N13 (22) (9 апреля 2009)   09.04.2009 | 11:21
Искушение славой
Рубрика:
Просмотров: 259
Версия для печати

Искушение славой«К четырем прибавить два, по слогам читать слова учат в школе, учат в школе, учат в школе...» - поется в известной детской песенке. Похоже, что эти жизненные азы в совершенстве усвоили некоторые нынешние руководители саратовских вузов. Особенно что касается сложения. И прибавлять они, наверное, больше всего любят к себе любимым, ведь не даром в руках «держат» финансовые потоки своих университетов...

 

Намек ли это на толстые обстоятельства или нет, можно понять, взглянув на итоги мониторинга госзакупок, осуществляемых в последнее время саратовскими вузами. Во время подготовки этого материала меня мучил один вопрос: а знает ли хоть кто-то из представителей саратовских вузов, помимо ректоров и членов конкурсных комиссий, какие деньги и на что затрачиваются университетами?! Конечно же, в дальнейшем вопросов появилось куда больше...

Пиар! Еще пиар!

Настоящей сенсацией 2009 года стоит считать «рекламную» активизацию Саратовского государственного университета имени Чернышевского (СГУ). Несмотря на то, что непрекращающиеся скандалы в стенах вуза частенько провоцируют появление критических публикаций в местных СМИ, пиар-активность ректора Леонида Коссовича недооценить трудно.
Например, всем известно, что СГУ время от времени любит показать себя с лучшей стороны на страницах местных газет. Бывает, что вуз появляется и в региональных телевизионных новостях. Однако происходит это обычно под даты - всевозможные праздники, приезды высоких гостей и так далее. Но такой активизации университета на поприще саморекламы, как та, что мы должны наблюдать с начала 2009 года, припомнить трудно.
Я не напрасно употребил слово «должны», поскольку ваш покорный слуга никакой особенной пиар-кампании СГУ за последнее время не замечал. А вы? Тем временем, уже с февраля по март текущего года этот саратовский вуз должен был не выходить из поля зрения рядового обывателя.
Шутка ли, согласно моим расчетам, основанным на официальных документах, госуниверситет должны были «рекламировать» в феврале-марте 2009 года ежедневно! Каждый божий день, в том числе в выходные и праздники!
Дело в том, что в январе текущего года вуз объявил запрос котировок «на размещение рекламы в СМИ». В документации к этому госзаказу говорится, что оказание услуг необходимо произвести в феврале-марте в печатных изданиях (размещение объявлений различного характера, имиджевые статьи); на радио (аудиоролики); на телевидении (информационные сюжеты).
И все бы ничего, да больно уж смущает количество статей, роликов и сюжетов в региональных и федеральных СМИ, которые должны были возвестить о славе СГУ за столь короткий срок. Всего таких «засветок» гос-университета, согласно документации, должно было быть 128. Делим это число на количество отведенных для пиара дней и получаем - по 2 рекламки на дню.
Конечно, это средняя цифра, и осваивать необходимые объемы могли по-разному, например, бахнуть в один день штук 70 статей, 30 сюжетов и 20 аудиороликов про СГУ. Но в таком случае не заметить пиар госуниверситета было бы сложно. Причем, если по ТВ и радио сюжеты должны были варьироваться по времени от 2 до 20 минут, то в печатных изданиях установленный норматив по размерам одной статьи - 1000 квадратных сантиметров.
Задача, надо сказать, не из легких, однако в запросе котировок на выполнение этого заказа приняли участие аж две организации. Некое ООО «Книголюб», которое в «упорной борьбе» одержало победу над Центром языка и культуры «Слово», умудрилось-таки сложную миссию выполнить. Во всяком случае, со стороны госуниверситета к этому ООО претензии не предъявлялись.
Кстати говоря, вышеупомянутое «Слово», которое функционирует при СГУ, было готово осуществить такой объем работ по максимальной цене - 500 тысяч рублей, тогда как победивший «Книголюб» снизил эту стоимость на 100 рублей - до 499900.
Но все это было только разминкой...

Деньги на личное...

Буквально на днях руководством СГУ было дано куда более ответственное и дорогостоящее поручение в сфере самопиара. В результате проведения открытого аукциона единственный участник (как ни странно, все тот же «Книголюб») получил контракт стоимостью 5 миллионов 300 тысяч рублей. За эти «внебюджетные» (как указано в документации) деньги ООО должно сотворить то же чудо, которое было описано выше - разрекламировать университет имени Чернышевского в региональных и областных СМИ в огромных масштабах и за короткий срок.
Так, за 145 дней (при условии, что подрядчик подписал контракт сразу после завершения аукциона, то есть 7 апреля 2009 года) «Книголюб» должен разместить в СМИ 490 информационных сообщений об СГУ. В среднем - это 3-4 публикации (сюжета/ролика) ежедневно!
Просто диву даешься - какие, оказывается, талантливые трудяги в Саратовской области живут. Ведь разместить статью, допустим, в областном еженедельнике - это целая история. Ее, во-первых, нужно идейно выстроить, во-вторых - отписать, в-третьих - согласовать, и так далее. Не говоря уж о бюрократических моментах, связанных с оформлением договоров.
А вот для руководителя ООО «Книголюб» Дмитрия Владимировича Сайганова (который, возможно, и является единственным работником этой фирмы) подобные трудности не страшны. Пугает этого человека другое - разговор с корреспондентом «Газеты Наша Версия». Ведь, по словам Дмитрия Владимировича, освещение в нашем издании проведения запроса котировок и аукциона по пиару СГУ - дело ненужное.
Такими же несловоохотливыми оказались работники Центра языка и культуры «Слово». Они не стали комментировать, почему отказались от участия в аукционе на 5,3 миллиона рублей. Возможно, просто расстроились из-за своего проигрыша в запросе котировок на рекламу СГУ в СМИ, или же их смутил размер обеспечения заявки на участие в аукционе - 260 тысяч рублей. Немногие организации, занимающиеся «писарской» работой, могут похвастаться такими большими суммами, находящимися в свободном обращении. Разве что ООО «Книголюб», о котором совершенно ничего не известно...
Итак, работники «Слова» отметили, что вопросы по аукциону - это «дела СГУ, а это очень личное». Что ж, практика укрывания всего и вся в стенах Саратовского госуниверситета его руководством - дело обыденное. Тем более что средства на рекламу вуза профессор Коссович выделял из внебюджетных источников.
Вот только всем ли работникам СГУ известно, сколько денег и на что тратится их руководством? Думаю, что наблюдательным студентам этого высшего учебного заведения подобная информация к размышлению лишней не будет. Сколько повышенных стипендий, премий или бюджетных мест превратились в виртуальную рекламу вуза? Или же эта самая реклама принесет свои позитивные плоды университету, ну или хотя бы будет реализована в том объеме, который запланирован? Поживем - увидим.
Пока руководство СГУ от комментариев отказывается. Например, проректор по связям с общественностью Дмитрий Чернышевский сообщил, что вся необходимая информация по интересующим корреспондента вопросам находится на сайте вуза. Как ни странно, там действительно кое-что удалось найти.
Оказалось, что госуниверситет бережно собирает и хранит в своем архиве все публикации «в журналах и газетах Саратова и России», где упоминается СГУ. Вот, например, за февраль и март 2009 года трудяги вуза сумели найти только 12 таких статей, одна из которых размещена интернет-агентством REGNUM, а остальные - саратовской газетой «Земское обозрение». Хотя, согласно документации запроса котировок, «Книголюб» за это время должен был разместить в региональных и федеральных печатных СМИ аж 90 публикаций!
Неувязочка, однако, получается. Вот и у опального преподавателя СГУ, доктора исторических наук профессора Велихана Мирзеханова есть свои подозрения по поводу «рекламной» активности вуза. Он не исключает, что, возможно, деньги на пиар госуниверситета действительно были рассредоточены в СМИ области, однако не с целью пропаганды СГУ, а для организации медийной борьбы с оппонентами ректора Леонида Коссовича. Считать законным такое расходование средств госуниверситетом очень сложно, поэтому надеемся, что соответствующие органы проведут проверку и дадут ответ: кто здесь прав, а кто виноват.

... и чужое

В свою очередь, руководство Саратовской государственной академии права решило не мелочиться и объявило конкурс на покупку земли. К счастью, имелась в виду не вся наша необъятная планета, а только ее малая часть, которая находится в Базарно-Карабулакском районе. Соответствующая конкурсная документация была подготовлена за подписью ректора Сергея Суровова.
Итак, в марте 2009 года СГАП понадобился земельный участок - не менее 865 квадратных метров. Причем, на этом участке должно было находиться отдельно стоящее здание площадью не менее 287 квадратных метров. За такое удовольствие академия была готова одарить продавца суммой в 6 миллионов 150 тысяч рублей. Источник финансирования - внебюджетные средства.
Про это строение пока удалось выяснить не много. Во-первых, по сообщению работников СГАП, уже в конкурсной документации были заложены такие параметры здания, которые подходили к одному необходимому вузу объекту. Во-вторых, это самое здание до сего знакового конкурса академия арендовала под свое представительство в Базарном Карабулаке. Это важно запомнить.
В-третьих, в конкурсе на продажу земли с постройкой принимала участие лишь одна организация - ООО «Рим-2008». Это общество с ограниченной ответственностью и стало обладателем контракта стоимостью в 6 с лишним миллионов рублей. Срок, в который должна быть произведена покупка «товара», - 2009 год. Все, что удалось выяснить, помимо этой официальной информации, вызывает недоумение и беспокойство.
Итак, представительство СГАП в Базарном Карабулаке, по сообщению нескольких независимых друг от друга источников, находилось по сей день в здании Государственного образовательного учреждения ПУ-59. Это, по идее, должно означать, что академия приобрела в собственность государственное учреждение! Более того, суммируя факты, получается, что до этого вуз арендовал здание ПУ у частной компании... Согласитесь - звучит невероятно.
Еще один удивительный момент: ООО «Рим-2008» указало в конкурсной документации свой почтовый адрес, практически совпадающий с местом нахождения ПУ-59! Единственное отличие в том, что профучилище размещено в доме №15, а ООО - №15А. Контактный телефон, указанный фирмой в конкурсной документации, принадлежит ПУ-59!!! Однако в самом базарно-карабулакском учебном заведении ничего про «Рим-2008» никогда не слышали.
Конечно, можно попытаться сопоставить параметры строения, приобретенного СГАП по конкурсу, с характеристиками ПУ (кстати, оба эти здания двухэтажные), но мы решили узнать истину у первоисточников. Поскольку работники академии попросили обратиться к ним через запрос информации, придется дожидаться ответа положенные семь дней и гадать: у кого и что купили? Глядишь, и не все так страшно окажется, как видится на данный момент.

P.S. Немало занимательного таят в себе и закупки для нужд других саратовских вузов. В особенности - СГМУ. Медицинский университет затеял масштабные строительные работы, которые уже сейчас тесно переплетаются с наименованием одной известной организации - «Сартехстройинвест». Продолжение читайте в ближайшем номере.

 

все статьи
номера
на главную