Чем мы хуже?

Чем мы хуже?

Трасса из Саратова в Самару - это позор нашей области. В разных регионах позор бывает разным. Питер мне не понравился своей фальшивостью. Вроде с лицевой стороны здание великолепно и величественно, а зайдешь за угол - штукатурка сыпется и по стенам ползет грибок. В Петрозаводске совершенно сумасшедшие водители, страшно выходить на дорогу. Но эти язвочки не такие явные - при первом знакомстве с городом можно и не заметить. А наш позор сразу бросается в глаза. Только пересекаешь незримую черту у стелы «Саратовская область», и вся бесхозяйственность как на ладони. Стыдно

без названияТрасса из Саратова в Самару - это позор нашей области. В разных регионах позор бывает разным. Питер мне не понравился своей фальшивостью. Вроде с лицевой стороны здание великолепно и величественно, а зайдешь за угол - штукатурка сыпется и по стенам ползет грибок. В Петрозаводске совершенно сумасшедшие водители, страшно выходить на дорогу. Но эти язвочки не такие явные - при первом знакомстве с городом можно и не заметить. А наш позор сразу бросается в глаза. Только пересекаешь незримую черту у стелы «Саратовская область», и вся бесхозяйственность как на ладони. Стыдно. 

Не так давно мне посчастливилось навестить наших стремительно развивающихся соседей. Гуляя по улицам Самары, я невольно сравнивал два во многом похожих города. Недостатков у Самары тоже хватает. Обидно, что при всех достоинствах Саратова самарцы говорят: «Саратов? Это куда хрен проедешь?»

Поездка выдалась насыщенной, в основном из-за превратностей погоды и пресловутой дороги. Зря я рассчитывал, что на нее уйдет не больше шести часов. Саратовская дорога - это бесплатный аттракцион. Проезжая через Новый мост до Маркса, еще можно встретить признаки цивилизации и хоть какого-то труда дорожников, но после развязки на Балаково и Пугачев начинается настоящий экстрим. «Поплывший» в прошлогоднюю жару асфальт собрался в высокие кочки, на которых авто задорно отправляется в свободный полет, а сердце водителя неумолимо стремится к желудку. Остановился, отдышался, нервно покурил - и дальше пытаться объехать фуры. Это тоже сомнительное развлечение, ведь не всегда знаешь, позволит ли тебе состояние дороги набрать достаточную скорость, или же будешь прыгать на ямах и в итоге поймаешь в лобовую «встречняк».

Обидно и за наших земляков. Сначала хотел провести эксперимент и встать на трассе, сделав вид, что сломался, но вышло так, что сломался и без эксперимента. Цифры 64 на номерном знаке как-то не особо вдохновляли саратовцев помочь ближнему. Водители проезжающих авто упорно отворачивались и делали вид, что не видят ни разбросанные в пыли на обочине гаечные ключи, ни открученные запчасти. Зато остановился мотоциклист из Иркутска.

- В Украине был, - сообщил он. - Теперь домой возвращаюсь.

Помочь толком ничем не смог, но морально поддержал. Выручили дальнобойщики, причем с «чужими» номерами. У них нашлись и инструменты, и дельные советы. Минус один «нашим».

Если бы не побывал в свое время в Казахстане, то сейчас считал бы краем цивилизации Пугачев. Въехали мы туда ночью. Может, днем разруха была бы не столь очевидна, но в свете немногочисленных фонарей и редких светофоров Пугачев казался прототипом самого забытого квартала Города грехов из одноименного культового фильма. Полное отсутствие дороги и разметки, темные переулки, шныряющие туда-сюда грязные псины. Закутанные с ног до головы в какие-то лохмотья бабульки, стоящие одна за другой на краю трассы с однотипными табличками «НОЧЛЕГ». Со стороны они больше напоминали постаревших проституток. Было противно от мыслей о том, что в НАШЕМ городе НАШЕГО региона чуть ли не половина жителей сводит концы с концами за счет редких дальнобойщиков. При мне на призывы остановилась только одна фура, а бабулек я насчитал порядка тридцати.

Железнодорожные переезды за Пугачевом под стать городу. Их там два, и перед обоими дорога кончается, превращаясь в кашу из пыли, булыжников, пластиковых бутылок и еще какого-то мусора. А потом из темноты резко появляются рельсы, пересеченные жалким подобием деревянного настила. Позор.

Противно ощущать себя саратовцем именно на границе с соседями. В момент, когда пересекаешь незримую черту и чувствуешь, что нечто непонятное под колесами превращается в настоящую дорогу. В эти секунды начинаешь искренне ненавидеть ответственных за все это безобразие людей. В голове единственный вопрос: «Почему соседи могут, а мы нет?»

Дальше все цивилизованно и чинно. Успеваешь и дорогой насладиться, и поглазеть на великолепные виды, причем даже ночью. Огни заправок, придорожные мотели, которые встречаются все чаще и чаще. С каждым километром ощущаешь, что приближаешься к какому-то крупному центру, и вон там, за холмом, появится вдруг огромный город. Не такой, как твой. Современный, ухоженный, чистый. На самом деле это только иллюзия.

Перед Самарой нас накрыл туман - необычайно густой, словно сошедший со страниц триллеров Стивена Кинга. Ехать было опасно, но останавливаться не хотелось, потому что в большинстве известных мне историй все самые ужасные монстры и отвратительные маньяки хватали своих жертв именно в таком тумане. Потом он резко остался за спиной, а впереди показался пост ГИБДД. На ночных гостей города господа полицейские отреагировали моментально, один чуть свистком не подавился. Правда, придираться не стали и быстро отпустили.

В чужом городе я на самом деле начал гордиться НАШИМ Саратовом. За транспортным кольцом знаменитые самарские дороги заканчиваются. По Самаре проблематично даже пешком передвигаться. Могу откровенно сказать - у нас ситуация намного лучше. Причем Саратов мне показался чище, чем активно развивающийся сосед.

- Чего приехали-то в такую даль? - спросил хорошо проспиртованный сторож на платной стоянке, когда увидел наши номера.

- Самару посмотреть.

- А что на нее смотреть? Деревня - она и есть деревня.

И действительно, лично мне город напоминал разросшуюся огромную деревню. Вид деревянных столбов в самом центре, по которым тянулись провода, окончательно утвердил меня в этом мнении. Не ощутил я там ни энергетики намечающегося делового центра, ни потрясающего развития. У них есть «Ашан»… У нас «Метро»… Их «Ашан» больше, зато до нашего «Метро» проще добраться. Даже самарские магазины внешне напоминали сельпо - совершенно неухоженная территория вокруг, никакой плитки, на которую в гололед жалуются саратовские дамы. Обшарпанные двери да забитые мусором урны у входа, вывозить которые, по-моему, никто не собирался.

Я думал, что самые старые трамваи только в Саратове, но в Самаре увидел такие раритеты, от которых у наших транспортников волосы на голове встали бы дыбом. Хотя, несомненно, есть какой-то особый шарм в этой «деревенственности» города.

Присутствует, пожалуй, самый главный плюс - там есть где развернуться, есть куда развиваться. Широкие улицы, много места, даже в историческом центре города. Не чувствуется беспорядочного нагромождения зданий, хотя видно, что застраивается Самара хаотично и недалеко ушла в этом вопросе от соседа.

Сколько полос на Московском шоссе - главной самарской улице, тянущейся через весь город, я так и не успел сосчитать. Таксист заметил, что я с интересом разглядываю светофоры, предназначенные для регулировки реверсивного движения:

- Недавно сделали. Думал сначала, что с трудом привыкну, но оказалось, что с ними намного удобнее ездить.

- У нас в Саратове таких нет, - вздохнул я, вспоминая ежедневные пробки на Новой дороге.

- Да у вас вообще дороги хреновые. Из-за этого наши к вам ездить не любят.

Меня опять словно в грязь лицом окунули. Причем эту фразу произнес человек, который еще пять минут назад пытался выбраться на центральную улицу какими-то потайными тропами, объезжая одну яму за другой.

- У вас не лучше, - попытался защитить я свою малую родину.

- Ну, так деньги-то федеральные пришли, скоро все сделают. А у вас дорог как не было, так и не будет никогда. Вам, поди, столько денег никогда и не выделят.

Я не стал его разубеждать и рассказывать о ежегодных отчетах саратовских чиновников. Ведь если цифры произнесу - опозорюсь еще больше.

- Самара очень активно развивается, - ткнул пальцем в небо таксист, будто произнес какой-то неоспоримый факт.

- Откуда такая уверенность?

- У нас есть аквапарк, - начал загибать он пальцы. - Зарплата чуток больше вашей… Опять же, новая станция метро строится.

Других аргументов мой собеседник не нашел.

А еще самарцы сумели перехитрить местных вандалов, хотя бы в вопросе освещения города. Они установили такие фонари, которые практически невозможно разбить. Спрятанные в стальных стаканах лампочки светят строго вверх, а металлические отражатели рассеивают свет. Внешне выглядит все это эффектно и симпатично.

Мне очень понравилось, что здание правительства в Самаре не отгорожено забором. Символично очень. Создается впечатление, что местная власть всегда готова к диалогу со своими жителями. Кстати, через дорогу от здания правительства расположен цирк. Тоже своего рода символ.

Самара не оправдала моих ожиданий. Я готов был увидеть тянущиеся ввысь небоскребы, сверкающие стеклом офисные здания, идеальные дороги - все то, что складывается в единое определение «активно развивающийся деловой центр». В итоге, прогуливаясь по незнакомым улицам, все больше плюсов записывал на счет Саратова. Ах, да. Еще у них нет движения «Самара, вперед!» и ни одного билборда про бросающих курить людей. И про «Единую Россию» на каждом углу не пишут. Наверное, в Самаре и так предполагается, что все делают единороссы, а у наших партийцев есть какие-то сомнения, поэтому они метят свои заслуги.

Продавщица скромного самарского продуктового магазинчика каким-то одним ей известным способом сразу вычислила во мне иногороднего.

- Откуда? - лаконично спросила она.

- Саратов, - также лаконично ответил я.

- А! Дороги у вас хреновые!

По-моему, это наш крест, который еще долго нести саратовцам-путешественникам по всей России. Обидно, что все можно исправить, и нужна только политическая воля. Может, этого нам и не хватает? Мягкие мы, интеллигентные, ранимые. Даже лампочки спрятать от хулиганов не можем.