Барьеры

Барьеры

Я много хожу пешком по нашему городу. Окружающая действительность порой дарит мысли и эмоции, которые так и просятся на бумагу - хотя бы в виде маленьких заметок на полях... 

без названияЯ много хожу пешком по нашему городу. Окружающая действительность порой дарит мысли и эмоции, которые так и просятся на бумагу - хотя бы в виде маленьких заметок на полях... 

Телепортация и бодибилдинг

Последнее время наши чиновники стали много говорить о некой безбарьерной среде для инвалидов. Наверное, наверху созрела идея - создать видимость заботы о людях с ограниченными возможностями в предвыборный период. Нашей области обещали выделить в 2011 году на это благое дело аж 274 миллиона. Грехи, что ли, они там замаливают?

Недавно заметил реальные изменения в окружающей среде. Настолько явные, что даже уважение в груди всколыхнулось. Повсюду возле различных учреждений стали появляться кнопки вызова персонала - эдакий модный звоночек, над которым нарисован инвалид-колясочник. Кое-где стали сооружать пандусы.

О том, что безбарьерная среда уже начала обретать плоть, я узнал ранним утром, ковыляя по улице Некрасова по направлению к Волге. Почему ковыляя? Да потому что раздолбанный тротуар с наклоном в 45 градусов не подразумевал элегантной походки. И тут я увидел ЕЁ! То есть, ту самую заветную кнопочку, нажатие которой моментально отключает все барьеры. Она висела возле калитки детского садика №41. Внимательно осмотрев сей замечательный тумблер, я долго стоял рядом, анализируя, каким образом инвалид должен попасть в эту локальную складку местного рельефа. Особенно яркую картинку мое воображение нарисовало, когда я вспомнил о зиме. Я живо себе представил колясочника, который с выпученными глазами летит по этому ледяному склону, высекая на поворотах искры из стен. Да, впрочем, и летом он тоже неплохо покатится. Если его, конечно, не остановят выбоины-дзоты на тротуаре, явно рассчитанные на танковую атаку с Волги.

Как ни крути, выходило, что инвалид к этой кнопочке должен попасть либо после прыжка с парашюта, либо применив не известный пока науке способ телепортации.

Далее я воочию убедился, что наш город труден не столько рельефом, сколько архитектурой. Возле лицея имени Пушкина на улице Чапаева рабочие на моих глазах сооружали титанический пандус. Что и говорить - крыльцо школы впечатляло своими размерами. Оно напоминало лестницу, падая с которой, герои мексиканских сериалов неизменно теряют память. И снова заработало воображение, рисуя накачанного, как Шварценеггер, колясочника, накручивающего колеса в эту гору. О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья путь! Как хочется и дальше просвещать наше милое чиновничество! Они, похоже, до сих пор не знают, что большинство саратовских инвалидов не могут согнуть лом о колено...

Секрет дамасского тротуара

Плиточный тротуар в нашем городе то и дело пускается в пляс. Такой вот у нас сложный рельеф. А асфальт на проезжей части проваливается иногда настолько, что засасывает даже целые троллейбусы. Такое недавно было - в марте этого года, на пересечении Чернышевского и Московской.

Часто мне кажется, что за пару минувших десятилетий секрет укладки асфальта и тротуарной плитки был безвозвратно утерян. Ну, например, как секрет изготовления дамасской стали, которая, как известно, рассекала не только шелковый платок на лету, но и целого рыцаря в полном железном обмундировании. Или как тайна рецепта римского цемента. Древний раствор и по сей день скрепляет здания, которые так и не были признаны аварийными: Пантеон и Колизей.

Может быть, за годы ударного освоения бюджета чиновниками при минимальном практическом выхлопе даже рабочие разучились класть что-либо на века? Наноасфальт, который смывается вместе с тающим снегом, и плитка, так и рвущаяся потанцевать, - все это стало брендом городских дорог.

Между тем, за реальные живые денежки былое мастерство наших работяг внезапно возвращается, словно память во время сеанса гипноза. Под заманчивый шорох купюр ваятели делают настоящие конфетки. Правда, чаще всего их притягивают здания, принадлежащие государству, или коттеджи государевых людей.

Хожу мимо Центробанка, который нынче очень споро ремонтируют, и каждый раз думаю о том, что этот дом и до ремонта выглядел весьма прилично. Куда приличней, чем дом с кариатидами через дорогу. Та же история и со зданием суда Волжского района, который строители превратили в «картинку с выставки», в то время как не менее исторические сооружения сорят кирпичами на прохожих. Гляжу на все это, и в голове появляется идея, как спасти исторический Саратов: нужно размещать органы власти в старых зданиях, причем желательно растягивать один комитет, управление или министерство домов на пять, а то и на десять. И пусть бабла на их ремонте отмоют немало, зато нам будет что показать внукам, помимо бетонных страшилищ.

Гонка понтов

Раньше была гонка вооружений, в которой участвовали все граждане. Сегодня идет отчаянное соревнование «у кого круче», которое доступно лишь избранным. Объем средств, участвующих в этой игре, фактически не изменился, правда, теперь вместо космических технологий пришли космические понты.

Недавно прогуливался по городу со своим знакомым - бизнесменом из Москвы. Он был в шоке от увиденного. Поразили его две вещи: совершенно «убитая» инфраструктура Саратова и огромное количество иномарок на улицах города.

- И ладно бы это были тачки эконом-класса! - удивлялся москвич. - Так ведь нет, сплошной бизнес-класс! А то и вовсе представительского уровня!

В самом деле, в нашем весьма попользованном городе масса авто, которые вызывают удивление даже у жителя столицы.

Обыденный на наших дорогах «лэнд крузер» стоит, в зависимости от возраста и наворотов, от полутора до трех миллионов рублей, а вот «бэха икс 6» потянет и на все пять «лямов». И таких «золотых карет», которые рассекают по нашей «зачумленной деревне», - не счесть... Эх, продать бы этот автопарк, глядишь, все крыши и подвалы Саратова можно было бы починить.

- Я не вижу здесь серьезного бизнеса, который мог бы породить все это множество наворотов, - сделал глубокомысленный вывод мой знакомый. - В городе, где деловые сферы представлены продавцами шмоток, апельсинов и железных дверей, таким машинам взяться просто неоткуда. У вас просто вал черного нала.

Диагноз приезжего, совершенно независимого «эксперта», на мой взгляд, совершенно верен. Безбарьерная среда, нормальные тротуары и дороги, ремонт аварийных домов - все это пока перевешивают гнилые понты, оплачиваемые потоками отмытых неведомыми путями денег. При этом совершенно непонятно, когда же чаша весов качнется в сторону нормальной жизни.