Будущие жертвы

Будущие жертвы

В сфере здравоохранения Саратовской области грядет большой передел. Муниципальные и областные власти уже затачивают копья для предстоящих баталий, депутаты развивают зачатки красноречия, журналисты запасаются попкорном, и только пациенты больниц, похоже, как всегда, ничего не заметят

Будущие жертвыВ сфере здравоохранения Саратовской области грядет большой передел. Муниципальные и областные власти уже затачивают копья для предстоящих баталий, депутаты развивают зачатки красноречия, журналисты запасаются попкорном, и только пациенты больниц, похоже, как всегда, ничего не заметят.

На вчерашнем заседании рабочей группы думского комитета по соцполитике депутаты и чиновники обсудили реализацию в области  313-го федерального закона, согласно которому полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой помощи с 2012 года будут переданы из ведения муниципалитетов в ведение областного правительства. При этом местные власти должны будут, согласно обтекаемой формулировке документа, «создать условия» для оказания медпомощи. Еще один нюанс: минздрав сможет делегировать свои полномочия муниципалитетам. «Я считаю, что организация медицинской помощи на областном уровне позволит создать единый реестр услуг, кадров, зданий и сооружений и эффективно использовать эти средства», - высказала свою позицию министр здравоохранения Лариса Твердохлеб.

Кроме того, министр отметила, что такая система существовала в 80-90-е годы, и все «прекрасно срабатывались». А вот у уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области Юлии Ерофеевой воспоминания о лихих 90-х оказались иными. Хотя в те времена и была выстроена вертикаль власти, но при этом, по словам Юлии Леонидовны, в больницах часто не было ни простыней, ни наволочек.

Лариса Васильевна также рассказала, что реформа уже стартовала в Брянской и Псковской областях. На следующей неделе делегация саратовского минздрава намерена отправиться перенимать опыт в Киров. Что касается нашего региона, то уже составлен перечень имущества, готового к переводу в областную собственность, в Новобурасском и Балашовском районах. Свое намерение подчиниться области высказали Энгельсский,  Хвалынский, Федоровский районы. Остальные муниципалитеты пока раздумывают. Особенно крепко задумалась администрация города Саратова. Мэрия отправила запрос в Госдуму и только после получения ответа из Москвы решит - отдавать больницы областным чиновникам или нет.

Впрочем, судя по всему, мнение у саратовских чиновников сформировалось и без подсказки федеральных наставников. «Пусть Баталина скажет», - пролоббировал депутат Александр Ландо. И Баталина сказала. По мнению замглавы администрации Саратова, «проблема более сложная, чем нам ее обрисовывают». Свою позицию Ольга Юрьевна подкрепила обширной цитатой из выступления депутата Госудумы Вячеслава Тимченко, у которого есть некоторые опасения по поводу намечающейся реформы. По мнению замглавы по соцсфере, «минусы реформы понятны, плюсы не очевидны», и эффективнее будет делегировать полномочия муниципалитету. То есть, по сути, оставить все как есть.

Представитель губернатора в органах власти Ольга Павлова решила добавить конкретики в сумбурный разговор. «Сколько в таком случае область отдаст городу за исполнение полномочий? За администрирование?» - сурово спросила Ольга Константиновна. Ольга Юрьевна пообещала «просчитать». Свою позицию она также аргументировала тем, что зарплаты врачей муниципальных больниц выше, чем областных, а значит, перевод на областной уровень прежде всего ударит по карманам персонала. «Это зависит от рациональной организации труда», - парировала министр здравоохранения. Так, в Мокроусской ЦРБ средняя зарплата 27,7 тысячи, в офтальмологической областной больнице - 40 тысяч рублей. И все это благодаря переходу на одноканальное финансирование и предоставлению хозяйственной самостоятельности главврачам.

Разгорячившись, Лариса Васильевна решила применить эффект неожиданности. «Вы знаете, сколько учреждений по городу Саратову?» - спросила она Баталину. «Конечно, знаю. Сорок семь», - выпалила Ольга Юрьевна. Однако вопрос оказался с подвохом. «Нет, у вас учреждений в городе Саратове ведомственных - 12, муниципальных - 48, государственных - 30, частных - 489. Всего 579 учреждений, - просветила министр муниципальную служащую. - Причем частные учреждения берут на себя объемы медицинской помощи, но почему-то объемы медицинской помощи у нас не снизились. И когда мы начинаем проверять работу лечебных учреждений в системе ОМС, то накладываем достаточно большие штрафы. Наказываем за низкое качество и доступность медпомощи, за приписки, за госпитализацию с низкими сроками. Нарушений очень много. Когда мы будем планировать объемы медстрахования в соответствии с потребностью населения, тогда у нас ситуация другая будет».

Тем не менее, Ольга Юрьевна продолжала отстаивать свою точку зрения. С ее слов выходило, что муниципальные больницы оказывают совершенно уникальные услуги, которые не предоставляют ни федеральные, ни областные, ни частные клиники. Тут уж Лариса Васильевна не выдержала: «Урология дублируется, эндокринология дублируется... Стоматологов у нас больше, чем зубов в ротовой полости!» Председатель комитета по соцполитике Марина Алешина решила остановить разгорячившихся дам. «Перетягивая канат, мы можем потерять самое дорогое - здоровье человека», -  высказалась она.

Вице-спикера облдумы волновало не только здоровье, но и ответственные за него. «Отвечать будет министерство здравоохранения», - успокоила ее Лариса Твердохлеб, но, видимо, не до конца. Марина Владимировна все никак не могла забыть министра образования Гарри Татаркова, который часто напоминает о полномочиях муниципальных властей. Так кто все-таки будет крайним? По словам министра здравоохранения, по закону ответственными за организацию медпомощи являются в том числе главы районов. Облдепы возмутились. «Тут вы зря, - заметила Ольга Павлова. - Вы все время говорите, что губернатор отвечает за все. Хотя он не всем управляет!» «Лариса Васильевна, у вас будут рычаги, а вы их все у глав районов отберете, у них ничего не будет!» - высказался Ландо. Облдеп уверен, что, получив большие полномочия, минздрав будет «резать главврачей», в том числе по политическим мотивам. «Самая лучшая политика - это хорошее здравоохранение», - не сдавалась Лариса Твердохлеб. Участники заседания решили обсудить тему еще раз, но уже вместе с будущими жертвами - главными врачами лечебных учреждений.