N13 (22) (9 апреля 2009)   09.04.2009 | 11:21
Кризис не тетка
Рубрика: ПОКАЗ УХА
Просмотров: 183
Версия для печати

без названияПомощь социально незащищенным слоям населения уже давно стала визитной карточкой всего цивилизованного мира. В США для малообеспеченных граждан ввели систему талонов. В Германии - раздают потребительские купоны на сумму 500 евро. Правительство нашей саратовской глубинки тоже решило не отставать от цивилизации. Социальные магазины - вот новая идея-фикс губернатора Павла Ипатова.

 

Надо отметить, что сама идея витала в воздухе уже давно. Что и говорить - в Москве система социальных магазинов, тех, где цены представлены с наименьшей «накруткой», существует уже вторую пятилетку, в других городах необъятной Родины за последние годы такие торговые точки тоже стали постепенно появляться. Однако Саратова в этом списке городов до сих пор не было. Катализатором идеи создания таких магазинов в нашей области стало местное управление Роспотребнадзора. Не прошло и нескольких дней, как идеей живо заинтересовался губернатор. Оно и понятно, кризис не тетка, а людей кормить надо. Только вот когда, где и чем - пока не совсем ясно.

Бомжей выгонят на улицу

Главный замысел наших властей состоит, как уже известно, в том, чтобы «заселить» предпринимателей в помещения без арендной платы и за счет этой экономии снизить цены на продукты. Глава Управления Роспотребнадзора по Саратовской области Алексей Данилов сообщил нашему изданию, что перед администрацией г. Саратова уже поставлена задача составить реестр свободных площадей, находящихся в муниципальной собственности.
- Это должны быть именно муниципальные помещения, поскольку только в этом случае можно будет отойти от арендной платы. И по информации комитета экономики Саратова, такие площади есть. Мы предполагаем, что в них придется вкладываться, хотя бы для того, чтобы они соответствовали всем санитарным требованиям, - рассказывает Алексей Николаевич.
И он здесь, несомненно, прав, ведь помещения, которые были невостребованными долгое время, обычно представляют собой полуразвалившиеся избушки, где кроме мышей и бомжей нет ничего. Даже света. Сколько придется вкладываться и куда именно - определит в ближайшее время комитет экономики. Однако социальные магазины (а их запланировано не более 10) появятся в Саратове, как заметил Алексей Данилов, не через месяц и даже не через два. Глава регионального Роспотребнадзора сообщил, что правительство планирует сделать необходимый ремонт за счет самих предпринимателей. «Ведь им будут предоставлены некоторые преференции, в частности, отсутствие арендной платы за пользование помещением», - отметил наш собеседник. Логика безупречна, но исходя из нее, вполне очевидно, что все малоимущие и безработные скорее умрут с голода, пока наше правительство и администрация в конце концов откроют хотя бы один магазин, ведь затраты предпринимателей на ремонт могут исчисляться миллионами.

Народные скидки

Несмотря на долгосрочную перспективу проекта, правительство уже на этой неделе занялось разработкой списка продуктов, которые можно будет купить в социальном магазине. Уже точно известно, что в нем будет хлеб, несколько наименований колбас, молоко, растительное и сливочное масла. Доступ к товару решено сделать открытым для всех слоев населения. «Мы проконсультировались с производителями, они сообщили, что могут обеспечить спрос на товар в любом объеме», - рассказал Алексей Данилов. На сегодняшний день можно также подсчитать и примерную скидку на продукты. По данным Роспотребнадзора, расходы на ТЭР и аренда в среднем занимают в цене товара около 20-30%. Возможно, колбаса по 100 рублей за килограмм не за горами?
Однако радоваться такой перспективе не стоит. «При Дмитрии Аяцкове был не самый вкусный хлеб по рублю за буханку, однако это давало потребителю какой-никакой выбор. Если были в кармане деньги, можно было купить и хлеб без скидок», - рассказал Данилов.
Действительно, в свое время экс-губернатор Дмитрий Федорович пытался ввести социальные цены не только на буханку хлеба, а также на горючку. Проекты «народный хлеб» и «народный бензин» в начале века стали известны даже за пределами нашего края. Однако и они просуществовали недолго - бизнесменам, которые обеспечивали Аяцкову народные цены, эта благотворительность в конце концов надоела.

Намордник на цены

Попытки помощи народонаселению нашей голодающей губернии правительство времен Павла Ипатова также предпринимало неоднократно. Еще в конце 2007 года - начале 2008 года, когда ценники неожиданно стали «удлиняться», были приняты меры по «замораживанию» стоимости продуктов. Действовавшая на протяжении нескольких месяцев мера сработала впоследствии как натянутая резинка - цены выстрелили. Как говорится, инфляция всегда берет свое. В случае с социальными магазинами история может повториться. Цены регулирует рынок, и заставлять производителей их занижать тоже никому не удастся, как в этом мы уже неоднократно убеждались. «Все попытки губернатора снижать цены бессмысленны и даже противозаконны», - считает экс-председатель общественной организации по защите прав потребителей и предпринимателей, заслуженный работник торговли РФ Константин Ионов.
По его мнению, разговоры о социальных магазинах - не что иное, как популистские заявления. С этим согласен и депутат Саратовской городской думы Альберт Старенко:
- Губернатор хочет возложить всю ответственность, как обычно, на муниципалитет, который несет эту ношу и не знает, как ее финансировать. Сама по себе идея заслуживает внимания - есть большая группа социально незащищенных людей, которые будут благодарны, если такие магазины появятся, но как это исполнить технически - непонятно. Где помещения брать, которые можно использовать под магазин? Их давно приватизировали или отдали в аренду!
Кроме этого, Альберт Старенко задался и вопросом о механизме «отдачи» помещений предпринимателям. «Желающих продавать товар в розницу и при этом получить бесплатное помещение найдется немало. Кто будет иметь преимущественное право, приоритет на занятие площадей? Если администрация, например, отдаст помещение Иванову, а не Петрову, то Петров абсолютно справедливо сможет спросить: «Чем я хуже Иванова колбасу произвожу?». Я здесь вижу злоупотребление», - заявил депутат.
Но наиболее важный вопрос состоит даже не в этом. Каким образом муниципалитет будет регулировать цены, если губернатор не может справиться даже с ценами на рынке в Юбилейном? Кто может дать гарантию, что люди возьмут площади и будут торговать по отпускным ценам?
«Какие бы договоры ни заключили, мы никогда не сможем прописать цену! Где взять критерии? Ведь все в рынке относительно, бензин поднялся - цена поднялась. Рассчитывать на совесть предпринимателя - это утопия. Они меньше всего думают о том, чтобы доставить кому-то приятные минуты покупки», - отметил Альберт Валерьевич. Однако нашему правительству всё по плечу! Как рассказал «Газете Наша Версия» Алексей Данилов, между предпринимателем и администрацией Саратова будет заключаться договор о том, что он обязуется продавать товар по так называемой социальной цене. «Вполне возможно, что в документе будет указана и примерная стоимость продукции», - отметил глава Роспотребнадзора.
Даже если такое станет возможным, торговать по сниженным ценам вряд ли кто планирует вечно. По мнению г-на Старенко, торговцы не хотят ругаться с властью, поэтому будут соглашаться на вышеназванные условия, но все равно будут завышать цены: губернатор приехал - ценники одни, уехал - они тут же меняются. Есть и другие хитрости: сначала магазины вздувают цены на продукты, а затем, соответственно, делают на них скидку - удобно, правда? «Не исключено, что будет продаваться товар с истекающим сроком годности: дешевый товар не может быть качественным», - добавляет Константин Ионов.
Но для того чтобы идея обрела форму, и механизм социальной поддержки сработал эффективно, необходимо принять одну-единственную меру (и в этом мнении сошлись все наши эксперты): власть должна дотировать бизнесменов. «Разницу между социальной и реальной ценой можно компенсировать из областного бюджета, но ведь правительство этого делать не хочет и не будет. У нас же в Саратове бюджет не настолько большой, чтобы такие подарки делать», - заметил Альберт Старенко.
Единственная же идея, которая пока заслуживает внимания, - это передвижные торговые точки, известные также как «Купавы». Их особенность состоит в том, что в таком вагончике можно купить только определенный вид товара. У таких «Купав» есть несколько неоспоримых плюсов - они мобильны, их можно разместить в любом месте и в любое время убрать. Помимо этого, они не требуют почти никаких затрат, кроме бензина и электричества, а работать там может сам производитель, без всяких посредников и дополнительных наценок на товар. У магазина же единственный плюс в том, что там можно размещать сразу целый ассортимент продукции.

все статьи
номера
на главную