Сушняк

22.04.2011 | 05:23
Сушняк

Сегодня, услышав словосочетание «саратовская набережная», мы уже с трудом вспоминаем это место - символ города, где по вечерам не было ни одной свободной скамейки, и чуть ли не единственное в городе, где можно было в обнимку глядеть на звездное небо и наслаждаться свежим речным воздухом. Вместо этого в памяти невольно всплывает лето прошлого года, когда Волга обмелела настолько, что фактически превратилась в болото, а по набережной можно было гулять разве что в противогазе из-за тошнотворного запаха тухлой рыбы

СушнякСегодня, услышав словосочетание «саратовская набережная», мы уже с трудом вспоминаем это место - символ города, где по вечерам не было ни одной свободной скамейки, и чуть ли не единственное в городе, где можно было в обнимку глядеть на звездное небо и наслаждаться свежим речным воздухом. Вместо этого в памяти невольно всплывает лето прошлого года, когда Волга обмелела настолько, что фактически превратилась в болото, а по набережной можно было гулять разве что в противогазе из-за тошнотворного запаха тухлой рыбы.

Хочется верить, что ситуация не повторится в этом году. Однако такую возможность исключать нельзя, считает председатель комитета охраны окружающей среды и природопользования области министр Игорь Шопен. Недавно в Москве прошло очередное заседание Межведомственной оперативной группы по регулированию работы Волжско-Камского каскада водохранилищ, на котором был представлен окончательный план пропуска талых вод.

Согласно этому плану, с 17 апреля в связи с таянием снегов и ледоставом ожидается большой приток воды в Волгоградское водохранилище, который продлится до начала мая. В результате этого Волга поднимется почти до отметки 15 метров. Однако такой уровень, по словам министра, продержится недолго - неделю, а затем резко опустится до 14,2 метра. Как объяснил Шопен, это связано с заполнением так называемых «водной полки» и «сельскохозяйственной полки» - то есть источников питьевой воды и лиманов, которые являются частью оросительной системы и используются летом для полива.

Повторение пройденного

Как выяснилось, такие условия не совсем подходят для Саратовской области - как и в прошлом году, при формировании графиков сброса воды не были учтены интересы нашего региона. Резкое снижение уровня воды может неблагоприятно сказаться на рыбохозяйственной обстановке. «Беда в том, что этот спад будет довольно резкий. Поэтому есть вероятность, что как и в прошлом году, на Волге погибнет рыбная молодь», - подчеркнул Шопен. На прошедшем совещании МОГ в Москве делегация Саратовской области пыталась донести это до ответственных лиц, но пока безуспешно. Как заметил Игорь Владимирович, «говорить можно все - это не воспринимается. ...Мы просили поддержать нас водой сверху - т.е. с верхней точки нашего водохранилища. Нас выслушали и сказали: «Все это, конечно, хорошо, но давайте ваши обоснования в письменном виде и с расчетами». В правительстве области был подготовлен соответствующий документ, который саратовская делегация представила МОГ 21 апреля - на очередном совещании по регулированию режимов работы каскада. «Мы туда поедем расширенной делегацией и будем отстаивать свою точку зрения всеми возможными и невозможными способами, - пообещал Шопен. - Пусть даже эти цифры не изменятся, пока рано бить тревогу. Если мы будем соответствовать всем графикам, то вода ниже 14 метров 10 см не опустится, а значит, и такого обмеления, как в прошлом году, не будет».

Оптимисты

Зампред правительства Дмитрий Федотов настроен более оптимистично. Он считает, что это совещание будет носить, в основном, уточняющий характер, а спуск воды не будет таким уж быстрым: «Вы понимаете, что пропустить такое количество воды за ограниченное время очень сложно - она же проходит через плотины и электростанции. Поэтому, я думаю, таких резких колебаний уровня не будет. Но одно дело - прогнозы, другое - реальность, - отметил зампред. - Паводок только начинается, все зависит от того, насколько заполнится водохранилище». В прошлом году главным фактором, который этому помешал, по мнению Федотова, стала аномально жаркая погода: «Из года в год воды действительно не хватает. Причины у этого банальны - испарение, потребление и недостаточно снежные зимы. А в прошлом году к этому добавилась еще и засуха».

Другой зампред правительства - Александр Стрелюхин - как выяснилось, тоже неисправимый оптимист. Комментируя опасения Шопена, что в результате сброса воды может погибнуть рыба, он заметил, что не стал бы делать таких поспешных заявлений. По его словам, так называемая «рыбная полка» устанавливается федеральными ведомствами с учетом интересов всего каскада водохранилищ. «Апрельская «полка», которая сейчас предлагается, нас почти устраивает. А майскую мы попытаемся смягчить», - отметил Стрелюхин. Его поддержали и саратовские синоптики, отметив, что за всю историю Волгоградского водохранилища в начале мая уровень не понижался ни на сантиметр, в том числе и в прошлом году. «Наоборот, подъем воды у нас начинается в последней декаде апреля, и максимальные уровни присутствуют в первой декаде мая. Это будет сделано за счет разницы сбросов воды с Жигулевского и Волгоградского водохранилищ. Поэтому то, что уровень упадет почти на метр - это полный абсурд!» - с жаром воскликнул глава Саратовского метеоцентра Михаил Болтухин. Видимо, своим многолетним наблюдениям за Волгой он доверяет больше, чем официальным графикам работы Волжско-Камского каскада.

С МОГ или не С МОГ?

Стрелюхин, который возглавил саратовскую делегацию на последнем заседании МОГ, попытался оправдаться и заранее снять с себя ответственность за возможную неудачу: «В принципе, все зависит от ситуации, то есть от того, сколько воды в Волжско-Камском бассейне. Мы можем стучать кулаком по столу и требовать какой угодно уровень. С таким же успехом можно требовать дождя. Но если в верховьях нет снега, то тут хоть обосновывай, хоть не обосновывай - ну не льется она туда! И мешает этому не бестолковое саратовское правительство, и не нежелание решить эту проблему».

В ситуации, подобной прошлогодней, когда воды в Волге катастрофически не хватает, а вопрос ставится ребром - либо сохраним щуку в саратовском бассейне Волги, либо осетра, который является нашей национальной гордостью, - Стрелюхин предлагает «выбирать меньшее из зол»: «В прошлом году они были вынуждены пойти на это, потому что иначе бы в низовьях была бы катастрофа. Для того чтобы осетр, который нерестится в Астрахани, не перестал существовать как популяция, на федеральном уровне было принято такое решение». Дмитрий Федотов считает, что в такой ситуации нужно все-таки находить какой-то баланс между водохранилищами и регионами: «Нельзя же полностью осушить одну область, ради того чтобы заполнить остальные. У нас есть другая рыба, не менее для нас важная».

В словах чиновников есть здравый смысл. Но, как говорится, надейся на лучшее, а готовься к худшему. Если уровень воды будет ниже допустимых значений, саратовские политики обещают сразу же решить эту проблему на федеральном уровне, обратившись к руководителю Росводресурсов Марине Селиверстовой. «Мы будем решать вопрос с Федерацией, чтобы либо сделать переброску воды с верхних водохранилищ, либо остановить сброс воды на Волгоградской ГЭС», - говорит Федотов. Очень хочется в это верить, но осадок-то остался - все мы помним, как у них получилось сделать это в прошлом году...

P.S. Когда верстался номер, стали известны итоги состоявшегося в Москве совещания МОГ. По последним данным, которые сообщил министр Игорь Шопен, делегации Саратовской области удалось внести свои коррективы, смягчив графики сброса воды. В частности, нижняя планка, до которой опустится вода в Волгоградском водохранилище, повысилась до 14,46 метров. Кроме того, длительность сброса сократилась с 10 до 5 дней. Следующее заседание МОГ состоится 5 мая. «До этого момента сброса воды не ожидается», - пообещал министр.