Жестокие игры

Жестокие игры

Иногда мне кажется, что Саратов - полигон для какого-то эксперимента. Что-то вроде «Шоу Трумана» - фильма, главный герой которого и не подозревал, что вся его жизнь - это популярное телешоу. Может, и у нас то же самое? Идешь по улице и даже не догадываешься, что окружен скрытыми камерами, и где-то в Москве, а то и за океаном, тебя показывают по телевизору. И кто-то отдаленно напоминающий Дмитрия Нагиева или Леонида Ярмольника времен «Форта Байяр» говорит в камеру: «До чего же сообразительны эти саратовцы! Посмотрите, как ловко баба Зина преодолевает препятствия в виде затопленного ливнем двора и разбитой большегрузами дороги!»

без названияИногда мне кажется, что Саратов - полигон для какого-то эксперимента. Что-то вроде «Шоу Трумана» - фильма, главный герой которого и не подозревал, что вся его жизнь - это популярное телешоу. Может, и у нас то же самое? Идешь по улице и даже не догадываешься, что окружен скрытыми камерами, и где-то в Москве, а то и за океаном, тебя показывают по телевизору. И кто-то отдаленно напоминающий Дмитрия Нагиева или Леонида Ярмольника времен «Форта Байяр» говорит в камеру: «До чего же сообразительны эти саратовцы! Посмотрите, как ловко баба Зина преодолевает препятствия в виде затопленного ливнем двора и разбитой большегрузами дороги!»

Человек, решивший пешком прогуляться, допустим, от Набережной Космонавтов до автовокзала, на своем пути встретит массу препятствий. Этот маршрут вполне подходит для съемок нашего телешоу. Причем передача получится еще более интересной, если вдруг поднимется сильный ветер и польет дождь. Впрочем, милостей от природы мы не ждем. Итак, поднявшись по улице Октябрьской до улицы Мичурина, наш участник шоу «Остаться в живых» (оно же «Жестокие игры», «Последний герой» и проч., и проч.) надолго задержится на опасном перекрестке. Здесь вроде бы присутствуют все атрибуты пешеходного перехода - и зебра, и соответствующий знак. Но не стоит верить этим дешевым декорациям. Именно на этом перекрестке нашего участника ждет первое испытание. Никто из проезжающих водителей и не подумает притормозить и пропустить его. В конце концов, победа в шоу не должна даваться так легко. И вот наш участник, стоя на перекрестке, немного разминается, косится на соперников, скопившихся здесь же, принимает позу бегуна на короткие дистанции, опасливо смотрит на черный «мерседес» с блатными номерами, несущийся по улице Мичурина, и стартует! Теперь главное вовремя затормозить, потому что на той стороне улицы бегуна поджидает тротуарная плитка, покосившаяся и торчащая из земли самыми острыми своими углами. Возможно, это препятствие должно сразу же отсеять тех везунчиков, которые все-таки смогли перейти улицу. Менее смелые «последние герои» будут подбираться к своей цели постепенно, надеясь, что водители увидят пешеходов и затормозят. Такая стратегия обречена на провал. Даже если пешеход выйдет на середину дороги, машины будут объезжать его, норовя заехать на тротуар, но не остановятся. Однако нашему герою посчастливилось. Первый конкурс он выиграл, остался в живых. А это на перекрестке улиц Мичурина и Октябрьской, к сожалению, удавалось не всем...

Итак, наш марафонец двигается дальше. На улице Волжской, между Комсомольской и Некрасова, он удачно избежит конкурса «не переломай ноги по пути к шикарным бутикам». Когда-то суть конкурса была в следующем. Полуразрушенный дом, предшествующий модному салону часов и прочих аксессуаров, не доступных простым саратовцам (кажется, он именно так и называется), заботливо прикрыт забором. Надо сказать, это просто необходимо по двум причинам. Во-первых, если бы такого забора не было, дом обрушился бы прямо на пешеходов. А так есть вероятность, что проходящие мимо люди не окажутся погребенными под остатками старинного особнячка. Во-вторых, если бы забор убрали, то куча мусора, хранящаяся там до лучших времен, явила бы себя миру. И тогда пришлось бы что-то с ней делать. Может быть, даже убирать (хотя не факт). Наконец, есть и третья причина. Жители города, спускающиеся к Набережной по Волжской, были бы лишены шанса поучаствовать в игре «Остаться в живых». Прямо рядом с металлическим забором растет дерево. Долгое время тротуар вокруг этого дерева больше походил на воронку, образовавшуюся в результате взрыва. Вечерами здесь спотыкались и падали девушки на каблуках. Мамы с колясками были вынуждены, рискуя жизнью, объезжать злополучное дерево и не менее злополучный забор по дороге, соревнуясь в скорости с автомобилями. Некоторое время назад вокруг дерева появился асфальт. Теперь конкурса «не переломай ноги» больше нет.

Однако это не должно расстраивать нашего марафонца. У него на пути еще много битого стекла, раздолбанных тротуаров и перегораживающих дорогу заборов.

Миновав парк Липки, «последний герой» ступает на проспект имени Кирова. Здесь он попадает под самую настоящую психологическую атаку. Со всех сторон несутся звуки - музыкальные ларьки, колонки, выставленные магазинами на улицу, да еще и заботливо организованные чем-то, отдаленно напоминающим городскую власть, динамики на протяжении всего проспекта... Звуковой ряд поддерживается визуальным. Прямо на пути пешехода понатыканы рекламные тумбы, замаскированные под скамейки. Из-за стекла в глаза бросаются яркие плакаты, информирующие граждан о любви Тургенева и «Единой России» к России. На следующем плакате - народный фронт. Следом - реклама обуви. А потом все заново, в той же последовательности - Тургенев, народный фронт, обувь. Патриотическую рекламу поддерживает реклама коммерческая - пестрые вывески, плакаты, растяжки... От обилия подобной печатной продукции голова идет кругом. Но наш марафонец прошел серьезную подготовку - он вырос в этом городе. А значит, лавируя между людьми, он ловко справится и с этим заданием.

Гордый собой, участник нашего шоу попадает на улицу Чапаева. Торговля, пони и прочие детские развлечения, огромный экран с громкой рекламой кого хочешь приведут в чрезвычайно нервное состояние. Шаг влево, шаг вправо - и ты либо вляпался в цветы, либо утонул в фонтане, либо задавлен машинками для катания детишек. А впереди еще маячат крытые торговые ряды. Проход через ряды - это только для опытных спортсменов. Туда запускают лишь в специальном снаряжении - шлем, спецжилет, очки, позволяющие видеть в полумраке. Однако здесь у нашего марафонца есть возможность поточнее определить свой маршрут. Можно свернуть на улицу Московскую, где его ждет испытание пылищей и гудками автомобилей. Или же можно отправиться на тихую улицу Сакко и Ванцетти, которую заботливая городская власть недавно превратила в чудесную улочку для пешеходов и транспорта. Выбор нашего героя очевиден - вперед, на Сакко и Ванцетти! Однако в саратовском шоу «Остаться в живых» всегда есть место эффекту неожиданности. И улица, освобождение которой от торговли так долго рекламировала городская власть, несильно изменилась. Да, теперь здесь можно пройти, не лавируя между лотками. Но по бокам остается все тот же караван-сарай. Стараясь не смотреть по сторонам, «последний герой» пробежит между двух рядов одежды и обуви, но будет остановлен импровизированной стоянкой авто. Прямо на тротуаре, мешая пешеходам, в три ряда стоят машины. Проскользнув кое-как между иномарками, наш марафонец уткнется в трамвай. Пройти такое испытание смогут только спортсмены легкой весовой категории - протиснуться между стоящим трамваем и припаркованной вплотную к нему легковушкой способен не каждый. Именно здесь улица имени Сакко и Ванцетти превращается в тупик. В прямом смысле слова. И участнику «Остаться в живых» по-саратовски придется продемонстрировать все свое терпение и умение выживать в тяжелых городских условиях.

Но вот и это испытание пройдено, и утомленный марафонец может смело наградить себя стаканом кваса (зрители, напряженно следящие за участником нашего шоу, также могут перевести дух). Но, к несчастью, кваса на улицах города больше нет. Правда, это не должно беспокоить нашего участника. Ведь в Саратове запросто можно найти магазин с кулером и бесплатной водой! Оставив мечту о квасе и не найдя бесплатной воды, наш герой мчится дальше. Он выходит на Большую Казачью. Улица вот уже три недели как готова к съемкам телешоу. Большая Казачья разрыта и огорожена. Но и в этом случае наш марафонец ловко справляется с испытанием. Он маневрирует между матерящимися рабочими и успевает вовремя выскочить из-под колес экскаватора. Хотя считать это задание выполненным до конца мы все же не можем - в самый последний момент наш участник, не заметивший небольшого грязного болотца, умудряется испачкать штаны.

Следующий участок пути относительно спокоен. Здесь нашего марафонца ждут только разбитые тротуары и пешеходные переходы без светофоров. О других маршрутах такого не скажешь. Кстати, Заводской район уже определен как место проведения суперфинала нашего шоу. А Ленинский организаторы берегут на сладкое. Здесь, в торговых рядах на 3-й Дачной, пройдут съемки совершенно нового реалити-шоу «Лабиринт Минотавра».

Вернемся к нашему марафонцу. Он уже на финишной прямой! Осталось только не отравиться пирожками на Привокзальной площади и не попасть под колеса общественного транспорта, который пасется здесь как звери на водопое. И вот тут-то самое время вмешаться погоде! В конце концов, последние две недели она делает это регулярно. Сильный ветер бросает пыль прямо в лицо нашему герою, а хлынувший следом ливень моментально лишает его возможности прийти к финишу в более-менее презентабельном виде. Но наш герой не сдается. Впереди его ждет тоннель бесстрашия. Не так давно его закрывали на ремонт. Видимо, пытались сделать это испытание еще более страшным. Ничего не получилось, и тоннель вернулся в шоу, ничуть не изменившись. Усилившийся дождь дает о себе знать и здесь - по разбитым ступеням стекает вода.

Но тоннель пройден, и вот она - победа! Практически в руках нашего марафонца! Впрочем, не стоит радоваться раньше времени. На месте автовокзала теперь бушует море. Дождь сделал свое дело. Кто-то, полагаясь на свое умение плавать брассом, смело ступает в пучину. Кто-то просит водителей автобусов поработать паромщиками. А наш марафонец закатывает штаны, разувается и преодолевает последнее препятствие. Он промок до костей, наглотался пыли, несколько раз счастливо избежал гибели под колесами автомобилей, но достиг своей цели. Зрители ликуют, болельщики пожимают друг другу руки. Тот, кто осмотрительно поставил на нашего марафонца свою квартальную премию, подсчитывает прибыль. Шоу «Остаться в живых» по-саратовски побило все мыслимые рейтинги.