N4 (4) (21 ноября 2008)   25.11.2008 | 08:32
Бутман в "Квадрате"
Рубрика: ИГРА
Просмотров: 218
Версия для печати

Казалось бы, чем может быть интересен концерт исполнителя, который выступал с гастролями в Саратове уже не один раз? Да и кто пойдет на него, кому он нужен, если только ленивый уже не побывал на его выступлении? Но реальность такова, что концертная деятельность в Саратове кардинально отличается от московской, и программа Игоря Бутмана вызвала вполне предсказуемый успех у жителей нашего города.
Публика сплошь состояла из озабоченных папаш, которые привели своих детей приобщиться к «серьезной музыке». Несчастные дети всех возрастов мялись в костюмчиках у стенки, не баловались и слушали рассуждения своих отцов о том, как они по нескольку раз перечитывали полное собрание сочинений Михаила Лермонтова и постоянно находили там что-то новое. Очевидно одно - вечер обещал быть культурным.
Тем не менее, какого-то особенного взрыва или чего-то непредсказуемого, неожиданного не произошло. Игорь Бутман был в своем репертуаре. У зрителей концерт вызвал невероятный восторг, но очевидным было и то, что в репертуаре Бутмана нет чего-то яркого, необычного, отличающего его от множества других музыкантов. Он все больше приближается к жанру популярной музыки и кругу тех исполнителей, которые гастролируют в Саратове в течение всего года по нескольку раз. Так что Бутман вполне вписывается в телевизионный формат, в котором он стал известен еще и как фигурист (шоу «Звезды на льду»).
Порой на концерте доходило до смешного - в одном из затянутых попурри, которое маэстро представил зрителю, он совместил все (!) мелодии со своего вполне полноценного нового альбома «Веселые истории» с вариациями на известные детские песенки («Чунга-Чанга», «Колыбельная Медведицы», мелодия из «Ну, погоди!» и т.п.). Что бы он ни играл, публике нравилось, даже навязшие на зубах мелодии типа «Bessame mucho». А, например, очень просто сыгранная тема «Caravan» была воспринята чуть ли не как откровение.
Смущало другое - Бутман очевидно работал на публику. Он старался «выезжать» на шутках и каких-то ужимках. И на какой-то момент создавалось впечатление, что находишься не в театре драмы, а в каком-то ресторане, и перед тобой не самый известный российский джазмен, а обычный лабух.
Все его импровизации напоминали мертворожденных детей, а сам Бутман - профессора Франкенштейна, который вроде и создает что-то креативное, но не совсем живое. И непонятно, что потом делать с этими музыкальными уродцами - слушать невозможно, а больше использовать негде. Это были всего лишь надрывные обрывочные импровизации, а не полноценное исполнение. Зрители в этом случае исправно продолжали вести себя как честная комсомолка, слушающая речи Иосифа Сталина - аплодировали каждому его слову и жесту. И в этот момент Бутман взял в руки трубу...
А действительно ярким и необычным выступление сделал «Терем-Квартет», где трое из четырех исполнителей - заслуженные артисты России (Андрей Константинов, Андрей Смирнов, Михаил Дзюдзе, исключением стал Алексей Барщёв). Самое главное, что у Игоря Бутмана вообще возникла идея выступить с этим действительно оригинальным ансамблем, а не, скажем, с Ларисой Долиной. В репертуаре «Терем-Квартета» как классическая музыка (Бах, Щедрин, Римский-Корсаков), так и композиции Нино Рота из фильмов Феллини, Астора Пьяцоллы. И не удивительно, ведь они - единственный в мире камерный ансамбль народных инструментов, исполняющий произведения мировой музыкальной классики в собственной аранжировке и зарегистрировавший свою группу как отдельного композитора «Терем-квартет». За свою более чем 20-летнюю деятельность они дали свыше 2 500 концертов, выступили в 60 странах мира, участвовали в 63 фестивалях по всему миру.
Исполненная ими под конец выступления вариация на тему киноэпопеи о Джеймсе Бонде доказала идею о том, что на любом инструменте можно играть просто блестяще, главное - уметь это делать.
Вряд ли они были известны прежде саратовскому зрителю. Для многих они - просто аккомпаниаторы для звезды джаза. Вспоминается яркий эпизод из разговора двух дам - завсегдатаев подобного рода мероприятий в антракте на концерте известного французского скрипача Дидье Локвуда. Кого это, мол, пришло в голову Даниилу Крамеру в Саратов привезти, на родине его никто не знает, вот и приехал в нашу страну деньги заколачивать.
На фоне подобных любителей серьезной музыки достаточно сложно сориентироваться на самом концерте. Каждый взмах руки Бутмана сопровождался вспышками фотокамер и криками «Браво!», в то время как «Терем-Квартет» отыгрывал всю программу. Зато теперь каждый из тех, кто был на концерте, сможет потом спокойно сказать: «Я видел Бутмана», и ведь не поспоришь с ним, что это не правда. Но кто его тогда слушал? Это вопрос.

все статьи
номера
на главную