Шкура Россошанского

Шкура Россошанского

В доме приема официальных делегаций встретились представители «союзнических сил» - пресс-секретари областных министерств и ведомств и руководители СМИ. Собрались они не для обмена любезностями, а для того, чтобы выработать единую стратегию информационной открытости. Ведь несмотря на общую цель, средства ее достижения нередко разводят союзников по разные стороны баррикад

без названияВ доме приема официальных делегаций встретились представители «союзнических сил» - пресс-секретари областных министерств и ведомств и руководители СМИ. Собрались они не для обмена любезностями, а для того, чтобы выработать единую стратегию информационной открытости. Ведь несмотря на общую цель, средства ее достижения нередко разводят союзников по разные стороны баррикад.

Баррикад на официальной переговорной площадке не было, впрочем, как и любезностей. Министр информации и печати области Наталья Есипова хотела одного - чтобы дело не дошло до взаимных обвинений. Но куда же без них! Разбираться - так по гамбургскому счету!

«Чиновники должны понимать, в какой шкуре живет само СМИ», - начал дискуссию директор ФГУП ГТРК «Саратов» Андрей Россошанский. Видимо, жалея чужие шкуры, Андрей Владимирович не захотел называть фамилии зампредов и министров, которые имеют наглость звонить ему и говорить о том, что сюжет снят неправильно. И тут зрелый телевизионщик Россошанский вспомнил молодость: «Я тоже был в свое время министром». В этом качестве, если верить Андрею Владимировичу, он объяснял тогдашнему губернатору Дмитрию Аяцкову, что власть «нельзя в СМИ постоянно гладить... и показывать только плюсы». А между тем, «у нас есть элементы зализывания». Что ж, Россошанскому виднее, он человек опытный. Андрей Владимирович не против постоянного контакта с властью, но без указующего перста.

Представители пресс-служб влезать в журналистскую шкуру не отказывались, но просили и в их положение войти. Дескать, не на каждый запрос информации можно ответить оперативно - мешают объективные трудности. Например, недосягаемость руководителя или узкого специалиста, способных дать нужный комментарий. Что же касается трудностей субъективных, так это - непрофессионализм самих журналистов, особенно начинающих. А именно: небрежность в работе с фактурой, путаница с именами и должностями, неправильно расставленные акценты. В общем, нечего на пресс-службы пенять.

Как оказалось, никто из медийщиков не требует от правительственных пиарщиков невозможного. Стоит ли из-за каждого чиха беспокоить занятых людей! Однако есть так называемые общие сведения, которыми пресс-секретарь располагать обязан. «Чиновники, на всякий случай, служат обществу и служат на его деньги, - говорил об очевидном главный редактор ИА «СаратовБизнесКонсалтинг» Андрей Башкайкин. - А СМИ - это общество».

«Возможно, я буду груб», - сразу предупредил собравшихся главный редактор «Газеты недели в Саратове» Дмитрий Козенко. Далее Дмитрий Борисович объяснил, кто для кого существует, и как любое СМИ может спокойно обойтись без пресс-службы. А вот наоборот уже вряд ли получится. По словам Козенко, 40% ответов на запросы поступают уже после выхода статьи в свет. Так что труженикам пиара следует быть скромнее в своих претензиях к журналистам.

Не мудрствуя лукаво, собственный корреспондент газеты «КоммерсантЪ» Татьяна Никитина назвала любимые фразы пресс-службистов: «А я вас по телефону не вижу», «Я сейчас на совещании, перезвоню...» Попадаются и особо одаренные специалисты, которые на любой вопрос или просьбу о комментарии отвечают коротко и емко: «И что?» После подобной отповеди остается одно - звонить непосредственно министру или зампреду. Что примечательно, в таких случаях отказа обычно не бывает. Безотказно, по словам Никитиной, работают пресс-службы на федеральном уровне, но наши учиться у них почему-то не хотят.

Тему непрофессионализма местных чиновников по связям с общественностью продолжил Россошанский. Порассуждав немного, он пришел к выводу: «Пресс-секретарь должен не отходить от своего министра». Наверное, есть в этом рациональное зерно, но что толку в постоянной близости к телу, если штатный пиарщик - фигура, как правило, несамостоятельная. А вся работа со СМИ строится по принципу - ни строчки, ни буквы без санкции шефа. Именно в этом усмотрел камень преткновения руководитель службы информации ЗАО «НСТ» Степан Парфенов и искренне удивился: «Если руководитель вам не доверяет, как вы можете быть его пресс-секретарем?» «Бывает такое», - последовал ответ.

Отсутствие полномочий и, как следствие, страх - в этом, как считает главный редактор ИА «Версия-Саратов» Александр Радин, корень всех зол. Он также разъяснил пиарщикам, чего делать не следует: «Не надо думать, что вы знаете, чего хочет читатель; не скрывайте министра, мы все равно его найдем; не надо приглашать на мероприятия отдельные СМИ - журналисты должны сами определять, что им интересно». А еще Радин предложил провести эксперимент: пусть пресс-секретари сами хоть раз сделают газету и попробуют ее продать. Может быть, тогда у них наконец пропадет желание учить журналистов работать. Да, и не стоит забывать о том, что большинство СМИ заинтересованы в диалоге с пиарщиками и очень рассчитывают на взаимность.

без названияНу а дальше, словно из рога изобилия, посыпались предложения. Например, как излечить правительственных чиновников от личной закрытости. Лучшее лекарство - ежемесячные встречи, причем не с редакторами средств массовой информации, а с профильными журналистами. Неплохо бы также завести в каждом министерстве и ведомстве одного или двух «спикеров», уполномоченных давать комментарии. Андрей Россошанский поддержал эту идею и опять заностальгировал: «Я тоже был министром когда-то».

«Пресс-секретари приуныли», - проинформировала собравшихся Есипова и сообщила, что в товарищеской встрече со счетом 1:0 ведут журналисты. Медийщики победе не радовались, они говорили, что думали. Например, о том, что нормально можно работать, пожалуй, только с минпечати. А добывать информацию зачастую приходится через Наталью Есипову. Но дергать министра «из-за того, что тупит та или иная пресс-служба», как считает Андрей Башкайкин, неправильно.

Тут кто-то из пиарщиков вспомнил о распоряжении областного правительства №222-Пр, в котором прописаны четыре группы активности министров. Речь зашла о том, как следует работать со СМИ и заставлять несговорчивое руководство общаться с журналистами. Все было хорошо в этом выступлении, но произнесенные рассказчиком «звОнит» и «ложит» испортили все впечатление.

В свою очередь, Наталья Станиславовна пообещала довести пожелания журналистов до сведения членов правительства, разослать по редакциям номера мобильных телефонов всех пресс-секретарей и, может быть, даже некоторых, особо открытых министров. «Каждый на своем месте пытается работать так, как ему задачу ставит первое лицо», - напомнила о человеческом факторе начальник взаимодействия со СМИ областного мининформпечати Ирина Шатылко. «Этими словами все было перечеркнуто», - не в микрофон сказал Дмитрий Козенко.