В Гондурасе лучше

В Гондурасе лучше

Подсчитано, что среднестатистический гражданин проводит двадцать два года во сне, шесть лет поглощает еду, три года сидит в туалете. А сколько лет жизни мы тратим, стоя и сидя во всевозможных очередях, даже науке неизвестно. Очереди, которыми славилась советская эпоха, сегодня никуда не исчезли. Кто из нас часами не подпирал стенку в паспортном столе или не томился на почте, желая всего лишь получить свою посылку? Однако самые изнуряющие очереди, пожалуй, в поликлиниках. Прав был тот, кто сказал, что отечественное здравоохранение рассчитано на здоровых неработающих граждан

В Гондурасе лучшеПодсчитано, что среднестатистический гражданин проводит двадцать два года во сне, шесть лет поглощает еду, три года сидит в туалете. А сколько лет жизни мы тратим, стоя и сидя во всевозможных очередях, даже науке неизвестно. Очереди, которыми славилась советская эпоха, сегодня никуда не исчезли. Кто из нас часами не подпирал стенку в паспортном столе или не томился на почте, желая всего лишь получить свою посылку? Однако самые изнуряющие очереди, пожалуй, в поликлиниках. Прав был тот, кто сказал, что отечественное здравоохранение рассчитано на здоровых неработающих граждан. 

Шесть часов утра. 8-я детская поликлиника в Заводском районе. На улице толпа из нескольких десятков мам и бабушек, жаждущих записать своего ребенка или внука на прием к врачу. Без десяти восемь двери медучреждения распахиваются, и волнующаяся очередь оказывается перед окошком регистратуры. Через некоторое время регистратор объявляет, что запись к специалистам на сегодня закончилась. Многие уходят ни с чем. Им придется повторить попытку завтра. Молодая женщина плачет, потому что второй день приходит  спозаранку и все равно не успевает записать ребенка к врачу. Малыша нужно показать ортопеду, у него проблемы с ногами, но нет острой боли и высокой температуры, при которых можно прийти к врачу без записи...

А вот отчет об итогах работы системы здравоохранения на сайте администрации Саратова: «Предметом особого внимания в 2010 г. стала внутренняя организация работы поликлиник, решение проблемы очередей. В этом направлении достигнуты первые результаты. Улучшилась укомплектованность регистратур кадрами, установлены дополнительные телефоны для записи к врачам, введена система самозаписи и талонная система приема врачей и проведения обследований. Начато внедрение электронной записи к врачам. В I полугодии т.г. планируется завершить введение электронной регистратуры. Проведенные организационные мероприятия позволили существенно сократить сроки ожидания приема врачей (с 7-10 до 1-3 дней) и диагностических обследований (с 10-14 до 3-5 дней)».

Действительно, в конце прошлого года саратовские чиновники лихо взялись за решение проблемы очередей в муниципальных поликлиниках. Неизвестно, что именно послужило толчком - то ли предстоящие выборы, то ли неожиданно возникшее желание поработать, но была создана специальная комиссия при городском комитете здравоохранения по борьбе с очередями, а замглавы городской администрации по социальной сфере Ольга Баталина практически еженедельно посещала медучреждения и расспрашивала испуганных больных о том, как давно они ждут приема врача. Больные терялись, не понимая, кто и что от них хочет, но потом собирались с мыслями и отвечали в том духе, что хотя и приходится подождать час-другой, но в целом жить можно. «Пока я не очень довольна динамикой изменений в поликлиниках, - заявила в январе Ольга Юрьевна. - Все работают в равных условиях, у всех стартовые условия были одинаковые. И если у кого-то получается решать проблему очередности лучше, то всем остальным нужно этому учиться и быстрее подтягиваться».

Прошли выборы, и в теленовостях перестали показывать сюжеты о рейдах замглавы по больницам. Интерес властей к теме значительно поубавился. А между тем, очереди в муниципальных поликлиниках никуда не исчезли. По закону сохранения энергии, они просто переместились от кабинетов врачей к окошку регистратуры. Конечно, в регистратуре еще существует телефон, но, пытаясь на него дозвониться, вы рискуете попасть в другую очередь - телефонную. Больному теперь приходится идти в больницу дважды - сначала чтобы записаться к доктору, а потом уже на сам прием. Затем врач направит пациента на анализы, которые тоже отныне берут не абы у кого, а строго по записи. Такая система, например, практикуется в городской поликлинике № 20. Пока вы совершите все эти ритуальные действия, пройдет неделя-другая, и если не произойдет чудесное самоисцеление, дело может дойти и до срочной госпитализции.

Один из возможных способов решения проблемы - запись к доктору по Интернету. В Кировской области, например, уже год работает «электронная регистратура» - специальный раздел на сайте местного департамента здравоохранения, где каждый кировчанин может самостоятельно записаться к любому специалисту любой муниципальной или областной клиники. И хотя с электронной регистратурой тоже не все так гладко, популярность ее стремительно растет. На прошлой неделе этой услугой воспользовались 9 864 человека, в то время как через регистратора оформили заявку 8 887 пациентов. В нашем же городе, где чиновники постоянно твердят о модернизации и инновациях, записаться по Интернету можно только к специалистам 9-й горбольницы на сайте этого медучреждения.

Совершенно бесполезен в этом отношении портал государственных и муниципальных услуг Саратовской области http://pgu.saratov.gov.ru. Во-первых, в списке лечебно-профилактических учреждений значится только областная детская клиническая больница. Во-вторых, безрезультатно тыкая мышкой в обязательные для заполнения поля на портале, легко можно затянуть болезнь до хронической. Хотя если бы онлайн-запись работала, многие родители были бы благодарны всем нашим продвинутым чиновникам и лично и.о. зампреда областного правительства по информатизации Сергею Шувалову, который наверняка день и ночь бьется над вопросом, как бы перевести все и вся в электронный вид.

Впрочем, что ждать от государственных больниц, если частные клиники, где за прием врача нужно выложить весьма круглую сумму, также далеки от новых технологий, если таковой, конечно, можно считать в наше время Интернет. Вот типичный сервис частных саратовских клиник: «На нашем сайте каждый посетитель может записаться на прием к врачу через интернет, а также осуществить запись на оказание других услуг поликлиники в режиме онлайн. Чтобы записаться на прием, заполните, пожалуйста, форму: укажите имя, телефон, выберите специалиста и адрес клиники. Наши администраторы вам позвонят». Что и говорить, гениальная затея - дважды потратить время: сначала на заполнение электронной заявки, а потом на разговор с администратором...

Но вернемся к вечно модернизируемому и вечно больному муниципальному здравоохранению. По мнению Ольги Баталиной, первой и основной причиной очередей в городских больницах является все-таки не слабое административное регулирование, а нехватка специалистов. Действительно, саратовские больницы укомплектованы врачами всего на 60 %, и нагрузка на них огромна. Однако, по большому счету, это проблема чиновников, которые никак не могут создать нормальные условия работы для докторов, и уж точно не повод для того, чтобы загонять граждан в унизительные очереди и заставлять их с боем выбивать для себя и своих детей бесплатную медицинскую помощь, гарантированную Конституцией каждому.