Энергоносители

Энергоносители

Помните шутку про суслика? «Видишь суслика? - Нет. - Вот и я не вижу. А он есть»? По-моему, примерно то же самое происходит и с энергосбережением, о котором периодически вспоминает власть. На этой неделе увидеть «суслика» можно было в министерстве строительства и ЖКХ Саратовской области, где прошел семинар-совещание на тему «Мероприятия по реализации долгосрочной областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года»

без названияПомните шутку про суслика? «Видишь суслика? - Нет. - Вот и я не вижу. А он есть»? По-моему, примерно то же самое происходит и с энергосбережением, о котором периодически вспоминает власть. На этой неделе увидеть «суслика» можно было в министерстве строительства и ЖКХ Саратовской области, где прошел семинар-совещание на тему «Мероприятия по реализации долгосрочной областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года».

Все-таки очень хорошо, что существуют целевые программы. Как-то легче живется, когда знаешь, что самое главное за тебя уже продумали и подсчитали. И вроде бы на первый взгляд все эти программы незаметны. Какое уж тут, например, энергосбережение, когда тарифы на тепло и горячую воду растут и не замечают, паршивцы этакие, что мы изо всех сил сберегаем энергию. Однако целевая программа работает. И вот уже больше десяти лет мы, что называется, в тренде - создали ГАУ «Агентство энергосбережения» и активно движемся в модном направлении сохранения энергии. Но «пощупать» энергосбережение или увидеть его воочию очень трудно. Это вам не сэкономленные на продуктах рубли.

Между тем, многие российские эксперты считают, что беречь энергию в нашей стране очень сложно. Например, Игорь Башмаков, исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), в своей статье на сайте некоммерческого партнерства инженеров (www.abok.ru) пишет: «Можно видеть, что страны, которые шли по пути административного управления, централизованного планирования, всегда, как правило, в два раза менее энергоэффективны, чем страны с аналогичным климатом, но с рыночной экономикой. И причиной того, что энергоемкость в России значительно выше, оказалась не «цена холода», а «цена неволи».

Правда, пару лет назад мы вполне могли называть красивые цифры и заявлять, что энергосбережение в России существует. Однако рассуждая, почему же в последние годы энергоемкость российского ВВП снижалась достаточно быстро, эксперт делает вывод, что происходило это оттого, что «ВВП рос гораздо быстрее, чем промышленное производство и объем жилищного фонда». И, предположив, что сейчас промышленность в стране растет и развивается, мы придем к логичному выводу - Россия на долгое время так и останется одной из самых неэнергоэффективных стран в мире.

Тем не менее, в Саратовской области уверены: эффект от энергосбережения есть. Министр строительства и ЖКХ Денис Филиппов на уже упомянутом выше семинаре отметил, что применение энергосберегающих технологий в области и реализация определенных мероприятий дают результат. «Причем если многие области в рамках реализации ФЗ 261 («Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - авт.) ограничиваются установкой приборов учета, то в нашей области благодаря работе Агентства энергосбережения мы внедряем очень важные направления, - рассказал министр. - Это и возобновляемые источники энергии, и направление с применением современных строительных материалов».

О самом главном, а именно об этих «направлениях», рассказал директор ГАУ «Агентство энергосбережения» Владимир Федечкин. Но для начала в ответ на слова благодарности министра Филиппова он заметил, что благодарить агентство не за что, поскольку «мы вынуждены заниматься этими вопросами, потому что у нас есть государственное задание». На это государственное задание агентству уже выделено 50 миллионов рублей. Деньги, на первый взгляд, большие. Но опыт зарубежных стран показывает, что прежде чем начать экономить на энергии, нужно как следует в это дело вложиться.

В ближайшем будущем ГАУ «Агентство энергосбережения» и областное правительство планируют, во-первых, оптимизировать теплоснабжение. У нас, по словам Федечкина, множество нерентабельных и устаревших теплоисточников. Их надо ликвидировать и заменить. «Проделана серьезная работа с поставщиками котельного оборудования, - поделился Федечкин. - Достигнуто соглашение с рядом предприятий». Интересно, почему у нас серьезной работой называют соглашения о покупке чего-либо? По-моему, договориться об этом особого труда не составляет. А вот найти деньги и начать наконец установку нового оборудования - это уже что-то. Впрочем, возможно, для энергосбережения и это много.

Ведется, по словам Федечкина, и работа по переводу малоэтажного жилищного фонда на индивидуальное отопление. Здесь все тоже на стадии договоренности с поставщиками оборудования. Этому вопросу почему-то было уделено мало внимания. А ведь индивидуальное отопление - дело серьезное. Здесь и определенные риски для собственников отапливаемого таким образом жилья, и возможность подорожания газа, что сделает индивидуальное отопление недоступным для простого потребителя. Этих вопросов почему-то не коснулись. Зато обсудили другую проблему. «У нас в области много теплоисточников и котлов с использованием электроэнергии, - рассказал Владимир Федечкин. - Это колоссальные затраты для бюджета - более 150 миллионов рублей ежегодно тратится на оплату источников, работающих на электричестве. Мы работаем в эффективном направлении, которое позволяет использовать отходы лесного и сельского хозяйства для работы таких источников. На второе полугодие запланировано несколько минизаводов по производству пиллет (вид альтернативного твердого топлива - производится из опилок, стружки, шелухи подсолнечника - авт.). Экономия по сравнению с электрообогревом в четыре раза. А при использовании щепы мы достигаем снижения затрат практически на 20%».

А пока мы думаем о финансовых затратах и экономии бюджетных средств, специалисты уже предположили, что произойдет, если мы не добьемся необходимых показателей энергосбережения. Исполнительный директор ЦЭНЭФ Игорь Башмаков считает, что в случае неудачи возникнет масса проблем: торможение экономического роста по причине либо технической, либо экономической недоступности энергоресурсов, энергетический голод, падение конкурентоспособности промышленности, ускорение инфляции за счет роста цен на газ, электроэнергию и тепло, рост нагрузки на семейные бюджеты, заступ за пороги платежеспособности и многое другое.