Ректоры-спонсоры, ректоры-благодетели, ректоры-просветители... Кого спонсируют и как просвещают эти люди? Зачем они отдают миллионы вузовских рублей непонятным личностям, которые указывают в качестве своего ИНН произвольный набор цифр? Как они умудряются осваивать сотни тысяч рублей за один день? И, самое главное, когда все это кончится?
Совещание по вопросам исполнения поручений Президента РФ. 29 октября 2010 года. Москва. Дмитрий Медведев о воровстве в сфере государственного заказа:
«Только что начальник Контрольного управления сказал, что возможная экономия - по самым скромным расчетам, - триллион рублей. Что это означает, если выражаться простым русским языком? Объем воровства можно снизить на триллион рублей, по самым консервативным расчетам. То есть мы уже сейчас понимаем, что в этой сфере гигантские суммы присваиваются чиновниками, а также недобросовестными коммерсантами, которые в этой сфере работают».
Ректоры-спонсоры, ректоры-благодетели, ректоры-просветители... Кого спонсируют и как просвещают эти люди? Зачем они отдают миллионы вузовских рублей непонятным личностям, которые указывают в качестве своего ИНН произвольный набор цифр? Как они умудряются осваивать сотни тысяч рублей за один день? И, самое главное, когда все это кончится?
ЛЮК-БЕС-ОН
Отчего-то кажется, что в последнее время ректору Саратовского государственного университета им. Чернышевского Леониду Юрьевичу Коссовичу не до сна. Во всяком случае, приятных сновидений у этого деятеля должно было поубавиться. ИА «Общественное мнение» на днях сообщило, что следственные органы заинтересовались-таки одной из наших публикаций - «Мера пресечения» («Газета Наша Версия» №5 (110) от 11 февраля 2011 года). В этой статье рассказывалось о многомиллионных вложениях руководства СГУ в пиар вуза на протяжении 2009-2010 годов.
На руках у журналистов нашего издания тогда оказались документы, свидетельствующие о весьма странном размещении рекламы Саратовским госуниверситетом. Например, некоему господину Сайганову (директор ООО «Альянс», основной вид деятельности - растениеводство и животноводство) выделялись сотни тысяч рублей, которые тот осваивал за 3-4 дня, якобы размещая информационные статьи о вузе. А тем временем, ректор Коссович ставил свои подписи на документах, посвященных приобретению весьма сомнительных «литературных произведений». Он готов был платить по 50 тысяч рублей за публикацию в малоизвестном журнале маленькой новости об открытии нового факультета, равно как и за огромное фото конопли размером с половину газетной полосы.
После того, как на нашу публикацию отреагировали, в распоряжении следствия оказались еще более занимательные материалы. Все они касаются траты вузовских денег на рекламу СГУ через фирму «Альянс». Если верить этим бумагам (с подписями проректора и самого ректора госуниверситета), то руководство вуза подыскало себе весьма проворного подрядчика, для которого осваивать сотни тысяч казенных рублей - как семечки щелкать.
Итак, в общей сложности с декабря 2009 по декабрь 2010 года руководство СГУ выделило на пиар 1 миллион 982 тысячи рублей. Деньги эти были проведены через фирму Сайганова. А каким образом это было сделано - самое интересное. Вот несколько примеров. Руководство СГУ 12 марта прошлого года подписало с ООО «Альянс» госконтракт на услуги по размещению рекламно-информационных материалов в СМИ о деятельности вуза в I квартале 2010 года. Подрядчику необходимо было освоить аж 500 тысяч рублей. А уже 15 марта все того же года был составлен акт выполненных работ! То есть, за неполных четыре дня Сайганов и его «Альянс» умудрились разместить в СМИ информацию об СГУ стоимостью в полмиллиона рублей!!! За что 18 марта ООО получило эту кругленькую сумму от вуза денежным переводом.
Думаете, это быстро? Нет, бывает еще быстрее. Например, госуниверситет заключает с ООО «Альянс» контракт стоимостью в 482 тысячи рублей на публикацию в СМИ материалов о вузе. Происходит это 4 августа 2010 года. А на следующий день - 5 августа - стороны подписывают акт выполненных работ! Куда за ночь были спущены почти полмиллиона вузовских рублей?!
Ну и нельзя промолчать о контракте № 186К/09, который хотелось бы назвать проявлением абсолютной наглости и цинизма со стороны руководства СГУ. Подписи в соответствующих документах проставлены непосредственно ректором Леонидом Коссовичем. Заключен контракт был 1 декабря 2009 года. Согласно спецификации, исполнитель (все тот же Сайганов) обязался разместить 10 публикаций о вузе в городских, 20 - в областных и 5 - в федеральных изданиях. А Коссович подрядился заплатить за это очередные 500 тысяч рублей. В итоге уже через неделю - 7 декабря 2009 года - был подписан акт выполненных работ, а еще через три дня деньги госуниверситета перевели на счет ООО «Альянс».
Поддавалки
Ну а теперь - от дел минувших к настоящим. В прошлом номере «Газеты Наша Версия», в материале под названием «Раздавалки» мы сообщили о целом ряде тендеров на пиар, объявленных саратовскими вузами (СГУ и СГТУ). Среди них были уже завершенные и те, которые должны были закончиться на днях. Напомним: наши источники сообщали о том, что ректоры готовятся передать миллионы рублей в СМИ, так или иначе связанные с Саратовским региональным отделением «ЕР». И такие опасения ньюсмейкеров подтвердились на этой неделе.
Прежде всего - радостная для педагогического состава СГУ новость. Саратовская «Комсомолка» будет-таки поступать в вуз по 500 экземпляров в день на протяжении оставшегося года. 250 штук - в главное здание вуза (10-й корпус) и еще 250 - в 12-й корпус. За получение соответствующего контракта «боролись» ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» и некая Валентина Чумакова, которая почему-то решила, что ей под силу поставить в Саратовский университет 89 тысяч 500 экземпляров «КП».
Правда, из-за того, что вторая участница неверно заполнила документы на участие в тендере, комиссия СГУ отстранила ее от соревнования за право оприходовать казенные денежки. В итоге контракт достался ЗАО по максимальной стоимости - 232 тысячи 500 рублей.
А вот запрос госуниверситета «на оказание услуг по подготовке и размещению информационных материалов (информационных публикаций, имиджевых статей, фоторепортажей) в электронных средствах массовой информации (сети Интернет) о деятельности вуза» был отменен приказом № 242-В. Случилось это через несколько дней после выхода все той же публикации - «Раздавалки». В этом материале мы сделали предположение о том, что вышеназванный запрос котировок ориентирован на один-единственный саратовский сайт с весьма неоднозначной репутацией - «Саратовские областные новости» («Сароблньюз»).
«В техзадании запроса котировок жестко прописано количество посетителей сайта, необходимое для участника тендера (1 тысяча ежедневно), однако статистика «Саратовских областных новостей» даже за сутки не дотягивает и до половины этой отметки. Посему будет очень неприятно наблюдать картину нарушения вузовскими начальниками собственных же нормативов, если вдруг наши прогнозы о победе проединоросского сайта сбудутся» - говорилось в публикации.
5 апреля, согласно документации этого тендера, в СГУ должны были последний день принимать заявки от подрядчиков. Однако вместо этого появился приказ об отмене заказа. Похоже, руководство вуза прислушалось к словам журналистов «Газеты Наша Версия» и к собственному здравому смыслу...
Но такие позитивные моменты в вопросе освоения ректорами денег на пиар, к сожалению, единичные. Например, наши прогнозы о получении пропартийным изданием «Глобус 64» (главред - помощник ректора СГАП Елена Столярова) большого транша из казны СГУ сбылись. Подстроенное под эту газету техническое задание сыграло свою роль. Участвовать в аукционе на подготовку и размещение информации в СМИ (максимальная стоимость услуги - 300 тысяч рублей) вызвался лишь один человек. Он же и получил контракт по начальной цене, поскольку аукцион был признан несостоявшимся. Кто этот человек? Над этим вопросом пришлось ломать голову целую неделю, пока, по счастливой случайности, все тайное не стало явным...
«Прикольно!»
Итак, в документах от 5 апреля, подписанных временно исполняющим обязанности ректора СГУ Игорем Малинским, говорится, что возможность получения 300 тысяч рублей достается некоему индивидуальному предпринимателю Кретову Александру Александровичу. К великому сожалению, такого предпринимателя совсем не знает Федеральная налоговая служба. Что, надо сказать, очень и очень странно. Зато Александра Александровича хорошо должна знать редактор «Глобуса 64» Елена Столярова. Ведь в нескольких первых номерах своей газеты она указывала этого ИП как издателя.
Это позже, вопреки здравому смыслу (и законодательству? - вопрос к Роскомнадзору), издателя пропартийной газеты «спрятали». Кретова, а также его контактные телефоны и адрес, просто убрали из выходных данных «Глобуса 64». Почему? Наверное, для того чтобы с началом сезона вузовского пиара у наблюдателей было меньше вопросов по поводу расходования ректорами денег. Подумаешь, какой-то ИП победил. Мало ли их?
Но, как оказалось, таких ИП, как Кретов А.А., очень мало. Ну где, например, встретишь человека, который с начала 2011 года стремительно побеждает в целом ряде университетских тендеров на размещение рекламы в СМИ, получает по контрактам около 5 миллионов рублей и... сам об этом ничего не знает?! Но обо всем по порядку.
Мы уже рассказывали, что еще один саратовский вуз - СГТУ - объявил о проведении аукциона на подготовку и печать статей в СМИ о себе любимом. И, как в случае с СГУ, представители техуниверситета (руководитель - Игорь Плеве) указали в техническом задании характеристики, подходящие лишь «Глобусу 64». Только максимальная стоимость контракта в этом случае была больше - 1 миллион 338 тысяч 733 рубля. Этот аукцион на днях тоже признали несостоявшимся, поскольку участие в нем принял только один человек - уже знакомый нам Александр Кретов. И он получил-таки контракт по максимальной стоимости, пополнив копилку пропартийной газеты еще на 1,3 миллиона рублей. Занятно, что бдительную конкурсную комиссию СГТУ не смутил тот факт, что г-н Кретов вместо своего ИНН (который должен состоять из 10 цифр) указал в официальной документации какой-то набор знаков, состоящий из 12 цифр.
Может быть, руководство вуза просто поверило этому таинственному человеку на слово, взглянув в его честные глаза? Но и это очень сомнительно, поскольку о своем участии и победе в аукционе г-н Кретов узнал... от корреспондента «Газеты Наша Версия», который имел счастье дозвониться до скрытного ИП два дня назад. Получилась вот такая забавная беседа:
- Александр Александрович, вы до сих пор представляете издание «Глобус 64» как индивидуальный предприниматель?
- Я издатель «Глобуса». Да.
- Мы готовим материал, посвященный расходованию денег саратовскими вузами на пиар в СМИ. Можно вам несколько вопросов задать?
- По средствам массовой информации? Пиар???
- Ну да. Вы недавно выиграли несколько миллионов рублей у нескольких вузов. Во всяком случае, человек, подписавшийся за вас.
- Да? Прикольно! (смеется)
- Вы знали об этом?
- Только сейчас узнал!
- Только сейчас? Но как же? Ведь там даже ваш ИНН указан. Правда, он неправильный почему-то. Там должно быть 10 цифр.
- Почему?
- Так в налоговой принято.
- Ну вот...
- Вы действительно не слышали до сих пор о том, что выиграли в аукционах?
- А на каком сайте вы это все смотрите?
- На госзакупках.
- На госзакупках? Надо посмотреть...
Клиника Суровова
Как вы думаете, может ли индивидуальный предприниматель работать без ИНН и в тайне от налоговой инспекции? Может ли он участвовать в аукционах, ставить свои подписи на документах, но не знать об этом? Может ли он скрывать себя и свое местоположение от читателей, если является издателем газеты? Выходит, что может. Если его фамилия Кретов и он находится в тесной связке с приближенными ректора Саратовской государственной академии права Сергея Суровова.
Корреспондент «Газеты Наша Версия» даже не стал уточнять у Александра Александровича еще один вопрос, связанный с освоением денег по заказу г-на Суровова. Что уж мучить «нелепыми» вопросами такого «осведомленного» предпринимателя-миллионера? Просто укажем, что самый большой взнос в копилку «Глобуса 64» внес вуз, в котором работает редактор этой проединоросской газеты - Столярова.
22 марта комиссия СГАП признала аукцион на оказание услуг по размещению информационно-рекламных материалов в СМИ для нужд академии несостоявшимся. Заявка была подана только одна. От сами знаете какого индивидуального предпринимателя. Он-то и получил контракт стоимостью 3 миллиона рублей от щедрых руководителей вуза. Свою подпись под результатом аукциона поставил ректор Суровов...
Кстати говоря, в прошлом номере мы совсем необоснованно обошли стороной тему освоения средств на пиар представителями СГАП. Помимо вышеназванных 3 миллионов, отошедших в руки таинственного Кретова, вуз, возглавляемый Сергеем Борисовичем, даровал почти 400 тысяч рублей ООО «НВ-Поволжье». Эта фирма является издателем газеты «Наша версия в Саратове». Главный редактор этой газеты - единоросский пиарщик Эдуард Абросимов. Круг замкнулся...
Однако только на первый взгляд этот случай выглядит простым. На самом деле, в соответствующем запросе котировок на изготовление специализированных информационных выпусков через рекламные агентства для нужд академии права принимали участие два претендента. За контракт с начальной стоимостью 400 тысяч рублей боролись два ООО - «НВ-Поволжье» и ИПП «Саратовский Дом печати». Про первую фирму, которая победила, скостив стоимость контракта аж до 397 тысяч рублей, мы уже сказали. А вторая стала известна широкой публике в 2010 году, после февральских саморазоблачений бывших «черных пиарщиков» Саратовского регионального отделения «Единой России» Осовина и Почечуева. Эти деятели тогда раскрыли весь механизм создания подставной фирмы и предоставили уйму документов на этот счет (в которых указаны весьма интересные и близкие сердцам местных единороссов фамилии).
Самое же интересное скрывается в техническом задании этого запроса котировок. Согласно документации, подрядчик («НВ-Поволжье») должен был проделать титаническую работу в течение одного месяца (до 31 марта текущего года). Необходимо было проводить опрос населения (не менее 1000 человек) для определения тематики выпуска издания, «наиболее полно удовлетворяющей информационные потребности жителей Саратовской области»; подбирать информацию правового характера по результатам проведенных исследований; создавать иллюстративный материал для выпуска; изготавливать оригинал-макет информационного выпуска в соответствии с требованиями заказчика...
Более того, каждый информационный выпуск должен был размещаться на восьми полосах формата А3. Его наполнение - материалы размером не менее 9000 знаков текста с пробелами и не более 3 фотографий или других модулей на одной полосе. Тираж - 3000 экземпляров. Цвет - черно-белый. Выход - 3 раза в течение срока оказания услуг. Также подрядчик должен был заниматься распространением выпусков на территории Саратовской области и города Саратова.
Чтобы узнать, что это за восьмиполосные выпуски и как их можно найти, корреспондент «Газеты Наша Версия» обратился за помощью к начальнику информационного отдела СГАП Елене Столяровой. Оказалось, что «НВ-Поволжье» действительно готовило какие-то информвыпуски за 397 тысяч рублей. Однако найти их вряд ли удастся.
- У нас есть юридические клиники, бесплатные консультации для населения, - отметила Столярова. - Студенты ездят по всей области. И вот для них готовили печатную продукцию.
- Вот эти газеты формата А3?
- Да. Они с ними работали давно уже и готовили эти выпуски, которые бесплатно раздаются населению. Это уже не первый год. Давно уже так.
- То есть, «НВ-Поволжье» опрашивает людей, да? Там тысяча человек указана...
- Это студенты делают. У нас есть социологический центр, который эти опросы имеет право проводить. Это чисто такая просветительская, консультационная деятельность.
- Получается, это не ООО работу выполняет, а студенты?
- Да. И студенты, и аспиранты. Это юридическая клиника - все задействовано на студентах.
- Ага. А компания эта только деньги получает...
- Ну, она организует всю эту работу. Они имеют право участвовать в таком конкурсе. И они же выпускают эти информационные выпуски, которые не являются средством массовой информации. Газетой это называть нельзя. Там каждый раз новое название, нет нумерации. Но какое-то количество выходит. И в этом очень заинтересованы жители.
P.S. Почему-то мне кажется, что в большей степени в описанных способах сотрудничества пропартийных СМИ (и прочих организаций и ИП) с ректорами вузов больше всего заинтересованы первые. Кто не захочет, допустим, получать сотни тысяч рублей за работу, которую в основном выполняют студенты-активисты?
И стоит ли удивляться, что у Саратовского регионального отделения «ЕР» во время кризиса (и до, и после него, окаянного) число приближенных СМИ только увеличивалось. Как говорится, покуда не оскудеют руки ректоров...
P.P.S. Редакция просит считать данную публикацию официальным обращением в правоохранительные и надзорные органы.