат средств федерального бюджета руководством саратовских вузов. Итак, 2010 год. Саратовский государственный университет имени Чернышевского. Миллионы рублей и документы, раскрывающие тайну освоения казенных денег

Мера пресеченияНекоторые органы и члены, узнав, что их неприкасаемость - штука довольно-таки переменчивая, задергались, заерзали в удобных креслах, стали раздраженно топать важными ножками... В общем - испугались. Однако, как мы и обещали, акция по раскрытию документальных фактов о всевозможных преступлениях прошлых и настоящих дней только начинается. И сейчас самое время покончить с темой подозрительных растрат средств федерального бюджета руководством саратовских вузов.

Итак, 2010 год. Саратовский государственный университет имени Чернышевского. Миллионы рублей и документы, раскрывающие тайну освоения казенных денег.

7 000 000

Несколько дней назад федеральное агентство «Русская служба новостей» сообщило жителям страны о том, что разоблачительные статьи нашей газеты в ближайшее время будут внимательно изучены руководством правоохранительных органов РФ. «Член президентского совета по развитию институтов гражданского общества, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов призвал федеральные правоохранительные органы отреагировать на многочисленные публикации саратовского издания «Газета Наша Версия», в которых сообщается о фактах коррупции и злоупотреблений местных чиновников и силовиков», - рассказало агентство.

- В случае подтверждения содержащихся в них обвинений общество должно воочию увидеть адекватную реакцию власти! - заявил Кирилл Кабанов.
Мы полностью согласны с такой гражданской позицией представителя президентского совета и готовы добавить в «копилку» изобличительных материалов новые сведения о том, как саратовские деятели относятся к поручениям первых лиц государства о противодействии коррупции. В распоряжении нашего издания оказались документы, наглядно показывающие способы «распила» бюджетных средств. Того «распила», о котором несколько месяцев назад говорил Президент РФ Дмитрий Медведев на совещании по вопросам исполнения своих поручений.

Дмитрий Анатольевич тогда лишь озвучил приблизительную цифру потерь бюджетов всех уровней от коррупционных действий нерадивых чиновников и руководителей государственных организаций при проведении госзакупок. Это - триллион рублей. Мы же в очередной раз приведем конкретные факты, пусть и не миллиардных, но махинаций. Ведь, как говорится, миллион триллион бережет.

 Речь идет о пиаре Саратовского государственного университета имени Чернышевского, на который ежегодно затрачиваются миллионы рублей. Вуз, у руля которого стоит ректор Леонид Коссович, уже неоднократно попадал в поле зрения нашего издания именно в этом контексте. Еще в 2009 году мы рассказывали о том, что на рекламу в средствах массовой информации деятели СГУ потратили около 6 миллионов рублей через систему госзаказа. Причем, контракт на выполнение работ получала одна и та же организация - ООО «Книголюб», которая должна была в прямом смысле слова заваливать жителей Саратовской области статьями, а также теле- и радиосообщениями о главном вузе региона (по 3-4 публикации, ТВ-сюжета или радиоролика ежедневно на протяжении года!). Подробно об этом было написано в статье «Искушение славой» («Газета Наша Версия» №13 (22) от 9 апреля 2009 года).

Однако правоохранительные органы тогда не усмотрели ничего подозрительного в том, что миллионы рублей были потрачены госучреждением неизвестно на что. Никого не смутил тот факт, что купленные на бюджетные деньги площади в СМИ растворились в неизвестности. Выходили все эти публикации и сюжеты или нет? Не была ли завышена стоимость контракта? Не случилось ли между руководством СГУ и представителями ООО «Книголюб» какого-нибудь нехорошего сговора? Все это, похоже, не интересовало ни прокуратуру Саратовской области, ни территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора региона, ни прочих контролеров-правоохранителей.

И вот, собственно, плоды такой рьяной незаинтересованности: мы получили документы, свидетельствующие о том, что руководитель ООО «Книголюб» Дмитрий Сайганов в 2010 году снова принял участие в торгах на освещение деятельности вуза в СМИ, объявленных госуниверситетом. Только на этот раз, видимо, для маскировки, Дмитрий Владимирович сменил организацию, которую выдвигал на участие в госзакупках. Теперь его ООО носит название «Альянс», хотя сути происходящего это не изменило.

Как и в 2009-м, в 2010 году г-н Сайганов получил несколько заказов от руководства СГУ на размещение публикаций в городских, региональных и федеральных СМИ. На эти благие цели вуз перечислил ООО в общей сложности почти 1,5 миллиона рублей (в марте и апреле прошлого года - по 500 тысяч и в августе еще 482 тысячи рублей).

Что же особенного в этой трате денег Саратовским госуниверситетом? А то, что, по имеющимся у нас достоверным сведениям, «Альянс» трижды умудрялся осваивать вузовские сотни тысяч рублей, якобы размещая по 35 публикаций в СМИ в течение... 3-4 дней! Грубо говоря, 105 публикаций чуть больше чем за неделю! И этому есть документальные подтверждения! Да при таком повсеместном пиаре жители Саратовской области в 2010 году должны были только и слышать, что об СГУ!

Усвоят ли саратовские правоохранители слова Президента РФ о борьбе с коррупцией в системе госзаказа в этот раз? Или г-н Сайганов и его ООО «Альянс» (основной вид деятельности которого, кстати, - растениеводство и животноводство) будут и дальше подозрительным образом осваивать деньги вуза, учредителем которого, между прочим, является Правительство Российской Федерации? Ведь сейчас мы «высветили» только 7 миллионов рублей, которые лежат на поверхности. При желании, информацию можно проверить в открытых источниках системы госзаказа. А что же тогда происходит за рамками «прозрачности»? Об этом мы расскажем ниже.

Мера пресечения10 000 000

Интересно, задумывается ли руководитель СГУ Леонид Коссович, подписывая контракт с какой-нибудь организацией, о том, что документ с его визой будет храниться не только в надежных стенах университета, но и у второго подписанта, который может остаться недоволен соблюдением неких негласных договоренностей по оплате? Предполагает ли ректор, что в один прекрасный момент отношения между заказчиком (вузом) и подрядчиком могут, что называется, накалиться? Или г-н Коссович в некоторых случаях ставит свою подпись под документом, вовсе не задумываясь? Например, если бумагу ему на стол кладет кто-то, кому ректор доверяет? Или вынужден доверять?

 Насколько нам известно, вопросами освещения деятельности госуниверситета в СМИ на протяжении нескольких лет занимался проректор СГУ Дмитрий Чернышевский (недавно написавший заявление об увольнении «по собственному желанию»). Этот деятель, как нам кажется, мог бы поведать много интересного о том, как и кому (в карман?) в последние годы уходили вузовские деньги. И именно этим человеком в 2010 году была внедрена весьма занимательная схема освоения средств вуза на пиар. Дело в том, что федеральный закон о госзакупках предоставляет заказчику возможность приобретать некоторые товары и услуги без проведения открытого конкурса или аукциона. Обойти публичность и открытость госзаказа можно, если требуется купить то, что может предоставить только один человек или одна организация - так называемое «произведение литературы».

Таким образом, можно заключить государственный контракт, не публикуя подробности о нем в открытых источниках. Допустим, представитель вуза договаривается с создателем «произведения литературы», что он должен написать в том или ином СМИ. А после выхода этого «произведения» университету остается только подписать госконтракт на получение «записанных на СД дисках литературных произведений, посвященных деятельности Покупателя...» (цитата из соответствующего государственного контракта).

По нашим данным (и исходя из содержания имеющихся в распоряжении редакции документов), в течение 2010 года Саратовский государственный университет имени Чернышевского освоил таким хитрым образом около 10 миллионов рублей. Если верить официальным бумагам с подписями ректора Коссовича и подрядчиков (поставщиков «произведений литературы»), то основными получателями вузовских миллионов стали три саратовских издания - газеты «КП-Саратов» и «Земское обозрение», а также журнал «Открытым текстом».

Даже не говоря о довольно странном выборе поставщиков «произведений», стоит подробнее остановиться на «ценности» приобретенных вузом товаров. Для примера возьмем ООО «Новости +» (журнал «Открытым текстом»), с которым в минувшем году руководство СГУ заключило 6 госконтрактов на общую сумму 800 тысяч рублей. Куда ушли эти деньги? Зачем? Почему?

Открываем госконтракт №6. Спецификация: поставка двух CD-дисков, на каждом из которых должно находиться по одному материалу («произведению литературы»). Каждый такой CD - стоимостью 50 тысяч рублей! На одном из них - произведение под названием «Балашовский институт СГУ провел круглый стол по борьбе с наркоманией в глубинке. Автор Потемкин А.Г.». Находим это «произведение» в журнале - и ужасаемся! За 50 тысяч рублей Леонид Коссович купил фото куста конопли, размещенное на половине полосы печатного издания, с написанным крупным шрифтом названием произведения! Видимо, ради приличия на той же полосе приводится короткий текст о том, где и когда состоялся «круглый стол» и еще одно фото (поменьше), на котором запечатлена наркоманка, втыкающая в вену иглу!

Вот это в госуниверситете имени Чернышевского называют «произведением литературы»! За это готовы платить тысячи бюджетных рублей! А что, не зря же вуз получил статус национального исследовательского. Может, это как раз такая нанотехнологичная находка - чтобы в литпроизведении 80% занимали сомнительные картинки?

Но нет, смотрим вторую позицию: «В СГУ откроется новый факультет. Автор Потемкин А.Г.». Здесь уже обошлись без фото. Просто дали заметку в несколько строк о том, что открыт новый факультет, и о том, кто назначен и.о. декана... За это творение руководство вуза тоже отвалило 50 тысяч рублей!!! Стоит ли добавлять, что ни в первом, ни во втором случаях Потемкин в авторах не значится, а некоторые купленные «произведения» были опубликованы в журнале еще за год до подписания госконтракта?..

Мера пресеченияМера пресечения1 000 000 000 000

Редакция «Газеты Наша Версия» надеется на то, что сильные и смелые руководители контрольных, надзорных и правоохранительных органов региона сумеют показать свою волю не на словах, а на деле. Заявляя о том, что множество преступлений, происходивших когда-то на территории Саратовской области, не были раскрыты (или были укрыты), правоохранители должны понимать, что одними громкими фразами в этом вопросе обойтись нельзя. Мы уже не один год пытаемся достучаться до всевозможных начальников, отвечающих за закон и порядок в регионе. Нами подготовлено более сотни изобличающих публикаций...

Мера пресечения

Но где же адекватная реакция?! Где прокурор Саратовской области Владимир Степанов? Где начальник следственного управления СК РФ по Саратовской области Николай Никитин? Где руководитель ГУВД региона Сергей Аренин? Или они руководствуются не сообщениями о правонарушениях (как того требует Президент РФ), а некой конъюнктурной избирательностью? Способны ли Степанов, Никитин и Аренин принять жесткие меры пресечения к «пильщикам» бюджетных средств? Где, в конце-концов, местные партийные комментаторы?

Сегодня мы коснулись одной больной темы - существования закрытой, этакой VIP-группы лиц, которые гордо именуются ректорами. Они могут делать то, что захотят. Они могут тратить бюджетные средства так, как захотят. В их власти не только учреждения, которые должны работать во благо Российской Федерации, а по факту находятся чуть ли не в частной собственности ректоров, но и все ресурсы вузов (в том числе, студенческо-выборные). И понятно, что контроль за деятельностью СГУ и ему подобными учреждениями должен быть самым жестким.

При этом недостаточно только лишь публикаций в СМИ, на которые зазнавшиеся от вседозволенности университетские VIPы уже давно перестали реагировать. Взять, к примеру, расследование, проведенное нашими коллегами из газеты «Взгляд». Журналисты предали огласке целую коррупционную схему, которая, как им удалось выяснить, успешно функционировала в Саратовском государственном аграрном университете. Речь шла о поборах со студентов. Массовых поборах, производимых в госучреждении! И что? Где же решения правоохранительных органов? Где отставки и посадки? Или тут уже нужно задавать другой вопрос? О том, кто все это дело прикрыл (или укрыл)?

История с «ректорскими шалостями» Сергея Суровова (СГАП) достойна, наверное, публикации в сборнике «1001 способ уйти от уголовного преследования». Мы рассказали уже о стольких нарушениях, творящихся в стенах академии права, и представили на суд общественности столько документальных доказательств, что стыдно напоминать об этом правоохранительным и надзорным органам. Стыдно не за свои труды, конечно, а за бездействие блюстителей правопорядка.

Хотя на днях работники Саратовской государственной академии права сами недвусмысленно намекнули на возможную причину «неуязвимости» своего ректора. На официальном сайте СГАП появилось сообщение, в котором приводятся фамилии основных членов попечительского совета вуза, которые «стремятся сотрудничать с Академией и оказывают со своей стороны всяческую поддержку...». Тут просто необходимо дать прямую цитату:

«Заместитель Председателя Правительства Саратовской областиАлександр МихайловичСтрелюхин, Председатель Саратовского областного суда Василий Николаевич Тарасов, Прокурор Саратовской области, государственный советник юстиции 2 класса Владимир Николаевич Степанов, начальник Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области, действительный государственный советник юстиции 2 класса Валерий Александрович Козлов, начальник ГУВД Саратовской области, генерал-лейтенант милиции Сергей Петрович Аренин, руководитель управления Российского министерства юстиции по Саратовской области Александр Васильевич Бурдавицын, руководитель Управления Федерального казначейства по Саратовской области Ольга Михайловна Калиниченко, руководитель УФНС по Саратовской области государственный советник РФ 3 класса Александр Анатольевич Вотчаев – вот далеко не полный список тех, кто, тесно взаимодействуя с Академией права, подтверждает ее высокий статус. На встрече, посвященной предстоящему празднованию 80-летия СЮИ-СГАП, представители попечительского совета вновь высказали слова благодарности коллективу Академии и ее ректору С.Б. Суровову за сотрудничество (ведь с большинством из вышеперечисленных организаций подписаны Соглашения о взаимодействии)...».

Страшно представить, что за соглашения подписаны между ректором академии и такими «организациями», как областной суд, региональная прокуратура или ГУВД. Может быть, это соглашения о том, что органы и члены будут закрывать глаза на всяческие нарушения в СГАП, а в обмен на это получат возможность быстрого и беззаботного обучения своих чад юридическим специальностям? Может быть, стоит направлять результаты наших расследований в Москву, не надеясь на то, что местные правоохранители заинтересуются конкретными документами, имеющимися в распоряжении редакции?

А таких занимательных документов в распоряжении «Газеты Наша Версия» еще очень много. В каждом из них сквозит ответ на мучающий руководство страны вопрос: в чьих карманах ежегодно оседает триллион бюджетных рублей? Готовы ли осознать это правоохранительные органы Саратовской области? Готовы ли они начать «войну» против «неприкасаемых»? Ведь это куда сложнее, чем прятать от арестованного человека его паспорт. Для этого нужна воля.

P.S. Кто, как и почему «заминал» дела, касающиеся мерзких преступлений VIPов? Кто готов преступать моральные и правовые нормы из ощущения вседозволенности и всевластия? В ближайших номерах «Газеты Наша Версия» читайте результаты журналистского расследования на тему изнасилований, которые совершали саратовские «неприкасаемые» или их отпрыски на территории региона.