На страже пассажа

На страже пассажа

12 лет назад я помогал моему другу, патриоту и бизнесмену Геннадию Дырнаеву в осуществлении мечты всей его жизни - открытия полноформатной художественной галереи в городе Саратове. В замыслах Дырнаева было освоение и оборудование эксклюзивной площадки, где можно было бы проводить выставки художников и приобщать детей и взрослых к изобразительному искусству различными обучающими программами. Для этой цели он поставил перед собой практически неподъемную задачу - реанимировать заброшенные подвалы торгового пассажа на углу улиц Радищева и Московской

без названия12 лет назад я помогал моему другу, патриоту и бизнесмену Геннадию Дырнаеву в осуществлении мечты всей его жизни - открытия полноформатной художественной галереи в городе Саратове. В замыслах Дырнаева было освоение и оборудование эксклюзивной площадки, где можно было бы проводить выставки художников и приобщать детей и взрослых к изобразительному искусству различными обучающими программами. Для этой цели он поставил перед собой практически неподъемную задачу - реанимировать заброшенные подвалы торгового пассажа на углу улиц Радищева и Московской

Здание пассажа во времена его открытия 130 лет назад было новаторским как в архитектурном, так и в планировочном и техническом отношениях. Кроме фасадов, выполненных в модном тогда «кирпичном стиле» с использованием чугунных архитектурных деталей, оно имело ряд инженерных новшеств: использование металлопроката для устройства перекрытий, дренажную подземную галерею по наружному контуру здания и стеклянную крышу, перекрывавшую двор. Наиболее ценным и интересным был внутренний двор под стеклянной крышей как новый тип торгового пространства, появившийся во второй половине XIX века. Жалкие остатки былого величия этого сооружения можно увидеть и сейчас, если войти с Московской улицы в первый, главный двор - сохранились фрагменты архитектурно оформленных и оштукатуренных некогда фасадов.

Строение это было сложным комплексом и, кроме парадного двора - собственно пассажа, имело и второй двор - хозяйственный. Это пространство в глубине участка изначально было решено сугубо утилитарно, там размещались всякого рода площадки, навесы и приямки для загрузки-выгрузки разнообразного товара. За многие десятилетия из-за отсутствия грамотных пользователей-арендаторов и пришедшей в естественное социалистическое запустение массовости торговых точек хозяйственный двор оказался никому не нужным и впал в коллапс. К 1999 году - началу титанических работ команды Дырнаева - в нем можно было разве что снимать фильм о падении Берлина в 1945 году без дополнительных декораций. Корпус, смежный с двором горисполкома, был лишен кровли и части перекрытий, он зловеще зиял пустыми оконными проемами. Внутренние помещения стихийно, но плотно облюбовали бомжи. Хозяйственный двор был перекопан и захламлен, со стороны корпуса, расположенного по ул. Радищева, был когда-то и зачем-то вырыт и брошен в полузатопленном состоянии котлован глубиной больше двух метров. Именно в этом запущенном котловане, появившемся на месте уничтоженной лестницы, и находился единственный вход в облюбованный Дырнаевым подвал - будущую самую стильную в городе художественную галерею «Феникс-94».

Подвальные помещения пассажа находились не просто в аварийном, а в плачевном состоянии. Они не эксплуатировались долгие годы, не отапливались. На половину своей высоты подвалы были заполнены грудами покореженного оборудования (годами там вовсю бодяжили дешевые «портвейны» носатые цеховики из кому-то братской республики), завалены кучами бытового и строительного мусора и… прямыми остатками человеческой жизнедеятельности. Дело в том, что просто и остроумно решалась проблема ремонта вечно засорявшейся канализации - слив фекальных вод был устроен напрямую в подвал здания. Санэпидстанция не замечала этого зловонного источника инфекций в самом центре города? Был и еще один побочный эффект этой сливной «инновации». Длительное по времени замачивание подвальной и цокольной части исторического памятника отрицательно повлияло на состояние его конструкций. Часть кирпичной кладки стен была разморожена, имелись трещины в несущих конструкциях, некоторые кирпичные арки были опасно деформированы и требовали усиления. Работа предстояла нелегкая во всех смыслах.

В дореволюционный период доступ в подвальную часть здания располагался со стороны двора по утраченной лестнице. Я, как архитектор этой перестройки, предложил восстановить выход в качестве эвакуационного в новых конструкциях - на небольшом расстоянии от здания. Это было задумано для того, чтобы не загораживать окна магазина, располагавшегося на первом этаже, и сохранить возможность устройства пожарного выхода (в 1999 году его не было из-за котлована). То есть, было предложено сделать новый эваковыход из реконструируемого подвала. Проект был согласован, в том числе, и с владельцем магазина «Ткани» г-ном Аветиковым. Именно в этом виде проблема и была разрешена.    

Насколько мне известно, г-н Дырнаев за свой счет предпринимал несколько попыток благоустройства хозяйственного двора и организации на его территории различных художественных акций, но столкнулся с полным неприятием со стороны других собственников помещений, выходящих в бывший хозяйственный двор пассажа. Как типичным временщикам, дело это было для них не столько накладно, сколько не нужно. Очень грустно и прискорбно, что вместо всесторонней поддержки и понимания со стороны городских властей и людей, не равнодушных к судьбе нашего города, такое полезное для Саратова начинание, как галерея «Феникс-94», вынуждено годами заниматься всякого рода судебными разбирательствами с собственниками, мотивацию действий которых я уже объяснил.

Отдельно (и, как мне кажется, кстати) хотелось бы сказать несколько слов о роли художественных галерей, подобных «Феникс-94», в культурном пространстве, в частности, современной Европы. Там уже давно осознали, что артгалереи хотя и занимаются сопутствующей хозяйственной деятельностью (продажа картин, красок, холстов, кистей и подрамников), не имеют ничего общего с предприятиями торговли. Эти галереи по сути своей являются учреждениями культуры и образовательными центрами и нуждаются в муниципальной и государственной поддержке.

В Европе артгалереи в том или ином виде обязательно и без исключения дотируются государством и муниципалитетами - в виде пониженной ставки на аренду помещений в центре города, льготных кредитов, единичных финансовых вливаний и т.п. Взамен же городские власти получают нечто большее - расцвет культурной жизни, улучшение качества городской среды и имиджа города, привлечение туристов и даже создание новых рабочих мест. Так, знаменитый Сохо стал туристической Меккой именно благодаря десяткам галерей, разместившихся в этом депрессивном некогда районе Лондона. Еще более наглядным является возникновение нового престижного района вокруг полностью дотационной галереи Тэйт Модерн. Активную и продуманную политику в отношении художественных галерей ведет и главный конкурент Лондона - Барселона, один из самых привлекательных и устойчиво развивающихся городов Европы. Не отстают от них и обе российские столицы. Несколько очень серьезных проектов с участием десятков художественных галерей задуманы и находятся в процессе реализации в Москве (проекты «Винзавод», «Гараж» и «Арт-плэй») и в Петербурге (проекты «Пушкинская, 10» и «Новая Голландия»). Старается и «провинция», в частности, Пермь и Екатеринбург.

Думается, пора встать в этот ряд и Саратову, еще не до конца растратившему потенциал когда-то действительно культурной столицы Поволжья.

Андрей Мушта, 

главный архитектор корпорации «Главстрой» (г. Москва),

куратор проекта Олимпийской деревни в г. Сочи