Убойные пункты

Как известно из новейшей истории, облдеп Ландо, удостоверившись в магазинах, что «яйцо выросло», разбудил коллег по областной думе. Депутаты разбудили чиновников областного правительства, собрав их в конце августа на слушания по поводу цен на продукты питания. И вот в свою очередь чиновники созвали вчера совещание, на которое пригласили товаропроизводителей и представителей розничных сетей, чтобы те наконец дали ответ, почему «растет» яйцо, а вместе с ним и все остальное, и почему местный продовольственный рынок никак не хочет насыщаться местными же товарами

Как известно из новейшей истории, облдеп Ландо, удостоверившись в магазинах, что «яйцо выросло», разбудил коллег по областной думе. Депутаты разбудили чиновников областного правительства, собрав их в конце августа на слушания по поводу цен на продукты питания. И вот в свою очередь чиновники созвали вчера совещание, на которое пригласили товаропроизводителей и представителей розничных сетей, чтобы те наконец дали ответ, почему «растет» яйцо, а вместе с ним и все остальное, и почему местный продовольственный рынок никак не хочет насыщаться местными же товарами.

Однако первое слово на заседании межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка чиновники предоставили сами себе. В их отчетах по-прежнему все прекрасно и удивительно: стоимость минимального набора продуктов питания в регионе в прошлом месяце составила 2071 рубль 97 копеек. Цены у нас, по словам замминистра экономического развития и торговли Юлии Винокуровой, в основном «дешевые». Более того, количество продовольствия, производимого в нашей области, превышает потребности региона. «Мы не съедим столько, сколько производим, - отметила замминистра. - По многим позициям мы перепроизводим». Причем если нашу область изолировать от внешнего мира, то с голоду мы если и умрем, то не сразу. Нужно ввозить из других регионов только рыбу, соль, сахар, чай, перец и картофель. Что касается местного рынка, то он насыщен товарами саратовских производителей более чем на 50%. Также Юлия Винокурова отметила, что дефицита товаров нет, и сделала краткий исторический экскурс: «Есть старая советская история о том, как директора мясного магазина, который находился на месте памятника Столыпину, сняли с работы за то, что в продаже находилось только шесть сортов колбас».

В наше время колбасы стало больше, но и проблем прибавилось. Вопрос хранения и переработки местной продукции волнует депутата облдумы Сергея Богомолова. Замминистра сельского хозяйства Александр Смирнов поспешил заверить парламентария, что в 2012 году планируется начать строительство двух овощехранилищ на восемьсот тонн, кроме того, проводится реконструкция хранилища на полторы тысячи тонн в Заводском районе Саратова, открывается несколько современных мясохладобоен, до конца года будет оборудовано 56 убойных пунктов для скота. До что там убойные пункты! Если верить чиновникам, инвестиционные деньги льются в сельское хозяйство не рекой, а целым водопадом Виктория. В общей сложности, по информации Александра Смирнова, в сельское хозяйство вложено 33 миллиарда рублей, половина из которых - государственные. К сожалению, чиновник не пояснил, за какой именно период произошли такие серьезные вливания.

Так или иначе, но далеко не все местные товары появляются на полках местных магазинов, что не на шутку волнует местных же депутатов. Ситуацию пояснил директор гипермаркета «Реал» Алексей Шевелев, заявив, что в Саратовской области нет крупных товаропроизводителей, которые могут обеспечить современные требования перевозки продуктов. «Мы не можем выполнить требования сетевых магазинов... Мы научились производить по мировым стандартам практически всё: лук, яйцо, мясо. А вот логистика, переработка, сортировка, калибровка продукции в нашем регионе - это проблема», - подтвердил слова представителя сферы торговли директор компании «Росагро-Птица» Дмитрий Иванов. На развитие этих направлений у подавляющего большинства саратовских предприятий просто нет средств, поскольку та же «Росагро-Птица», занимающаяся производством яиц, работает себе в убыток, получая прибыль только засчет госдотаций. «Если бы закупочная стоимость яйца весь год была 2,8 рубля, то мы бы сделали и логистические центры и готовы были возить их в сетевые магазины хоть в золотой таре», - отметил Дмитрий Иванов.

Первый замминистра экономразвития Андрей Шеметов похвалил производителя за понимание проблем. «У нас нет денег, а проблемы-то мы осознаем», - откликнулся Иванов. Однако чиновник решил не только похвалить, но и наставить его на путь истинный: «Упакуйте, сформируйте план поставок, подстройтесь под конкретную сеть. Понимаете, работа с сетями - это заведомо рост экономики вашего предприятия». Если бы всем этим занимались сами производители, а не сети, то и розничная цена продуктов была бы ниже. Однако из зала заметили, что логистика - «это совершенно другой бизнес с колоссальными инвестициями», который, к тому же, в нашей области практически не развит. «Мы работаем на этом поле», - заверил первый замминистра и пообещал пригласить на следующее совещание логистов.

Также на заседании был затронут в прямом смысле болезненный вопрос - о безопасности продуктов питания в сетевых магазинах, которые порой превращаются в настоящие «убойные пункты». Начальник отдела надзора за питанием населения Роспотребнадзора по Саратовской области Елена Никонова рассказала о нарушениях в магазинах, о которых мы, как покупатели, кажется, знаем даже лучше Роспотребнадзора. По мнению представителя этой службы, предприятиям торговли необходимо предусмотреть в штате должность санитарного врача, чтобы истории с отравлениями впредь не повторялись. Аргумент простой: зарплата врачей обойдется компаниям дешевле, чем компенсации пострадавшим покупателям. Чем при этом будет заниматься сам Роспотребнадзор, не совсем понятно. Наверное, его функции будет выполнять облдеп Ландо, который часто ходит по магазинам.