Медвежья шкура

14.10.2011 | 00:37

«Ни-че-го не понимаю!» - пришли мне в голову слова братьев Пилотов из мультика «Следствие ведут Колобки», когда я выходил с заседания общественного совета при комитете по тарифному регулированию. Конечно, это было только первое впечатление, но, думаю, простые жители, не искушенные в таких вопросах, будут со мной солидарны. Для них то, как формируются тарифы, скажем, на тепло - темный лес. Этим не преминули воспользоваться ресурсоснабжающие организации, которые с 2008 года стали поголовно включать в тарифы, помимо потерь на тепловых сетях, еще и НДС

«Ни-че-го не понимаю!» - пришли мне в голову слова братьев Пилотов из мультика «Следствие ведут Колобки», когда я выходил с заседания общественного совета при комитете по тарифному регулированию. Конечно, это было только первое впечатление, но, думаю, простые жители, не искушенные в таких вопросах, будут со мной солидарны. Для них то, как формируются тарифы, скажем, на тепло - темный лес. Этим не преминули воспользоваться ресурсоснабжающие организации, которые с 2008 года стали поголовно включать в тарифы, помимо потерь на тепловых сетях, еще и НДС.

Сейчас это является незаконным. С 1 января прошлого года в 149-ю статью Налогового кодекса РФ были внесены поправки, которые запрещают начисление НДС сверх цен на коммунальные услуги. Когда это подтвердил и президиум Высшего арбитражного суда РФ 22 февраля этого года, большинство УК почувствовали себя обманутыми и обратились в суд с требованием вернуть свои незаконно уплаченные деньги - только по Саратову сейчас в судах находится 50 таких исков. По мнению общественников, эти иски направлены скорее на банкротство поставщиков.

 Председатель комитета по тарифам Лариса Новикова считает, что в сложившейся ситуации жители города могут остаться без воды и тепла. Это произойдет, если суд признает правоту управляющих компаний и у саратовских ресурсоснабжающих организаций будет изъято более 3 млрд рублей, которые они незаконно получили, начиная с 2008 года. Этой проблеме и было посвящено очередное заседание общественного совета.

«Налицо разночтение федерального законодательства в сфере тарифного регулирования, налогов и ЖКХ. НДС никогда не включался в тарифы, которые состояли из себестоимости и прибыли. Эта позиция подкреплена тремя федеральными законами: и 210-м, и 41-м, и 190-м. Налоговая инспекция думает иначе - что цена на услуги должна быть увеличена на сумму НДС и предъявлена к оплате», - объяснила Новикова, добавив, что комитет по регулированию тарифов считает эти меры неприемлемыми и нарушающими законные права граждан.

Тем временем, Федеральная служба тарифов, видимо, плевать хотела на то, что по этому поводу думает председатель саратовского комитета, и уже внесла соответствующие поправки в регламент. Согласно этому документу, который вступил в силу 25 сентября этого года, ресурсоснабжающим организациям разрешено выделить группу населения и включать в состав тарифа НДС. В этом есть один плюс - тех проблем, которые возникали с начислением НДС раньше, в будущем удастся избежать. Но что делать с деньгами, которые уже были взысканы с жителей в период с 2008 года по настоящий момент?

 По мнению Новиковой, тем самым был создан правовой вакуум, так как в тарифы прошлых лет уже никакие изменения внести нельзя. «Без вмешательства федеральных властей эту ситуацию безболезненно решить не удастся, - сделала вывод Лариса Николаевна. - Необходимо внесение поправок в российское законодательство». «В любом случае в каждой стране в таких ситуациях за все заплатит народ», - скептически заметил председатель совета Анатолий Соколов и предложил высказаться представителям ресурсоснабжающих организаций.

 Но тут, словно пробка из шампанского, из зала выскочил представитель партии «Яблоко» Александр Журбин и с криком: «Простите, но сначала мы послушаем мнение тех, кто организовал это совещание» - занял трибуну. «Нет проблем, - решил не связываться с ним Соколов. - Но давайте сначала договоримся: мы все тут в одной лодке, здесь врагов нет. Мы должны выработать консолидированное мнение и обратиться в ту инстанцию, которая может решить этот вопрос». «Давайте лучше не будем эту лодку раскачивать! А людей успокоим», - добавил депутат областной думы Леонид Писной.

Журбин обвинил в сложившейся ситуации федеральные власти, которые, по его мнению, не обеспечили единство законодательного регулирования. «Наряду с запретом на увеличение тарифов, никаких поправок в методики и государственный регламент, по которым эти тарифы начисляются, внесено не было. Таким образом, федеральное правительство, не сделав ничего, чтобы обеспечить действие закона, получило солидную сумму - более двух миллиардов рублей. За что? За то, что закон не выполняется?» - возмутился Александр Павлович.

«Как вы считаете, Минфин РФ как орган исполнительной власти имеет право на толкование Налогового кодекса?» - поинтересовался у выступавшего Леонид Писной. «Есть такая книга - Конституция (у меня вон там лежит, я вам потом покажу), которая говорит о том, что трактовать законы может только суд!» - парировал Журбин.

Заложниками этой ситуации оказались не только жители и поставщики, но и управляющие компании. Представитель одной из них рассказала, что прокуратура района уже выдала им предписание сделать перерасчет и вернуть деньги, полученные с жителей за НДС. «Что нам делать в этой ситуации: ждать изменения федерального законодательства или подставлять себя, возвращая деньги?» - спросила она. «Если мы сейчас не выставляем НДС, то тариф снижается на 18%. Но по новому регламенту через год рост тарифов будет намного существенней - 20-30%. Это будет очередной скандал», - ответила Новикова.

В итоге общественники сошлись на том, что надо написать обращение Президенту, в котором, по словам Журбина, «потребовать, или порекомендовать, или попросить» устранить пробелы в законодательстве. За основу было взято письмо «яблочников», в котором они предлагали вернуть людям деньги, начисленные в счет НДС, и примерно половину из них пустить на развитие городской инфраструктуры. «Еще три-четыре года, и нам в этом плане уже никакие деньги не помогут!» - подытожил он.

Александр Павлович - большой оптимист, как сказал бы губернатор Павел Ипатов, если бы присутствовал на заседании. Президент РФ еще не знает об этой проблеме, а некто Журбин уже делит шкуру неубитого медведя.