Яки, go home!

23.09.2011 | 01:37
Яки, go home!

На днях самолет Як-42, следовавший из Саратова в Москву, был вынужден вернуться в аэропорт после хлопка в двигателе. Эта посадка не считается аварийной, утверждают представители «Саравиа» - в таких случаях можно продолжать полет в пункт назначения, но было принято решение перестраховаться. В свете последних событий этот хлопок в двигателе саратовского самолета стал тревожным звонком для всей российской авиации

без названияНа днях самолет Як-42, следовавший из Саратова в Москву, был вынужден вернуться в аэропорт после хлопка в двигателе. Эта посадка не считается аварийной, утверждают представители «Саравиа» - в таких случаях можно продолжать полет в пункт назначения, но было принято решение перестраховаться. В свете последних событий этот хлопок в двигателе саратовского самолета стал тревожным звонком для всей российской авиации.

Вечером 7 сентября все новостные ленты просто взорвались от душераздирающих заголовков, суть которых сводилась к одному предложению: у нас больше нет хоккейной команды «Локомотив». Хоккеисты летели в Минск, но остались там, под Ярославлем - Як-42, на борту которого они находились, разбился, не пролетев и 600 метров.

Официальные причины трагедии пока не называются - сейчас ведется расследование, которое взял под свой личный контроль Президент РФ Дмитрий Медведев. Сразу после катастрофы Дмитрий Анатольевич заявил, что необходимо сократить число российских авиакомпаний. По данным Росавиации, в настоящий момент в стране работает 138 авиакомпаний, однако всего 15 из них перевозит более 80 процентов пассажиров. Будущая реформа российской авиации предполагает закрытие авиакомпаний, в парке которых находится менее 10 однотипных самолетов. ОАО «Саратовские авиалинии» балансируют на грани - они владеют именно таким количеством воздушных судов, поэтому в зависимости от критериев отбора тоже могут попасть под сокращение.

Управляющий делами ОАО «Саравиа» Вячеслав Шихалев считает, что «это только разговоры» - пока никакого официального распоряжения или документа по этому поводу не поступало: «Мы работаем, как и раньше. Правда, сейчас идут комплексные проверки Ространснадзора - проверяют всё, прежде всего техническое состояние воздушных судов». По результатам проверок от полетов уже отстранен один самолет авиакомпании - у него «отсутствовало подтверждение аутентичности от завода-изготовителя на один из агрегатов самолета». Тем не менее, по данным областного минтранса, «состояние воздушных судов «Саравиа» не вызывает никаких нареканий и отвечает всем установленным в гражданской авиации требованиям по безопасной эксплуатации судов данного типа».

Эту информацию подтвердил корреспонденту «Газеты Наша Версия» и заместитель начальника управления Госавианадзора по Приволжскому федеральному округу Геннадий Бровацкий. По его словам, саратовские Яки отвечают всем современным требованиям, предъявляемым к судам такого типа, соответствуют госстандартам и имеют сертификат летной годности. «Научно-технический прогресс и авиация развиваются самыми бурными темпами. На зарубежном рынке, конечно, имеются более современные суда, которые превосходят наши. В основном, по комфортности. Но аварийные ситуации могут возникнуть где угодно, это зависит в том числе и от летного состава. Вот то что завода, который производил Яки, не стало - это уже другой вопрос. Потому что непонятно, где и как эти самолеты ремонтируются и каково качество этого ремонта», - подчеркнул Бровацкий.

Инициативу Президента о сокращении числа авиаперевозчиков эксперт Госавианадзора счел вполне обоснованной. По его мнению, авиакомпании, которые имеют менее 10 самолетов, все равно будут летать: «Чем крупнее авиакомпания, тем больше внимания она уделяет безопасности. Потому что капитал, который имеют такие компании, позволяет выделить средства на дополнительное оборудование. А малый перевозчик работает только с экономической точки зрения, чтобы обеспечить себе какую-то моментальную прибыль. Поэтому вопрос стоит правильно - это заставит авиакомпании вкладывать деньги и в безопасность - как пассажиров, так и воздушных судов».

Руководство «Саравиа», напротив, считает, что сокращение количества авиалиний никак не скажется на вопросах безопасности. Как сообщил в беседе с корреспондентом «Газеты Наша Версия» гендиректор компании Александр Боков, в мировой практике нет таких подходов к улучшению безопасности. «Есть другие, гораздо более эффективные механизмы для контроля, например, система лицензирования или система проверок. И они действуют. Тут уже не нужно ничего придумывать. В нашей стране авиационные правила были приведены в соответствие с мировыми стандартами. К тому же недавно премьер-министр Владимир Путин высказался о том, что количество самолетов не должно являться определяющим фактором для закрытия авиакомпании», - прокомментировал Боков.

Если инициатива Президента Медведева все же будет воплощена в жизнь, ОАО «Саратовские авиалинии» готовы пойти на все, чтобы удержаться на плаву. Так, по словам Александра Бокова, если закрывать будут авиакомпании с парком до 10 самолетов включительно, «Саравиа» готова взять в аренду еще один самолет. Правда, предполагается, что еще через год сокращение продолжится, но с уже более жесткими условиями - лицензию на авиаперевозки получат лишь те компании, которые имеют не менее 20 самолетов. Как отметил Боков, за год вдвое увеличить парк у «Саравиа» вряд ли получится, но и на этот случай у них есть туз в рукаве. «Мы входим в группу компаний «Аэрофлот», поэтому, я думаю, даже в этом случае сможем сохранить право на авиаперевозки. Есть разные механизмы, чтобы это сделать, например, объединение с другой компанией, причем не юридически, а физически. Но в любом случае я верю в здравый смысл и надеюсь на то, что нам этого делать не придется», - резюмировал Боков.

Оптимизма представителям «Саравиа» не занимать, но, учитывая сегодняшние цены на авиабилеты, мне кажется, что немногие расстроятся, если местный аэропорт закроют. Саратовцам гораздо дешевле доехать до Москвы и уже оттуда лететь к пункту назначения. Другое дело, что такой расклад может негативно сказаться на строительстве нового аэропорта, а значит, и на развитии инфраструктуры города. А это, в свою очередь, явно не поспособствует привлечению туристов в Саратовскую область. Ведь во многом именно благодаря отсутствию нормального аэропорта и развитой сети гостиниц Саратов не вошел в число городов, где будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Однако министр транспорта и дорожного хозяйства области Иван Панков считает, что в ближайшие два года «Саравиа» не попадет под сокращение. По его мнению, это может произойти только в перспективе, после окончания строительства нового аэропорта. «Тогда нам понадобится оператор, который имеет возможность работать с судами разного класса, - пояснил Панков. - Сейчас же мы можем принимать только Як-42. Но на строительстве самого аэропорта сокращение авиалиний сказаться не должно - оператором может выступить любая компания, в том числе «ЮТэйр», которая сейчас активно пытается войти на наш рынок».

Пока ОАО «Саратовские авиалинии» являются монополистами по авиаперевозкам в Саратовской области и не пускают сторонние компании на этот рынок. Однако не исключено, что благодаря инициативе Президента и несоответствию парка самолетов «Саравиа» веяниям времени им придется подвинуться.