Салтычиха Владимировна, Чикатило Борисович и другие

Салтычиха Владимировна, Чикатило Борисович и другие

Как известно, все люди делятся на истцов, ответчиков и тех, у кого судебные приключения еще впереди. 19 мая 2011 года я был среди истцов. В этот день Октябрьский районный суд города Саратова удовлетворил (частично) мой иск к газете «ПолитДозор», а в последних числах июня Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда оставила решение райсуда без изменения. Еще через девять дней вышел номер названного еженедельника - восьмой по счету в этом году, - и там на странице 5 был размещен в рамочке текст упомянутого судебного вердикта (22 газетных строчки), а поблизости от этого текста - фотография лагерной нашивки со звездой Давида. На 44 строчки. Типа намек... 

Салтычиха Владимировна, Чикатило Борисович и другиеКак известно, все люди делятся на истцов, ответчиков и тех, у кого судебные приключения еще впереди. 19 мая 2011 года я был среди истцов. В этот день Октябрьский районный суд города Саратова удовлетворил (частично) мой иск к газете «ПолитДозор», а в последних числах июня Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда оставила решение райсуда без изменения. Еще через девять дней вышел номер названного еженедельника - восьмой по счету в этом году, - и там на странице 5 был размещен в рамочке текст упомянутого судебного вердикта (22 газетных строчки), а поблизости от этого текста - фотография лагерной нашивки со звездой Давида. На 44 строчки. Типа намек... 

Нет, все-таки удивительную газету издает член Саратовской Общественной палаты Елена Владимировна Столярова! «ПолитДозор», конечно, не та природная редкость, которая заслуживает попадания в Красную книгу, но для кунсткамеры это  экспонат подходящий, вроде заспиртованного двухголового эмбриона. Был период, когда еженедельник действительно выходил не реже одного раза в неделю, продавался в местных киосках «Роспечати», а на страницах газеты резвились партпропагандисты Рома Чуйченко и Эдик Абросимов. Погромный антисемитский душок витал над газетой, материализуясь в строчки. Именно в ту пору едва ли не каждая вторая публикация могла стать - а порой и становилась - поводом для судебных разбирательств или заседаний журналистской комиссии по этике.

«ПолитДозор» был тогда замечен даже в российской столице. «Это торжествующая бездарность, смесь образованщины, скучного клозетного юмора, жуткого строчкогонства», - такими словами припечатал газету московский «Журналист». Статья в журнале, если кто помнит, называлась кратко и хлестко - «Помойка».

Те буйно-былинные времена, однако, миновали: политпиарщика Эдика могучим ураганом унесло в незалэжную Украину, политпиарщика Рому - далеко на Урал, а Елену Владимировну Столярову... нет, не в Магадан или Норильск, как кто-то мог опрометчиво подумать, а намного ближе - в Издательский дом «Глобус», на улицу Чапаева, дом 68. Сама же помойка... то есть, извините, сама же газета ныне выходит редко, лишь по конкретному поводу (каковым чаще всего оказывается необходимость исполнить очередное судебное решение и напечатать очередное опровержение). Давным-давно не обновлялся уже интернет-сайт «ПолитДозора», бумажный тираж не превышает тысячи экземпляров, в киосках про газету и думать забыли, и, кажется, единственное место в Саратове, где можно найти свежевышедший номер, - это особнячок №10 по улице Советской.

Кстати, может быть, кто-нибудь объяснит, наконец, смысл этого феномена? Региональное отделение «Единой России» изо всех сил открещивается от своего участия (финансового, идеологического, вообще всякого) в издании «ПолитДозора», однако тираж газеты волшебным образом разгружают именно в партийном офисе. Выходит, что налицо либо географическая ошибка (распространителям случайно дали не тот адрес, и они всякий раз промахиваются; но тогда каков правильный адрес и почему не протестует настоящий получатель груза?), либо диверсия (группа неизвестных в масках забрасывает сюда тираж, словно взведенную адскую машинку, и скрывается; но тогда почему бездействует милиция?), либо налицо акт благотворительности или родительского отчаяния (Елена Столярова, обуреваемая романтическим чувством к партии, всякий раз подкидывает ей тираж своей газеты - как сторублевку в шапку нищего инвалида или «отказного» ребеночка на крыльцо роддома).

Право выбора наилучшей версии из этих трех оставляем газете «Наша версия в Саратове», а мы вернемся к делам судебным.

Как отмечалось выше, мой иск к «ПолитДозору» был удовлетворен частично: Октябрьский суд признал, что бранное слово «плагиатор» все-таки недопустимо применять к человеку, который ни в чем таком не виновен, зато назвать моими «предшественниками» капо, то есть пособников нацистских преступников - это, оказывается, можно запросто и ничуть не возбраняется. О странности вердикта я уже рассказывал в статье «Шуточки про геноцид» (№21 от 3 июня 2011 года), где, в частности, замечал: «Гражданин, печатно обвиненный в предательстве своей страны и массовых казнях, не должен обижаться: мол, все это - пустяки, дело-то житейское...» Позже я изложил свои сомнения в кассационной жалобе, однако услышан не был. Судебная коллегия облсуда, под председательством Л. Г. Машковой, разъяснила мне, что в этой части иска претензии мои безосновательны. Во-первых, потому что оспариваемая статья в «ПолитДозоре» по жанру (цитирую кассационное определение) «может быть отнесена одновременно и к сатирическому комментарию, и к сатирическому гротеску, основным средством выразительности являются ирония и гротеск». Во-вторых, спорный фрагмент «не содержит негативной информации» обо мне, а также сведений «о нарушении действующего законодательства, моральных норм» и пр.

Что ж, нет худа без добра. Бумага, подписанная тремя судьями - Л. Г. Машковой, Л. А. Кириной и Н. А. Кривошеевой, - дает мне ответы на многие вопросы. Теперь я, по крайней мере, получил официальное разъяснение, что именно в нашем сегодняшнем обществе считается дозволенным и не считается предосудительным. Хотя прецедентного права у нас и не существует, судебный прецедент все равно имеет важное значение - пусть и символическое.

Теперь-то я знаю, например, что наш уважаемый суд не видит ничего дурного в «иронии» на тему Холокоста - то есть уничтожения евреев нацистами. Можно шутить про концлагеря, можно подвергать «сатирическому комментарию» гибель миллионов, можно сулить своему оппоненту лагерную робу с желтой звездой - и ничего-то за это шутничку не будет, даже легкого общественного порицания. Теперь я знаю и другое: можно без малейших оснований объявить, что «предшественником» любого законопослушного гражданина является кто угодно - хоть массовый убийца, хоть насильник, хоть педофил - и наш самый гуманный суд в мире не найдет в этих инсинуациях ничего порочащего честь и достоинство.

Иными словами, отныне любой злодей в любой газете может назвать «предшественницами», например, зампреда облдумы Марины Алешиной легендарную Салтычиху или Лукрецию Борджиа - и Марине Владимировне (ну если она, конечно, вспомнит, чем прославились эти исторические дамы, и обратится в суд) будет отказано в иске к газете. И если другой злодей, допустим, нагло назовет в числе «предшественников» депутата облдумы и ректора СГАП Сергея Суровова кого-нибудь вроде маньяка Андрея Чикатило или, скажем, милиционера-убийцы Евсюкова, то Сергей Борисович может и не пытаться искать защиты от клеветника в суде, - ему наверняка откажут...

Примеры, сами понимаете, сугубо гипотетические, хотя фамилии Алешиной и Суровова появились в этом контексте не совсем уж случайно: оба этих облдепа от «Единой России» входят в состав редакционного совета Издательского дома «Глобус» - издателя газеты «Глобус 64», которую по совместительству возглавляет уже знакомая нам Елена Владимировна Столярова. Думается, народным избранникам следует постоянно помнить, с кем им суждено сотрудничать в медийной сфере и чем может закончиться это милое сотрудничество, если вдруг случится что-нибудь неформатное (а в жизни всякое бывает).

Кстати, Сергей Борисович, сдается мне, и без напоминаний уже потихоньку дистанцируется от Столяровой: этой даме на прошлой неделе пришлось-таки уволиться из СГАП - по ее собственному желанию, которое, надо полагать, счастливо совпало с желанием ректора. Теперь наблюдатели предсказывают «ПолитДозору» финансовые проблемы. Это, конечно, вовсе не означает, что партия «Единая Россия» разочаровалась в Елене Владимировне и готова отказаться от всех ее услуг, но, по-видимому, проект «ПолитДозор» в ближайшем будущем все же прикроют окончательно. Хотя бы из соображений личного комфорта. В особняке №10 по улице Советской и так стало тесновато, а тут еще повсюду эта макулатура...