Рожденные ползать

Рожденные ползать

Мало кто поспорит с тем, что конкурсы - вещь довольно субъективная. Ну, к примеру, конкурсы красоты. Несколько лет назад Мисс Вселенной стала белокурая австралийка с улыбкой в 32 зуба. Через три года титул достался волоокой японке. А в прошлом году самой красивой девушкой планеты признали жгучую мексиканку. Образец толерантности, да и только

без названияМало кто поспорит с тем, что конкурсы - вещь довольно субъективная. Ну, к примеру, конкурсы красоты. Несколько лет назад Мисс Вселенной стала белокурая австралийка с улыбкой в 32 зуба. Через три года титул достался волоокой японке. А в прошлом году самой красивой девушкой планеты признали жгучую мексиканку. Образец толерантности, да и только.

Саратовские чиновники на толерантность не претендуют. На прошедшем минувшей зимой конкурсе-отборе перевозчиков на городские автобусные маршруты победителями были названы четыре городских предприятия - «Саратовгорэлектротранс», «Межгортранс», «Автокомбинат №2» и «Икар-транс». Те же компании, за исключением «Икар-транса», стали победителями в прошлом году. И готова зуб дать, что именно эти три-четыре предприятия поделят между собой саратовские автобусные маршруты через три года, когда истечет срок договоров, заключенных в этом феврале. Постоянство - наше всё.

Отбор в прошлом году, кстати говоря, проходил со всей возможной видимой жестокостью. «Ах, у вас нет своего подвижного состава? И что вы тут делаете? - деланно возмущались члены отборочной комиссии. - Собираетесь взять автобусы в аренду? Нет, нет, нет, так не пойдет. Автобусы есть, но старые? Бог с вами, ни за что. А у вас, говорите, новые? А опыт работы на маршруте есть? Нет? Ну извините. А вы что тут молчите? Одно нарушение? Гнать вас поганой метлой!» Перевозчики краснели, бледнели и швыряли шапки на пол. Но итоги голосования были определены еще задолго до обсуждения.

 В этом году баталий не было. Перевозчики, претендовавшие на обслуживание городских маршрутов, сохраняли свой природный цвет лица и лишь загадочно улыбались. Маршруты получили проверенные предприятия, перечислим их еще раз - «Саратовгорэлектротранс», «Межгортранс», «Автокомбинат №2» и «Икар-транс». По идее - лучшие из лучших, с прекрасным новеньким подвижным составом. Члены комиссии разошлись по домам с чувством выполненного долга, но самое интересное началось спустя некоторое время.

Как-то раз я обратила внимание, что на 93-м автобусном маршруте ходят «мерседесы» с наклейкой «Икар-транс» на заднем стекле, тогда как мне помнилось, что конкурс на обслуживание данного маршрута выиграл другой перевозчик. Проверила записи - точно, перевозчиком по 93-му маршруту значился главный саратовский «лишенец» - «Саратовгорэлектротранс».

 Сразу вспомнилась темная история примерно годичной давности, поднятая нашими коллегами из газеты «Саратовский взгляд», в которой был замешан «Икар-транс». Тогда в результате проверок областного УБЭП стало известно, что в Саратове без каких бы то ни было разрешений два месяца на двух городских маршрутах - №№13 и 99 - работало более 50 микроавтобусов марки «мерседес», принадлежащих упомянутому «Икар-трансу». МУ «Транспортное управление» втихаря передало два эти маршрута, которые должен был обслуживать все тот же «Саратовгорэлектротранс», «Икару». Прокуратура тогда усмотрела в действиях гендиректора предприятия Олега Мастрюкова признаки состава преступления по части 1 статьи 330 УК РФ (самоуправство). Нет, мы не будем спрашивать, почему после такого скандала «Икар-транс» выиграл конкурс на обслуживание шести городских маршрутов, в том числе тех самых №№13 и 99, в то время как были отсеяны претенденты с куда менее тяжким анамнезом. Просто выскажем надежду, что сейчас «Икар-транс» действует, в точности следуя букве закона.

 Между тем, в «Саратовгорэлектротрансе» утверждают, что маршрут по-прежнему обслуживается СГЭТ. Правда, не напрямую, а через посредника, которым, видимо, и стал пресловутый «Икар». «У нас ведь практически нет своего подвижного состава, - честно признались в «Саратовгорэлектро-трансе». - И по большинству маршрутов заключены договора субподряда». В минтрансе подтвердили эту теорию. Как выяснилось, по закону перевозчики действительно имеют право заключать договора субподряда с другими транспортными предприятиями. Как рассказал пресс-секретарь министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Алексей Корж, большинство городских перевозчиков работают именно так.

И вроде бы тогда все встает на свои места, и никакого криминала нет. Если бы не одно «но» - как предприятие, фактически не имеющее собственного автопарка, смогло стать одним из победителей в конкурсе городских перевозок, да еще и получить больше трети автобусных маршрутов? Если это проявление толерантности к дряхлеющему разваливающемуся «Саратовгорэлектротрансу», то это крайне неуместная толерантность. Это, в конце концов, не конкурс красоты, и отбирать нужно не за красивые фары. Вот только толерантность ли?

По всему очевидно, что из «Саратовгорэлектротранса» сделали дойную корову, что, кстати говоря, немного забавно, учитывая объем дефицита бюджета предприятия. В настоящее время долг СГЭТа составляет несколько сотен миллионов. Предприятие судорожно пытается экономить, в основном, конечно, за счет зарплат сотрудников, но получается у него это неважно. Город помогать предприятию не собирается, более того, не скрывает намерения просто подзаработать за его счет. «Это муниципальное предприятие, теперь оно будет распределять транспорт на маршруты с точки зрения оптимизации транспортного потока и не станет их дублировать - пускать «Газели» там, где есть трамваи и троллейбусы, - высказывается на сайте гордумы Олег Грищенко после завершения конкурса. - При этом у других перевозчиков сохраняется возможность заключать договора со СГЭТ, это может принести городу до 60 миллионов рублей в бюджет города. Это что - плохо? Я что там, свои автобусы ставлю? Что, компания имени Грищенко захватила все автобусные маршруты? Нет. Я работаю на город».

 Нет, не плохо, Олег Васильевич. Это ужасно. Недопустимо. Неправильно. О какой объективности отбора можно говорить, если большую часть городских маршрутов отдали не тем предприятиям, которые действительно хорошо и качественно смогли бы их обслужить, а «Саратовгорэлектротрансу» с большой дырой вместо бюджета и полным отсутствием подвижного состава? Вялая попытка хоть как-то спасти МУПП от полной деградации? Плохая попытка, учитывая, какие крохи от прибыли остаются СГЭТ. Позволив «Саратовгорэлектротрансу» обслуживать городские автобусные маршруты, администрация бросила предприятию спасательный круг из чугуна. Руки чиновников чисты - формально они попытались оказать СГЭТу помощь, а то, что это никак не поможет МУППу, а только продлит его агонию, так это уже не их проблемы.

Пока же «Саратовгорэлектротранс» корчится в предсмертных муках, юный «Икар-транс» набирает очки. Причина лояльности к «Икар-трансу», в общем-то, лежит на поверхности - эта фирма использует для перевозок не старомодные «ГАЗели», а продвинутые «мерседесы», как о них пишут в официальных релизах, «микроавтобусы повышенной комфортности». Комфорт, правда, сомнительный, когда едешь, стоя на одной ноге в набитом битком салоне. Да и выходит иномарок на маршрут меньше, чем «газелек». Но отец города Олег Грищенко сказал, что «мерседесы» и «форды» - это хорошо, а «ГАЗели» - плохо. А Олег Васильевич, он вам не хухры-мухры, а настоящий мужик. Сказано - сделано. «Икар-транс» пришелся ко двору, а расторопных придворных ценят и редко бранят всерьез.

P.S. На днях было принято решение об изменении автобусного маршрута №32. Об этом рассказала руководитель службы организации пассажирских перевозок управления Ирина Кузнецова. С 1 сентября микроавтобусы будут ходить по этому маршруту от Затона до Ильинской площади, не заезжая к областной больнице. По словам Кузнецовой, это связано с перегруженностью разворотной площадки возле облбольницы. Теперь жителям микрорайона возле больницы придется добираться до центра с пересадками.