Еще не край

Еще не край

Губернские парламентарии и чиновники, конечно, не девочка-подросток из рассказа Аркадия Аверченко, но мечтают примерно о том же. Разве что масштаб крупнее - миллионом тут никак не обойтись. Да цель благороднее - повышение уровня жизни населения. А на это власть имущим никаких средств не жалко - кроме собственных

Еще не крайХорошо идти, идти, да вдруг найти на улице миллион. Вот бы тогда...

А. Аверченко, «Маня мечтает»

Губернские парламентарии и чиновники, конечно, не девочка-подросток из рассказа Аркадия Аверченко, но мечтают примерно о том же. Разве что масштаб крупнее - миллионом тут никак не обойтись. Да цель благороднее - повышение уровня жизни населения. А на это власть имущим никаких средств не жалко - кроме собственных.

Члены облдумского комитета по бюджету не сразу задались профильным вопросом «где взять деньги?». Сначала им пришлось вернуться в недалекое прошлое. Министр финансов области Александр Ларионов заставил их вспомнить все: о налоговых и неналоговых доходах, дотациях, субсидиях, субвенциях, межбюджетных трансфертах и снижении (почти на четверть) безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Кредитная история губернии, рассказанная Александром Степановичем, хоть и не наводила ужас, но заставляла-таки задуматься. Свыше 19 миллиардов рублей пришлось занимать у банков, почти 3 миллиарда нам одолжил федеральный центр. Кроме того, на исполнение долговых обязательств из губернской казны ушло 14,5 миллиарда рублей. В общем, не поминать лихом минувший финансовый год не получилось.

Спасительному забвению мало способствует и шестнадцатистраничный отчет Счетной палаты (СП) об исполнении областного бюджета-2010. Вот и теперешний глава бюджетного комитета Николай Семенец поинтересовался, учитывает ли региональный минфин в своей работе замечания и претензии аудиторов из СП. Оказывается, еще как учитывает! По ряду позиций, как сообщил Ларионов, подготовлены пояснения. Два момента Александр Степанович назвал «принципиальными», в том числе остатки в размере 118 миллионов рублей. «Они все прозрачны, - успокоил он облдепов. - По остаткам ясность есть полная... для нас».

Но Семенец не сдавался. Резонно предположив, что не от Александра Степановича все зависит, Николай Яковлевич упрекнул облправительство в том, что в 2010-2011 годах оно работает «не по бюджету, а по лимитам». За отсутствием здесь и сейчас губернатора Ипатова с зампредом Щербаковым держать ответ пришлось министру Ларионову. Его видение заключается в следующем: пока действительно есть ограничения, до конца не ясна ситуация с доходами, но все происходящее укладывается в рамки Бюджетного кодекса.

Когда Семенец устал задавать вопросы, на выручку ему пришел еще полный сил Денис Фадеев. Этому облдепу не понравились пропорции заимствований, в которых львиная доля приходится на банковские кредиты. В других регионах, насколько известно Денису Владиславовичу, в долг берут преимущественно у федерального центра. Ларионов попросил Фадеева назвать такие чудо-регионы. «Татарстан», - выпалил облдеп. «Неудачный пример», - заметил министр и посоветовал впредь «равное сравнивать с равным».

Докладом о внесении изменений в облбюджет-2011 Ларионову не удалось заговорить зубы парламентариям. Они снова вспомнили о заимствованиях. «Другого источника нету», - констатировал Александр Степанович. Но его чистосердечное признание только распалило членов комитета. Особенно Зинаиду Самсонову. Она говорила долго, эмоционально, и ее упреки были справедливы: «Мне не понятно, зачем это делать? ...Невозможно желаемое выдавать за действительное. Мы сегодня пытаемся с вами то, что мы желаем, выдать за действительное. ...Одиннадцатый год будет хуже десятого года. Вообще это нужно понимать всем тем, кто занимается непосредственно промышленным производством. ...Мы не соберем с вами тех доходов, которые мы планировали. ...Мы хотим угодить всем? Но мы должны реально понимать - на это денег нет. Но если это идет инициатива сверху, значит, должны давать денег... В области денег нет».

По ее мнению, не стоит правительству области в угоду кому-то брать на себя непосильные расходные обязательства. И, как следствие, влезать в долги. Не пощадила Зинаида Михайловна и коллег-депутатов, которые все понимают, но голосуют как велено. В конце концов, как считает Самсонова, кто-то должен принять решение, пусть и непопулярное, чтобы раз и навсегда прекратить «игру в поддавки».

Николай Семенец был абсолютно согласен с предыдущим оратором. Об ответственности депутатского корпуса он, правда, не сказал ни слова, зато сообщил, что по банковским кредитам Саратовская область занимает первое место в РФ. «Второе», - выкрикнул кто-то из приглашенных. Николай Яковлевич проигнорировал подсказку, отметив, что мы «тонем как в том болоте».

Денис Фадеев вдруг спросил что-то о ФОКах, чем вызвал недобрый смех приглашенных. Владимир Пожаров предложил дождаться итогов первого полугодия и определиться с доходами. А Владимир Соловьев выразил тревогу по поводу достаточно тяжелой ситуации в промышленности.

Экс-председатель комитета по бюджету Владимир Капкаев постарался объективно оценить ситуацию. Он считает, что без увеличения заимствований обойтись не удастся. «Но сейчас еще не край, - подбодрил он парламентариев. - Давайте искать внутри». Когда наступит край и какие внутренние финансовые резервы можно изыскать, Владимир Васильевич не уточнил, но предложил обсудить ситуацию на фракции «ЕР».

Наконец добрались до вопроса, который, по выражению Семенца, «родился жизнью нашей». Николай Яковлевич имел в виду комиссию по рассмотрению вопросов, возникших в ходе проверки Счетной палаты. Ее состав Семенец охарактеризовал так - десять на десять. То есть на 10 облдепов приходится 10 региональных чиновников. Данная пропорция не понравилась заместителю председателя СП Сергею Харченко. Он был не согласен с тем, что «вторая сторона - правительство, которое мы проверяем». Для большей объективности Сергей Иванович предложил включить в состав комиссии членов Общественной палаты, представителей придумского экспертного совета и прочих не зависимых от правительства деятелей.

«Подождите, трибунала нам не надо», - оторопел от требований СП Семенец. Другие члены комитета вообще не могли понять, зачем нужна эта комиссия. Но с таким подходом Николай Яковлевич тоже был не согласен: «Давайте не рубить еще нерожденное дитё!» Облдепы проявили гуманность и разрешили этому «дитю» появиться на свет. И только Самсонова позволила себе порассуждать вслух о недоверии народных избранников и к СП, и к правительству.