N14 (23) (17 апреля 2009)   17.04.2009 | 02:40
Уравнение по-американски
Рубрика: ЯНУСЫ
Просмотров: 280
Версия для печати

без названияВ 90-е высокопоставленные чиновники, принимаясь за реформу отечественного образования, любили ставить в пример американскую систему. Якобы США удалось создать чуть ли не самую совершенную систему обучения, которая полностью отвечает требованиям современного общества. С тех пор подобные разговоры несколько поутихли, зато в России появились многочисленные новшества типа ЕГЭ, бакалавриата и магистратуры и пр. Любопытно, а что же представляет собой американская система образования, которая преподносилась нам в качестве идеальной? И насколько мы приблизились к этому «идеалу»?

Школа без обязательств

Начнем с того, что американский ребенок включается в процесс обучения на два года раньше, чем российский. Перед пятилетним американцем открываются три ступени школьного образования: это начальная (elementary school), средняя (middle school) и высшая школа (high school). Причем речь идет не об одной школе, в которой обучаются дети разных возрастов, а об абсолютно разных, каждая из которых не только находится в отдельном здании, но и имеет собственный преподавательский и административный состав.
Дольше всего дети учатся в начальной школе: с «нулевого» по пятый класс. Обучение в средней школе длится всего три года, до 8-го класса. И, наконец, с 9-го по 12-й класс американец обучается в высшей школе. Только окончив high school, он вправе поступать в колледж или университет.
Однако стоит отметить, что в США вовсе не обязательно оканчивать школу, чтобы пойти работать. В стране нет федерального закона, аналогичного нашему закону об обязательном среднем образовании. Более того, нет единой программы школьного обучения. Дело в том, что в силу исторических причин американская система образования децентрализована: в конституции США речь об обучении гражданина не идет вообще, поэтому основные вопросы организации образования решаются на уровне штатов и административных округов.
Советы по образованию, созданные в каждом штате, определяют учебный план и набор предметов, а также даты начала и конца учебного года, четвертей, каникул и т. д. При этом достаточно сильное влияние оказывают учителя конкретных школ, а также родители, которые могут решить на собрании, что и как будут изучать их дети, если это, конечно, не противоречит каким бы то ни было требованиям государства или штата.

Да или нет?

Главным и единственным способом проверки знаний в США, причем как в школах, так и в вузах, является тестирование. Устные экзамены в принципе не практикуются, и, по сути, первым серьезным устным испытанием для молодого американца является интервью при устройстве на работу.
Начиная с 3-го класса, школьники раз в год сдают стандартизированные тесты на умственные способности, принятые во всей стране. Кроме того, по решению учителя сдаются зачеты и тесты внутриклассного контроля. Как правило, тесты проводятся либо в виде вопросов и ответов, данных на выбор (multiple-choice questions), либо в виде вопросов, требующих ответа в терминах «да/нет», «верно/неверно» (false-true questions).
Система оценок в США буквенная, а не балльная. По статистике, в среднем в американских школах отметки распределяются и характеризуются следующим образом:
А - 15% учащихся - высокий уровень готовности, глубоких знаний и оригинальность,
В - 25% учащихся - уровень более высокий, чем средний,
С - 35% учащихся - средний уровень,
Д - 15% учащихся - минимальный уровень знаний,
F - 10% учащихся - неудовлетворительные результаты или полное незнание учебного материала.
Степень успеваемости, оцениваемая на С, необходима для продолжения обучения в школе. Оценка В является обязательной для продолжения образования в высшем учебном заведении.
По существу, весь учебный процесс сводится к «натаскиванию» студента на развитие навыков, необходимых для прохождения теста. Как результат - из школьной программы исключаются или преподаются в минимальном объеме все «ненужные» предметы. Таким образом, американская школа не формирует целостного восприятия действительности, а обучает навыкам и приемам, на которые есть социальный заказ. Американский ученик, конечно, приобретает азы научных знаний, но они носят фрагментарный характер. Учеба по существу сводится к тому, чтобы «вызубрить» некий минимум, позволяющий успешно сдать тест.
Поступление в колледж или университет зависит от результатов специального общефедерального теста - SAT (Scholastic Aptitude Test) и среднего балла оценок по основным предметам. SAT сдают, как правило, в 11-м или в самом начале 12-го класса школы. И уже по окончании первого полугодия 12-го класса, не дожидаясь окончания школы, выпускник рассылает заявки в колледжи.
SAT, разрабатываемый и ежегодно обновляемый специальной службой по подготовке образовательных тестов при Совете колледжей, состоит из двух частей. В первой проверяются интеллектуальные способности: логическое и математическое мышление, словарный запас, во второй - знание конкретных предметов. При этом вторая часть теста является обязательной не во всех колледжах, и выпускники могут ее не сдавать. Обязательным дополнением к SAT является эссе. Оно задумано как аналитическая автобиография, которая призвана дать представление о ценностях и идеалах абитуриента. Однако, как показывает практика, далеко не все опусы соответствуют этим требованиям, поэтому часто при зачислении эссе играет весьма незначительную роль, а основное внимание уделяется опять же результатам теста.

Магистры искусств и наук

Итак, SAT - это ключ к воротам высшего образования в США. Система высшего образования (postsecondary school) здесь делится на два основных цикла. Undergraduate level длится четыре года и заканчивается присвоением степени бакалавра. Graduate level длится два года, после чего выпускник получает степень магистра искусств или магистра науки. Магистром можно стать, только окончив университет, в колледжах готовят исключительно бакалавров. При этом помимо профессиональной подготовки, колледж в некоторой степени призван преодолеть ограниченность школьного образования и дать азы общекультурной подготовки, которые не смогла дать школа.
Стоит отметить, что для большинства американских студентов обучение в вузе заканчивается получением степени бакалавра. Лишь 15-20% студентов продолжают обучение в магистратуре, и только 5-7% из них идут в аспирантуру, по окончании которой им присваивается степень доктора наук, эквивалентная нашей кандидатской степени.

Все идет по плану?

Нетрудно заметить, что в «лице» современного отечественного образования начинают проступать явные американские черты. Случайность это или закономерность, бездумно «списали» наши чиновники программу модернизации образования у США или же реформы являются некой спланированной кампанией по подрыву традиционной российской школы - утверждать сложно. Сторонники есть у обеих версий. В поддержку второй, политической, версии создано даже общероссийской движение «Образование для всех». Один из идеологов движения, президент Всероссийского фонда образования, академик РАЕН, профессор, доктор педагогических наук Сергей Комков не раз публично заявлял, что реформы в системе отечественного образования с 1992 года проводятся под чутким руководством американских советников. При их непосредственном участии была разработана программа модернизации российского образования, проводился эксперимент по внедрению ЕГЭ (который профессор называет не иначе как «ЕГЭноцидом»), разрабатывался подушевой принцип финансирования образовательных учреждений, «благодаря» которому было закрыто более 10 тысяч школ, и т.д.
По мнению Сергея Комкова, эти реформы проводятся в рамках так называемого «Русского проекта», утвержденного Конгрессом США еще в 1987 году и направленного на уничтожение интеллектуального потенциала России. Считается, что «Русский проект» продолжает реализацию директивы Совета национальной безопасности США от 18 августа 1948 года «Задачи в отношении России», больше известной под названием «план Даллеса». И хотя до сих пор не доказано, существует ли подобный план на самом деле, сторонников теории это мало смущает. Они уверены, что многие тезисы «плана Даллеса» в настоящее время уже осуществлены.
Был или нет «план Даллеса», стояли за реформами российского образования американские советники или нет - это вопросы скорее для историков и политологов. Однако ни для кого не секрет, что за последние 15 лет российская школа пережила сильнейшие потрясения. И по большому счету обычному человеку непринципиально, создается ли в России американская, европейская или новая самобытная национальная система образования - главное, чтобы в результате реформ образование в нашей стране стало более качественным и доступным. А вот этого-то как раз и не наблюдается.

«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».
К.Д. Ушинский,
основоположник научной педагогики в России

 

все статьи
номера
на главную