Детская неожиданность

Детская неожиданность

Хотите верьте, хотите нет, но в губернском заксобрании стали происходить аномальные явления. До контакта с пришельцами дело, разумеется, не дошло - внеземной разум почему-то отказывается общаться с нашими парламентариями. Таинственных исчезновений предметов материального мира в стенах облдумы тоже вроде бы не наблюдалось (ну, разве что при коллегиальном распиле бюджета). Конечно, есть здесь и свое «непознанное» - Счетная палата. Правда, это «чудо» скорее политического, нежели мистического характера. Но с некоторых пор в представительном органе начались такие странности!

без названияХотите верьте, хотите нет, но в губернском заксобрании стали происходить аномальные явления. До контакта с пришельцами дело, разумеется, не дошло - внеземной разум почему-то отказывается общаться с нашими парламентариями. Таинственных исчезновений предметов материального мира в стенах облдумы тоже вроде бы не наблюдалось (ну, разве что при коллегиальном распиле бюджета). Конечно, есть здесь и свое «непознанное» - Счетная палата. Правда, это «чудо» скорее политического, нежели мистического характера. Но с некоторых пор в представительном органе начались такие странности! 

Только представьте себе, Александр Ландо не ругает на чем свет стоит губернских чиновников, а относится к ним с пониманием и даже сочувствием! А члены Молодежного парламента не заглядывают в рот старшим товарищам, проявляя самостоятельность в суждениях. Это не мечта. Такова новая думская реальность.

С ней пришлось столкнуться на очередном заседании Молодежного парламента (МП) IV созыва. И очень жаль, что окунуться в такую реальность удалось немногим. Привычной массовки из студентов и молодогвардейцев не было, да и большинство журналистов почему-то проигнорировали мероприятие. Наверное, предполагали худшее - думали, что все будет, как обычно. На сей раз они ошиблись. Конечно, говорить о 100-процентной метаморфозе не приходится. И все же, как мне кажется, меньше стало казенщины и формализма, а главное - бездумного единодушия.

Повестка дня состояла из десяти пунктов, но по-настоящему топовым был только один - «Итоги реализации областной целевой программы «Молодежь Саратовской области» на 2009-2011 годы» в исполнении начальника отдела управления молодежной политики губернского минобраза Анны Поповой. Без традиционного отчета о фестивалях, конкурсах, концертах выступление, естественно, не обошлось. Впрочем, как и без не очень длинного перечня достижений. Главное же заключалось в хроническом недофинансировании программных мероприятий. В 2009 году на молодежь области выделили 10,265 миллиона рублей, или 63% от первоначального финансирования, в 2010-м - 8,493 миллиона (61%), а в 2011-м - 7,182 миллиона рублей (58%). В муниципалитетах «наше будущее» пестуют на медные деньги. Самым щедрым оказался Энгельсский район - здесь на молодежь тратят по полтора миллиона в год. В Александрово-Гайском районе еле-еле находят 5 тысяч рублей, а в среднем по области местные власти выделяют ежегодно менее 50 тысяч рублей. При этом, как сообщила Попова, в Калининском и Воскресенском районах не удосужились даже принять молодежные программы.

Денежная тема очень заинтересовала Ландо. Но он не стал рассматривать ее в целом, а ограничился участием регионального министерства образования в организации «Студенческой весны». Иными словами, Александр Соломонович горел желанием узнать, сколько и на что тратит министерство. По словам Поповой, Студвесна - это комплексный процесс. Вузы спонсируют свои команды, а минобраз занимается организацией фестиваля, обеспечением площадок для выступления и оплачивает работу членов жюри. И тогда Ландо «пригрозил» Поповой: «Я специально узнаю у Андрея Владимировича Россошанского, он участвовал у вас в жюри, что он там получил или нет».

Апологет патриотического воспитания молодежи Сергей Баканов ужаснулся тому, что на программные мероприятия в этом году выделены жалкие 7 миллионов рублей. По мнению облдепа, «их не хватит никакую весну провести» и это «стыдно для Саратовской области». Особенно стыдно по сравнению с тем, как финансируются подобные программы в Татарстане и какое внимание там уделяют молодежной политике. А у нас поисковики находятся «в Энгельсе в каком-то клоповнике», хранят экспонаты в «позорных условиях». Правда, по словам Сергея Геннадьевича, энгельсские власти предложили найти для них помещение.

Юные парламентарии поддержали Баканова и военно-патриотическое воспитание. Но куда больше их интересовало, когда минобраз создаст, наконец, реестр молодежных организаций области. По словам Поповой, официального реестра пока действительно нет, но есть список организаций, с которыми министерство активно работает. Правда, эта активность заметна не всем. Некоторые члены МП, состоящие сразу в нескольких молодежных объединениях, ни разу не получали от министерства приглашений принять участие в конкурсах или грантовых программах. Но за чиновников вступились более осведомленные парламентарии. Как говорилось на заседании, вся информация о конкурсах размещена на сайте минобраза.

Тут-то и случилось чудо. Александр Ландо пожалел стоящую на трибуне Попову и предложил посадить ее (в хорошем смысле слова). А затем Александр Соломонович стал обличать иждивенчески настроенную молодежь: «Вы знаете, я внимательно слушал и доклад, и вопросы, которые задавались, и хотел бы сосредоточиться на том вопросе, который молодой человек задал в качестве предпоследнего. У него такое было обращение, что министерство образования ни разу к нам не обратилось с предложением участия в конкурсе. Для меня вообще это совершенно непонятно, этого не должно быть. Молодые люди должны туда обращаться, к чиновникам, в министерство со своими предложениями, своими какими-то инициативами и так далее, а не в обратную. Я понимаю, что это болезнь роста молодых людей».

Поставив диагноз одному, облдеп взялся за остальных, жаждущих, чтобы Молодежный парламент наделили, наконец, правом законодательной инициативы. «Ну, понимаете, это ведь не проблема, - увещевал детей Ландо. - Не проблема. Мы можем на очередном заседании думы принять такое решение и этим правом наделить. А вот нужно оно вам или нет? Вот пока, пока я не вижу, что вы в этом плане проявляете инициативу и через депутатов областной думы, через соответствующие комитеты хоть одну инициативу так, чтобы она поступила лично от вас».

А еще облдеп нашел много мирных русел, куда юные парламентарии могли бы направить свою энергию. Например, потребовать выселения федеральных и областных структур из зданий, где ранее располагались детсады. Большую помощь, по мнению Ландо, юноши и девушки могут оказать в расчистке лесов, полей и рек губернии, приучая таким образом население к порядку.

Волнует Александра Соломоновича и кадровый вопрос. Он считает, что молодые парламентарии должны выдвигать свои кандидатуры в органы исполнительной власти и местного самоуправления. Предлагать себя губернатору (естественно, в качестве госслужащих) и прочим высокопоставленным должностным лицам. «Если действительно себя зарекомендовали с положительной стороны, они будут хорошо работать в этих органах власти, а вы за них несете как бы моральную ответственность», - резюмировал Ландо.

Облдеп закончил выступление, и зазвучал звонкий голосок председателя МП Натальи Алиевой: «Спасибо, Александр Соломонович, за советы. Можно прокомментировать несколько ваших замечаний?» «Пожалуйста», - расщедрился Ландо. Алиева рассказала облдепу, что на счету Молодежного парламента 7 законопроектов, которые продвигаются через профильный комитет губернского заксобрания. Этот путь Александр Соломонович счел слишком долгим и предложил: «Тогда напишите про законодательную инициативу - «дать нам право». «Мы уже писали, - учтиво ответила Алиева. - Вы написали заключение, что... не дадите нам право». Ее реплика вызвала смех и бурные аплодисменты в зале. Но Ландо не растерялся: «Проблем с законодательной инициативой нет. Есть Фадеев, который все может протранслировать. ...Я готов еще раз посмотреть с точки зрения законодательства. ...Я обещаю посмотреть еще раз». На этом дети с миром отпустили куда-то спешащего Александра Соломоновича.

Взбудораженные Ландо парламентарии опять взялись приставать с вопросами к госпоже Поповой. «Я был на Селигере, у нас был один флаг, который мы сделали сами», - одновременно и жаловался, и требовал ответа молодой человек. Он был обижен на областной минобраз за то, что поездку на культовое озеро не оплатили, атрибутикой губернии не снабдили, тогда как другие регионы не поскупились на своих селигерцев.

Попова объяснила, что Селигер - одно из 12-15 ежегодных выездных мероприятий. «Селигер съел около 200 тысяч рублей, а на все поездки выделялось 400 тысяч», - перешла к арифметике Анна Сергеевна. Другой молодой человек, побывавший на Селигере годом ранее, напротив, был весьма доволен тем, как минобраз организовал поездку.

На заседании губернскую Общественную палату представлял ее член среднего возраста. «Почему у вас такое ироничное настроение, хотелось бы посерьезнее», - «напал» он на Анну Попову. Представитель ОПы удивился, что не видит здесь руководителей минобраза: «Оно (министерство - прим. авт.) игнорирует молодежную политику?» Наступательная стратегия члена ОПы себя не оправдала, его быстренько осадили молодые парламентарии. «Неправильно в таком тоне обращаться», - пристыдила общественника Алиева, и тот успокоился.