Целлулоидные параллели

55 лет и неделю назад, то есть 10 апреля, ушел из жизни один из двух людей, реально изменивших мир. Сегодня очевидно: не будь на свете этих людей, Рональд Рейган едва ли бы сделался президентом США, Арнольда Шварценеггера уж точно не выбрали бы губернатором Калифорнии, Юрия Владимировича Никулина знали бы только любители цирка, а Никита Сергеевич Михалков, возможно, так и остался бы в истории лишь сыном автора советско-российского гимна...

 

55 лет и неделю назад, то есть 10 апреля, ушел из жизни один из двух людей, реально изменивших мир. Сегодня очевидно: не будь на свете этих людей, Рональд Рейган едва ли бы сделался президентом США, Арнольда Шварценеггера уж точно не выбрали бы губернатором Калифорнии, Юрия Владимировича Никулина знали бы только любители цирка, а Никита Сергеевич Михалков, возможно, так и остался бы в истории лишь сыном автора советско-российского гимна...

Одним словом, в апреле 1954 года умер Огюст Люмьер - один из создателей «движущейся фотографии», то есть кинематографа. Огюст пережил своего младшего брата Луи Жана на 8 лет.
Братьям Люмьер посчастливилось прожить долго. Еще при жизни своих создателей молодое синтетическое искусство успело стать звуковым, цветным, широкоформатным, а позже и стереоскопическим и не то чтобы совсем вытеснило на обочину все прежние виды искусств, но весьма ощутимо их потеснило, а главное, заставило работать на себя: писатели сделались сценаристами, композиторы - авторами саундтреков, живописцы и скульпторы - художниками фильмов, театральные актеры - кинозвездами. В настоящее время изначальная целлулоидная пленка постепенно заменяется электронными носителями, однако кино остается кино.
В этом году большинство круглых дат апреля так или иначе связано с кинематографом. Даже Уильям Шекспир (23 числа исполнится 445 лет со дня его рождения) ныне воспринимается нами не столько как драматург, сколько как создатель «литературной основы» для классических и неклассических экранизаций. Одна из них, «Ромео + Джульетта» База Лурманна (1996) прославила американскую актрису Клэр Дейнс, исполнившую роль Джульетты. Она младше Шекспира на 415 лет, поскольку 12 апреля ей исполнилось всего тридцать. В свою очередь актер Донатас Банионис, сыгравший роль герцога Олбэни в экранизации другой знаменитой шекспировской пьесы, «Король Лир» (режиссер Григорий Козинцев, 1970), сам старше американки на 55 лет: 28 апреля ему исполнится 85 лет.
В своей книге «Пространство трагедии» Козинцев с похвалой отзывался о Банионисе, который, несмотря на небольшой формат роли, сумел создать запоминающийся образ. Впрочем, одной из самых знаменитых своих ролей Банионис обязан все-таки не Козинцеву, а Андрею Тарковскому. В «Солярисе» (1972) - экранизации одноименного романа Станислава Лема - актер предстал в образе пилота Криса Кельвина, попавшего в ловушку собственного подсознания. (Примечательно, что в той же ленте снялся и Юри Ярвет, сыгравший в «Короле Лире» заглавную роль.)
Картина Тарковского оказалась своеобразным местом встречи сразу нескольких известных людей, чьи даты жизни связаны с апрелем. Так, роль отца Кельвина режиссер предложил Николаю Гринько: актеру, которого всегда считал своим талисманом (10 апреля - 20 лет со дня кончины Николая Григорьевича). А роль пилота Бертона, первооткрывателя феномена планеты Солярис, получил Владислав Дворжецкий (26 числа ему исполнилось бы 70 лет).
Едва ли не самая запоминающаяся роль Владислава Дворжецкого - генерал Хлудов в экранизации пьесы Михаила Булгакова «Бег» (режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов, 1970). Сам Михаил Афанасьевич не дожил ни до первой постановки пьесы, ни до первой ее публикации (середина 60-х). А его повесть «Собачье сердце», задуманная им 85 лет назад, в нашей стране вообще впервые была опубликована лишь в годы горбачевской перестройки. Впрочем, массовую популярность произведение это обрело опять-таки благодаря выходу на телеэкраны одноименного фильма - режиссер Владимир Бортко. Роль помощника профессора Преображенского, доктора Борменталя, сыграл актер Борис Плотников (2 апреля он отметил свое 60-летие).
Любопытно, что в мире существует еще одна, более ранняя экранизация той же булгаковской повести. Осуществил ее в 1975 году итальянец Альберто Латтуада, а Филиппа Филипповича Преображенского изобразил в фильме уже к тому времени известный (прежде всего, по фильмам Ингмара Бергмана) швед Макс фон Сюдов. 10 апреля ему исполнилось 80 лет, он по-прежнему снимается. Кстати, второй раз сыграть советского профессора шведскому актеру удалось через двадцать лет после выхода фильма Латтуады. В картине Криса Джеролмо «Гражданин Икс» (1995) фон Сюдову поручили роль ростовского ученого-психиатра Бухановского. И, в отличие от булгаковского персонажа, этот был не выдуманным: Бухановский на самом деле сумел разоблачить маньяка Чикатило...
Однако вернемся к Булгакову. В уже названном фильме «Бег» небольшую, однако запоминающуюся роль Артура Артуровича, «тараканьего царя», исполнил Владимир Басов. Это была первая, но отнюдь не последняя встреча этого актера и режиссера с творчеством Булгакова. Через шесть лет после «Бега» вышел мини-сериал «Дни Турбиных», поставленный Басовым (он же сыграл там роль Мышлаевского). Среди других фильмов Владимира Павловича был и мини-сериал (1965 - 1967), в основе которого лежал литературный материал, увы, не сравнимый с текстами Булгакова. Имеем в виду роман Вадима Кожевникова «Щит и меч». Герой книги, советский разведчик Йоганн Вайс, он же Саша Белов (Станислав Любшин), был предшественником Исаева-Штирлица. 22 апреля у автора «Щита и меча» круглая дата - 100 лет со дня рождения.
С именем этого писателя связана еще одна кинематографическая история. На III Московском кинофестивале (1963) советское и партийное руководство давило на жюри (возглавляемое Григорием Чухраем), чтобы главный приз был отдан отечественному фильму Виктора Комиссаржевского «Знакомьтесь, Балуев!» - экранизации одноименного «производственного» романа В. Кожевникова. Однако жюри пошло на принцип и присудило главный приз картине Федерико Феллини «8 1/2». Главную женскую роль там сыграла итальянская кинозвезда Клаудиа Кардинале. 15 апреля ей исполнилось 70 лет.
Музыку к фильму «8 1/2» написал Нино Рота (10 апреля - 30 лет со дня смерти). Среди мелодий, им сочиненных, самой известной по праву считается музыкальная тема к фильмам «Крестный отец» и «Крестный отец II» (премия «Оскар», 1974). 7 апреля режиссер «Крестного отца», мэтр американского кинематографа Фрэнсис Форд Коппола отпраздновал свое 70-летие. Тремя днями раньше исполнилось бы 85 лет сравнительно недавно ушедшему из жизни актеру Марлону Брандо: он-то и перевоплотился у Копполы в дона Корлеоне. Позже Брандо снялся в еще одном культовом фильме того же режиссера - картине «Апокалипсис сегодня». В этом году исполняется 30 лет со дня выхода ленты на экраны...
Марлон Брандо позволяет нам перебросить логический мостик к последнему сюжету в нашем обзоре. Американский актер сыграл одну из своих ролей (впрочем, далеко не лучшую) в фильме «Графиня из Гонконга» (1967) - последней режиссерской работе Чарли Чаплина. Вчера, 16 апреля, исполнилось 120 лет со дня рождения великого комедианта. Его биограф Джойс Милтон утверждает, будто именно отношения Чаплина и двенадцатилетней Литы Грей были положены в основу романа Владимира Набокова «Лолита» (1955) - самой популярной книги писателя, экранизированной, кстати, дважды (в 1962 году Стэнли Кубриком и в 1997 году Эдрианом Лайном). 24 апреля исполняется 110 лет со дня рождения создателя «Лолиты», «Защиты Лужина», «Дара», «Других берегов» и др.
Примечательно, что последние годы жизни и Чаплин, и Набоков провели в Швейцарии - первый в Веве, второй в соседнем Монтре, - и умерли в одном и том же 1977 году. В этом совпадении, согласитесь, есть что-то символическое.