Снимите это немедленно!

Снимите это немедленно!

Мон-Сент-Мишелю тысяча лет, а я, к своему стыду, не знал этого! Его начали строить за 150 лет до того, как Кирилл и Мефодий придумали нам алфавит! И за 450 лет до того, как возникла Москва

без названияМон-Сент-Мишелю тысяча лет, а я, к своему стыду, не знал этого! Его начали строить за 150 лет до того, как Кирилл и Мефодий придумали нам алфавит! И за 450 лет до того, как возникла Москва.

Фото Архангела

Оказывается, это величественное сооружение занимает третью строчку в списке самых привлекательных для туристов мест Франции - после Эйфелевой башни и Лувра. Он находится недалеко от города Авранш на гранитном острове, к которому от материка ведет двухкилометровая дамба. В сущности, Мон-Сент-Мишель занимает весь остров. Это и город, и аббатство, и церковь в едином комплексе. Этакая пирамида Хеопса, которую великие строители отдали великим художникам со словами: «А теперь вы с ней работайте».

Сложно описать все, что я там увидел, так как, и без того владея русским на уровне разговорного, я прихожу в полное замешательство от наплыва эмоций.

Но больше всего меня поразило другое. Я вдруг понял, почему Саратов никогда не станет туристическим городом. Даже если мы назовем его островом Мон-Сент-Саратов.

И вот почему. Разве в Мон-Сент-Мишеле мало святости и сакрального трепета?! Комплекс, который возводился религиозными деятелями на протяжении десяти веков, и место, которое, согласно христианской легенде, послужило местом последней битвы Архангела Михаила и Сатаны, когда Архангел все-таки отправил Сатану в преисподнюю, избавив людей! В финале экскурсии располагается скульптурная композиция, где Михаил пригвождает Дракона, и какая-то надпись на французском, которую я не понял, но догадался, что написано что-то вроде «Спасибо прадеду за Победу!»

И в этом месте спокойно разгуливают сотни, тысячи людей со всего света! Толпы людей галдят, таращат глаза, мостят свои зады и взбираются ногами на святейшие парапеты, чтобы запечатлеть свои японские, немецкие, русские, итальянские и - ладно уж - французские физиономии на фоне главных чертогов на фото и видео!

Вокруг аббатства - кварталы маленького городка - с не меньшей пробой святости. Там вообще было бы невозможно понять, где кончаются жилые кварталы и начинается аббатство, если бы не кассы, куда вам нужно протянуть 9 евро (по кварталам можно разгуливать бесплатно, путешествие в аббатство - за деньги).

Так вот кварталы эти сплошь состоят из кафешек и сувенирных лавок, где люди запивают крепсы с различной начинкой сидром, пивом, а бывает, и кальвадосом. И ничего - Архангел Михаил не против. Не для того он отправлял Сатану в преисподнюю, чтобы люди не могли себе позволить кружку сидра и фото в монастырских садах, трапезных, криптах, капеллах - то есть во всем том, что составляет великолепие и грандиозность Мон-Сент-Мишеля.

Он передает эстафетную палочку другим безусловно святым местам для верующих, а иногда и светских граждан. Нотр-Дам-де-Руан - главный кафедральный собор Руана - города, где сожгли Жанну д,Арк. Я прошел этот храм вдоль и поперек и отснял его колонны, алтари и статуи. И ничего. Жандармы не приехали за мной.

Я снимал на видео внутри храма Святой Жанны д,Арк - это было, наверное, ужасно пошло по отношению к памяти Жанны, скажете вы? А мне кажется - нет. Она сгорела на костре не для того, чтобы французы ходили с постными физиономиями побитых собак. Она сгорела для того, чтобы они радовались и к ним ездили за тысячи километров, например, из Саратова.

Мы - простые туристы, несчастные обыватели. Нам сложно войти в ритуальный транс, почувствовать небесную благодать, да и слово «экстаз» у нас лежит в другой плоскости ассоциаций. Все, что нам нужно - это воскликнуть «Ух ты!» и утащить кусочек пирамиды Хеопса на свою домашнюю книжную полку. А если это делать категорически нельзя, то хотя бы сфотографироваться в разных позах на ее фоне.

Возможно, то, что делал я и другие три миллиона туристов в год в Мон-Сент-Мишеле, жутко не нравится особо религиозным французским персонажам, но это нравится Франции, ее престижу и бюджету.

Уберите камеру!

А теперь скажите, что делать туристу в Саратове, кроме как жить в уютных недорогих гостиницах, которых нет, и ходить на лазурные пляжи, которых тоже нет? Депутаты всех уровней и чиновники правительства без конца трепятся о том, что Саратов нужно сделать туристическим центром, для этого только и надо, что построить гостиницы и рассадить клумбы. Этого мало. Косность и тотальная, где-то даже лагерная закрытость города не позволят сделать Саратов манком для массовых путешественников.

Место приземления Гагарина как любимый объект для чиновников - во время распила денег на какие-то абстрактные мероприятия 12 апреля и как поляна для окрестных любителей пива и шашлыка, - больше никому не интересно. По крайней мере, в том виде, как сейчас.

В Саратове же есть масса других интересных мест, пусть и не с такой богатой историей, но тоже вполне годных для домашнего альбома и «хоум видео». Но они закрыты, окружены пограничной пашней. 

Туристам можно войти в Духосошественский собор и сфоткаться там под расписными куполами? Или проделать то же самое в «Утоли моя печали»? Или побродить с видеокамерой внутри дворика Троицкого собора на Музейной площади?

Увы, друзья мои, божественные бабушки выцарапают вам глаза. Без особого распоряжения епархии его нельзя снимать, а финн или немец не сможет внятно поговорить с епархиальной канцелярией. Я все понимаю, это красивые здания, их нужно оберегать, но не больше же, чем аббатство Мон-Сент-Мишель!

Хорошо, оставим культовые сооружения и перейдем к светским. Но качественного изменения не почувствуем.

Скажите, можно забраться с видеокамерой в студенческий городок СГУ? Уже смешно, да? Ректор Коссович, французам можно поснимать лепнину ваших корпусов, аллейки, фонтан между ними? А испанцам можно, мадам Сергун? Словосочетание «режимный объект» можно перевести на иностранные языки?

без названияЯ бы с удовольствием назвал это «журналистским расследованием», но меня всегда забавляет подобная терминология, равно как всегда забавляет, когда Саратов, например, называют «мегаполисом».

Поэтому я назову это «журналистским исследованием». Так-то лучше. Вот что я хочу сказать. Я снимал на видео и фото в аэропорту Берлина, Кельна и Ганновера. Я снимал вокзал Гамбурга и внутри, и снаружи. Я снимал в метро. Как прибывает поезд. И как он убывает.

Я делал это намеренно, и все время ждал, когда меня будут брать полицейские. Но они проходили мимо и брали что-то вроде хот-дога. Наши бы не прошли мимо. Наши бы забрали в отделение.

Знаете вы или нет, но на вокзале у нас запрещено снимать. Кажется, это решил Ежов в 1938 году. А может, и не он, и не в 1938 году. Но это не важно. Важно то, что вы не можете производить там видеосъемку и фотосъемку, даже придуриваясь, что просто снимаете родственников, не говоря уже том, чтобы ходить и специально щелкать интерьеры, поезда и переходы. Одно из самых больших и одно из самых убогих сооружений города - саратовский вокзал - нельзя фотографировать и снимать на видео без особого разрешения местных представителей РЖД и транспортной милиции из соображений государственной безопасности!

Вы не можете снимать аэропорт, даже снаружи, а внутрь вас, в отличие от аэропорта Берлина и Ганновера, даже не пустят.

Можно снять Крытый рынок внутри без того, чтобы уведомить администрацию? Ну немец хочет снять, как забавно в России торгуют овощами, и скульптуру в центре! Нет! Сенной рынок - нет! «Славянский мир» - нет!

Самое смешное, что запрета на съемку общедоступных мест нет ни в одном законе РФ, и это исключительно самодеятельность местных начальствующих бездельников, которые второй месяц чинят ступеньки в подземном переходе вокзала, но тщательно берегут его от ястребов с камерами из ЦРУ.

А может, побродить с фотоаппаратом по улочкам элитных коттеджных поселков? На улице элитных коттеджей Гамбурга - можно. Но, боюсь, наши скромные директора заводов и народные избранники спустят собак.

Что остается бедному немцу? Да, тащиться на Соколовую гору, в Парк Победы и фотографировать пушку, из которой в 1944-м подбили танк, где поджарился, истошно вопя, его дедушка Мартин. Н-да, радости мало.

Или щелкать консерваторию - красивое здание в готическом стиле. Здорово, но стоило ли ради этого ехать из Кельна?!

Причем, это беда не только Саратова. В Москве на Красной площади только год назад разрешили снимать фотоаппаратом! До этого было запрещено! И чтобы снять этот идиотский запрет, блоггер и фотограф Дмитрий Терновский обратился к Президенту Медведеву.

Вы и сейчас можете зайти в Живой Журнал фотографа-блоггера Ильи Варламова и посмотреть, как он с Дмитрием Терновским на каждом московском вокзале и в метро доказывает право на фотографирование.

Черный выход

Работая в «Общественном мнении», я частенько с седьмого этажа глядел вниз - на макушки Московской, Кутякова, Гоголя и так далее. Я глядел на это трущобное скопище и думал: «А неплохо бы сделать из этого саратовские достопримечательности, раз ничего другого с этим не выходит».

Саратову 420 лет, но кто в Евросоюзе об этом знает?! Эти трущобы можно объявить региональным достоянием, внешний вид благородного тлена не может быть изменен ни в коем случае, так как все эти убитые пролетариатом донельзя (но об этом мы не скажем) старые купеческие дома были построены в эпоху трилобитов. Трилобитами же.

Миф - важнейшая соcтавляющая культурного объекта для привлечения туристов - ну у кого, ей-богу, есть видеозапись боя Архангел Михаил vs Сатана Дракон на арене Мон-Сент-Мишеля! Ни у кого! Но ведь там только и разговоров, что об этом!

Если штабу «единойроссии» удалось убедить Центризбирком и жителей города в том, что на выборах 13 марта партия «Единая Россия» набрала 62 %, то уж с таким пустяковым делом, как накрутка возраста Саратову, они и подавно справятся!

Вам кажется эта идея безумной? Мне, если честно, тоже.

Тогда снимите! Снимите эти чертовы запреты! Снимите это немедленно! И тогда приедут снимать вас.