Осколки величия

Осколки величия

Есть еще в Саратове объекты, глядя на которые поражаешься не столько мастерству зодчих и квалификации рядовых исполнителей, сколько былой наполненности бюджета нашего города. Когда-то мы могли построить такое с «нуля», сегодня же едва-едва можем содержать некогда величественные и абсолютно некоммерческие сооружения

Осколки величияЕсть еще в Саратове объекты, глядя на которые поражаешься не столько мастерству зодчих и квалификации рядовых исполнителей, сколько былой наполненности бюджета нашего города. Когда-то мы могли построить такое с «нуля», сегодня же едва-едва можем содержать некогда величественные и абсолютно некоммерческие сооружения.

Нынешнюю Набережную Космонавтов сооружали долго и мучительно. В XIX веке это было не слишком презентабельное место - у воды стояли дощатые сараи с товарами, иногда груз, готовый к отправке, лежал прямо на берегу, а узкие улочки, располагавшиеся выше, были населены портовыми грузчиками и иным рабочим людом. Местечко было еще то - вроде нынешних так называемых «кварталов» в Заводском. К вечерним романтическим прогулкам не располагало.

Первые потуги к обустройству глинистого берега начались в 1902 году, но городская дума констатировала, что денег на сие масштабное строительство нет. Вторая попытка устроить для горожан место для вечернего променада у воды в 1906 году тоже сошла на нет. Опять же по причине финансов, поющих романсы.

Вернулись к этой идее лишь в 1922 году. Проект профессора Фролова предусматривал двухъярусную набережную: вверху предполагалось разместить жилые дома, а у самой воды - дебаркадеры и железнодорожные пути.

Проект 1926 года был еще более урбанистичен - по верхнему ярусу хотели пустить пассажирский трамвай, а по нижнему - грузовой трамвай и поезд. Хорошо, что у города нашлись другие, более неотложные нужды. Иначе гулять бы нам сегодня среди громыхающих железнодорожных составов, в диком стрессе вместо долгожданного релакса.

В 1947 году была выполнена планировка отдельных спусков к Волге и начато строительство ряда домов в стиле сталинского ампира, которые впоследствии прекрасно вписались в набережную.

Но лишь в 1959-м институту «Гипрогор» поручили разработать проект, который вскоре был выполнен архитектором Э.М. Петрушенко и инженером В.С. Делиникайтисом. Автором проекта озеленения стала Е.С. Лузина.

Что уж там говорить, набережная удалась на славу. Во всяком случае, аналогов ей нет во всем Поволжье. Четырехъярусная, с многочисленными лестницами и взвозами, выполненная в едином стиле - от облицовки лестницы до озеленения. Кстати, здесь произрастает 23 вида деревьев и 18 видов кустарников. Примечательно, что комплекс жилых домов под условным названием «Пентагон» до недавнего времени также прекрасно вписывался в общий вид Набережной Космонавтов...

С момента постройки прошло уже полсотни лет. Все это время наша дорогая Набережная лишь ветшала, не удостаиваясь серьезного ремонта. В 90-е она и вовсе запаршивела. Помнится, Дмитрий Аяцков попытался немножко «апгрейдить» ее, но, как всегда, в своем фирменном стиле. На нижнем ярусе появились металлические звезды под стеклом, куда были вписаны имена знаменитых саратовцев. Многие из прикрепленных к стене звезд остались пустыми, видимо, в надежде на будущие свершения наших земляков.

Впрочем, в ожидании этих свершений звездами занялось наше вездесущее (так и хочется поставить два «с») саратовское быдлячество. Кстати, предлагаю сделать это словосочетание устойчивым, например, как донское казачество. Стекла были с особым рвением разбиты, а лучи звезд отогнуты. В это же время у посетителей прибрежных и не вполне законных кафе появилась «замечательная» привычка бросать банки и бутылки прямо в Волгу.

Мстислав Ростропович, во время своего последнего визита в наш город, в котором он некогда обвенчался с Галиной Вишневской, удрученно заметил, что на набережной совершенно нет урн. Знаменитый музыкант, прогуливаясь у воды, так и не смог выкинуть бумажку от мороженого и вынужден был донести мусор до гостиницы.

Урны с тех пор многократно появлялись, но столь же многократно исчезали, будучи эффектно сломаны или похищены нашим милым сердцу быдлячеством. Апогеем деструктивных действий саратовцев стало закидывание в воду биотуалета, стоявшего возле «Всеслава Чародея». После этого у меня появились подозрения, что видеонаблюдения, о котором так любит твердить наша милиция/полиция, не существует в природе. А все камеры, висящие на столбах, - чистой воды бутафория.

Что мы наблюдаем сегодня в сухом остатке? Отрадно, что какие-то телодвижения власти в этом излюбленном горожанами месте все же видны. В частности, стоит отметить, что трубы поливной системы сейчас заменяются на пластиковые и всюду высажены цветы. Конечно, красиво, но на этом позитив заканчивается.

Начнем, пожалуй, со страшненького пляжика под мостом. Куча вывороченной со дна породы и бетонные блоки в качестве ограждения делают это место похожим на промзону. Пожалуй, пляж стоит узаконить и навести там кое-какой порядок, в том числе и силами правоохранительных органов. Запрет ничего не даст - лишь вызовет шквал недовольства у людей, которые живут у воды и не могут искупаться. Затон не заменит этого занятного места для купания, ибо сюда можно добраться без пробок и проблем.

Надпись «Саратов» на речном вокзале, где перегорели многие лампочки, подсвечивающие буквы в темное время суток, - это печальная песня нашего города, символизирующая общее состояние дел.

Дальше речвокзала асфальт, покрывающий тротуар нижнего яруса, начинает «плясать». Несколько лет назад тут ковырялись три с половиной рабочих, но тщетно. Изрядные впадины и по сей день грозят превратиться в ямы. Ограждение возле самой воды разрушается, а рядом с кинотеатром «Экран», который ныне стал «Белым домом», в Волгу упала целая железобетонная секция. Теперь любой неосторожный велосипедист или роллер вполне может уехать прямо в реку.

Подкрашивание этого барьера в голубой цвет похоже на попытки скрыть изъяны ярким макияжем. Его старость неподдельна. Он попросту разваливается, причем это становится особенно очевидно, когда смотришь с парохода или катера.

Стену, отгораживающую второй ярус, покрасили краской, чей цвет с трудом можно идентифицировать как поносно-розовый. Конечно, до этого стена была скучно серой и покрытой разводами от сырости, но все-таки вполне можно было подобрать более аппетитный цвет.

Лестницы почти на всех спусках потрепаны жизнью. Отваливается облицовка, ступени обшарпаны до предела. Иногда, как у ротонды, это обусловлено потоками дождевой воды. Именно на Бабушкином взвозе ливневки спокойно пропускают мимо себя целый водопад во время дождей, который низвергается возле памятника влюбленным, и через отверстия в стене возле клуба «Нептун». Естественно, что неправильно организованный сход воды разрушает набережную медленно, но верно.

За ротондой вновь начинается промзона, причем очевидно, что этот участок набережной вовсе позабыт властями. Как в фильме «Жизнь без людей», через асфальт пробивается травка и молодые деревья, а со стороны жутковато дымящего предприятия в Волгу постоянно льется нечто желто-бурое. Все это великолепие кончается, упираясь в ворота комбикормового завода. Здесь смелые путники могут лицезреть ржавый дебаркадер, который давно переплюнул «Титаник» по ветхости. Поскольку видеонаблюдения нет и не предвидится, асфальт в этой местности густо покрыт пустыми бутылками и использованными презервативами. Несмотря ни на что, место востребовано многими горожанами разных возрастов, ибо в нашем шумном и назойливом городе так и хочется уйти куда-нибудь подальше от яркой рекламы, от музыки, несущейся из каждого ларька или машины. Пусть даже в такую вот «страну Кондомию».

Итак, с чем же мы сравним Набережную Космонавтов после нашей виртуальной прогулки? Скорее всего, с квартирой опрятной старушки в старом жилфонде. Стены трескаются, всюду плесень, но зато подметено, всюду цветочки в горшках и развешано всякое рукоделие. И ежели где в уголках и грязно, то не обессудьте - не дотянулась бабушка.