С приветом из Гарварда

С приветом из Гарварда

Миллиадры рублей вложены в систему здравоохранения Саратовской области за последние несколько лет. Еще более 10 миллиардов планируется потратить на модернизацию этой отрасли в ближайшие два года. Да, деньги огромные. Но любой врач подтвердит: большая горсть таблеток далеко не всегда эффективнее одной маленькой. Если перевести взгляд с этих астрономических сумм на местные больницы и их замученных пациентов, можно понять, что деньги - не главное

без названияМиллиадры рублей вложены в систему здравоохранения Саратовской области за последние несколько лет. Еще более 10 миллиардов планируется потратить на модернизацию этой отрасли в ближайшие два года. Да, деньги огромные. Но любой врач подтвердит: большая горсть таблеток далеко не всегда эффективнее одной маленькой. Если перевести взгляд с этих астрономических сумм на местные больницы и их замученных пациентов, можно понять, что деньги - не главное.

В минувшую среду в Саратове состоялся «круглый стол» с участием министра здравоохранения области Ларисы Твердохлеб. За столом чиновники и главврачи в очередной раз обсудили программу модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы. Говорили о том, что 10 миллиардов рублей будут потрачены на капремонт медучреждений, закупку оборудования, повышение зарплат врачей, информатизацию и пр. О том, что главное - это удовлетворенность населения медицинским обслуживанием, и через два года она должна вырасти не менее чем на 10 %. О том, что, в отличие от финансирования по нацпроекту, деньги теперь будут поступать адресно, в «муниципальный песок» не утекут, а контроль за их расходованием будет строгим, в том числе со стороны партии «Единая Россия». Не обошлось также без упоминания президента, премьер-министра, Вячеслава Володина и губернатора, который «серьезно занимается здравоохранением». Главврачи частных клиник между делом пиарили свои учреждения. На конкретные вопросы журналистов, больше похожие на жалобы, участники «круглого стола» отвечали довольно расплывчато и обещали разобраться по каждому случаю.

В тот же день, когда в Саратове состоялся «круглый стол», о своем уходе с поста зампреда правительства Кировской области объявила Мария Гайдар. Итоги двух с половиной лет, проведенных на посту зампреда по социальной сфере, Мария подвела в своем блоге. Эти события, на первый взгляд, никак не связаны между собой. Конечно, зампред правительства Кировской области уволилась не потому, что в Саратове любят поговорить о модернизации. И не потому, что в каком-нибудь кировском детском лагере - не дай Бог! - погиб ребенок, и ей пришлось написать заявление «по собственному». Просто Мария едет учиться в Гарвард. Вы вообще можете себе представить, что зампред Бабичев, или Данилов, или любой другой зампред саратовского правительства уходит потому, что решил подучиться в Гарварде? Но, собственно, не в этом суть.

 Суть в результатах работы кировских и саратовских чиновников. Сравнение - дело, конечно, не благодарное, да и разница между нашими областями, соседствующими по ПФО, очевидна. Одно лишь упоминание о том, что губернатор Кировской области Никита Белых - не только не единоросс, но и бывший лидер Союза правых сил - может повергнуть некоторых саратовцев в шок. У молодой оппозиционерки Марии Гайдар, которую Белых пригласил на работу в Кировскую область в 2009 году, похоже, получилось сделать в здравоохранении то, что саратовские власти пытаются сделать годами. Например, еще год назад в Кировской области заработала электронная регистратура, которая позволила вести запись на прием к любому врачу через Интернет и тем самым значительно облегчила жизнь пациентов. В Саратовской области такую услугу предлагают только три больницы, а остальным еще предстоит «модернизироваться». С гораздо большей отдачей в Кирове заработали амбулаторные структуры - то самое первичное звено здравоохранения, которое традиционно считается наиболее слабым. В нашем регионе «раскачать» врачей общей практики и специалистов поликлиник еще только предстоит.

Некоторые нововведения, о которых пишет Гайдар, безусловно, есть и у нас. Например, поддержка молодых врачей, работающих в сельской местности. Правда, в Саратовской области «подъемные» до 300 тысяч будут выплачивать только с этого года. Возможно, некоторые вещи в нашей области организованы даже на порядок лучше, чем в Кировской. Однако кто и когда нам внятно рассказал об этом? Например, о системе фондодержания, по которой в начале года лечебному учреждению выделяется определенная сумма для охраны здоровья вверенного ему населения? Кто и когда, уходя с поста зампреда по социальной сфере, просто и понятно отчитался перед людьми о том, что ему удалось сделать? Кто и когда в Саратове смог удержаться от упоминания партии «Единая Россия», Вячеслава Володина и прочих людей и организаций, без которых, конечно, мы бы никак не выжили? Кто и когда в Саратове обладал такой степенью свободы, чтобы благодарить оппозицию за конструктивные предложения?..

Впрочем, судите сами. Предлагаем вашему вниманию выдержки из блога Марии Гайдар. С полной версией отчета можно ознакомиться на сайте радиостанции «Эхо Москвы».

 «Сегодня я написала заявление об уходе с поста заместителя председателя Правительства Кировской области.

Два с половиной года, которые я проработала здесь, были для меня особенными. Проблемы Кировской области стали моими собственными, а ее жители - очень родными. У меня здесь появились друзья, которых я люблю, единомышленники, которыми я горжусь, коллеги, у которых я многому научилась, и оппоненты, к которым я отношусь с искренним уважением. Пришлось многое узнать, многое понять. Но самое для меня главное - многое удалось сделать.

Самые существенные изменения были сделаны в здравоохранении. Ситуация в области была одной из самых запущенных в России. При рекордном количестве койко-мест и койко-дней в больницах, показатели выявляемости заболеваний были одни из худших по стране, смертность - одной из самых высоких. Система была крайне неэффективной - можно было легко обнаружить 16 бухгалтеров в одной маленькой сельской больнице, операцию вросшего ногтя с пятнадцатидневным стационарным лечением, больницу с пациентами, но без единого врача, и многое, многое другое.

Мы ввели новые методы оплаты медицинской помощи (оплата за законченный случай, единые тарифы, одноканальное финансирование, условное фондодержание), работающие не на содержание больниц, а на качество лечения и улучшение здоровья пациентов. Эти меры повысили ответственность медицинских учреждений и муниципалитетов за ту работу, которую они делают, и за те бюджетные средства, которыми они распоряжаются. При этом мы создали стимулы для развития первичного звена (амбулаторных структур), и оно заработало! Объем посещений вырос на 16 % всего за год...

Мы начали платить подъемные молодым специалистам, которые отправляются работать в сельскую местность. И они поехали: 113 врачей за 2009-2010 год. Чтобы приблизить врачебную помощь к человеку, мы обучаем сейчас и будем продолжать обучать каждый год в Кировской медицинской академии более 100 семейных врачей/врачей общей практики из всех уголков Кировской области. Они вернутся и будут работать даже в самых удаленных районах. Много усилий мы приложили для того, чтобы наладить обратную связь с пациентами и медицинским персоналом, установив для себя принцип полной открытости органов власти. Мы ввели электронную приемную и проводили регулярные встречи, ездили в районы, создали единый call-центр и запустили электронную регистратуру, через которую еженедельно делается более 18 000 записей.

Мы изменили форму работы наших больниц, стали развивать амбулаторную хирургию, позволившую в разы сократить очереди на плановые операции. В травматологической больнице операционная активность увеличилась в 1,5 раза, в значительной степени - за счет работы с плановыми больными и пациентами из районов, которые раньше этой помощи просто не получали. При областной больнице был создан первый пансионат, в котором пациент может жить, если его состояние не требует круглосуточного стационарного наблюдения. Мы начали проект по фондодержанию в г. Слободской (...) и начали применять технологию «стационаров на дому». В кировских областных учреждениях сейчас делается более 1 500 высокотехнологичных операций в год, для сравнения - в 2008 было 933. Количество операций стентирования выросло на порядок. Изменена форма работы гемодиализа: пропускная способность удвоилась, и сейчас все, кто нуждается, могут получить эту медицинскую помощь, в то время как раньше люди просто не доживали до того момента, когда подходила их очередь на гемодиализ. С этого года запустили программу по экстракорпоральному оплодотворению. В этом году должны быть сделаны 200 ЭКО.

Было очень много достроено/отремонтировано/оснащено. (...)

Ну, и наконец, эти улучшения стали замечать люди. По данным независимых соцопросов, проведенных страховыми медицинскими организациями (в 2011 году опрошено 5 176 человек в 75 лечебных учреждениях):

беспроблемным доступ к посещению поликлиники назвали 72 % против 58 % ранее, многие связывают это с работой электронной регистратуры;

мнение о необходимости оплаты пациентами медицинских услуг: показатель снизился с 38 % до 22 % для поликлиник, с 13 % до 10 % для стационаров;

• необходимость покупки медикаментов в стационаре ранее отмечали 78 %, в 2011 году - 26 %, удовлетворенность медицинской помощью в стационарах повысилась с 64 % до 75%, в поликлиниках - с 42 % до 49 %.

Все, что мы сделали, стало возможным благодаря той замечательной команде, которая у нас сложилась. Мы всегда вместе продумывали наши шаги, писали программы, опираясь на лучший российский и зарубежный опыты. Все программы мы разрабатывали с одной целью - использовать их в работе. Я думаю, что благодаря этому мы знали, что делать, были последовательными и не отклонялись от того курса, который сами наметили. Я уверена, эта команда при нынешнем опыте, знаниях, и с ресурсами, которые приходят по федеральной программе, сумеет полностью реализовать все преобразования...»