N39 (144) 21 октября 2011   21.10.2011 | 00:48
Уроки жадности
Рубрика: в карман
Просмотров: 361
Версия для печати

без названия«Учитель средней школы сегодня может получать достойную зарплату, если будет работать в торговле». Так шутят сейчас в Интернете. Но если взглянуть на перечень платных дополнительных услуг, которые оказывают сегодня муниципальные школы, то «торговля» - это на самом деле первое, что приходит в голову. Учителя с недавних пор стали продавцами, или поставщиками «образовательных услуг», ученики и их родители, соответственно, - клиентами, а сама школа, похоже, превратилась в разновидность бизнеса.

Школьное меню

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» оказывает 37 дополнительных платных образовательных услуг. Прейскурант таков: спецкурсы «За страницами учебника математики», «Прикладная физика», «Прикладная химия», «Наглядная геометрия», «Основы экономических знаний», «История мировых религий», «История родного края», «Основы журналистики», «Страноведение», «Правоведение», «Риторика», «Трудные случаи орфографии», «Вокруг света», «Культурология» - по 33 рубля 50 копеек за ученический час. За такую же сумму можно научиться выражать свое мнение в кружке «Мое мнение», стать энциклопедически образованным человеком в кружке «Эрудит», и т. д., и т. п. Дороже обойдутся тренировки в секциях по волейболу, баскетболу, мини-футболу и занятия в кружке «Юный шахматист» - 36 рублей 50 копеек. Танцевальные кружки стоят 49 рублей 50 копеек, «Иностранный язык для малышей» - 50 рублей 20 копеек. «Адаптация к школьным условиям» - 25 рублей 10 копеек за час обучения.

Еще примеры. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №71» оказывает 11 платных услуг. Большинство из них касается подготовки к выпускным экзаменам и стоит порядка 35-55 рублей за один ученический час. Такое же количество платных услуг предлагает МОУ «Средняя общеобразовательная школа №63 с углубленным изучением отдельных предметов» Ленинского района, однако основной упор здесь сделан на спорт и кружки по интересам, а вот пройти курс подготовки к итоговой аттестации (по каким именно предметам - не указано) стоит 106 рублей 40 копеек за час. Девять дополнительных услуг оказывает МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 Волжского района г. Саратова» - шесть, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» - пять.

 Более подробную информацию о муниципальных учреждениях образования и расценках на их услуги можно почерпнуть в очень познавательном разделе «Постановления» на сайте администрации Саратова. Не проходит недели, чтобы глава городской мэрии Алексей Прокопенко не поставил свою подпись под очередным постановлением «о тарифах на дополнительные образовательные услуги», оказываемые той или иной школой, детским садом или детским домом творчества. «Торговля», как видно, идет бойко.

Есть такая буква

Масштабы ее становятся еще более очевидны, если взглянуть на официальную статистику. Как сообщили «Газете Наша Версия» в городском комитете по экономике, в 2010 году дополнительные платные образовательные услуги оказывало 81 муниципальное образовательное учреждение, в первом полугодии текущего года - 90. Общая сумма доходов в прошлом году составила 24 миллиона 560 тысяч рублей, в первом полугодии этого года - 16 миллионов 560 тысяч рублей. Следовательно, за 2011 год школы заработают уже порядка 33 миллионов рублей, а среднестатистический годовой доход одного образовательного учреждения будет примерно равен 300 тысячам рублей. На фоне разговоров о вечно обделенной сфере образования эти цифры выглядят очень даже неплохо, не правда ли?

Стоит отметить, что, по сути, ничего противоправного в зарабатывании денег школами нет. Согласно статье 45 закона «Об образовании» от 1992 года, образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные «соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами». И есть еще масса нормативных актов, на которые могут сослаться директора школ и чиновники. Однако некоторые тенденции все-таки настораживают. Например, лицей гуманитарных наук в 2008 году оказывал всего две платные услуги, а в этом году - уже десять, причем практически все касаются профиля лицея - углубленного изучения предметов. Помимо прейскуранта, изменилось еще кое-что. Из МОУ - муниципального образовательного учреждения, он превратился в МАОУ - муниципальное автономное образовательное учреждение.

Не связано ли получение финансовой самостоятельности учреждения с расширением перечня платных услуг? Не знаю. Но даже если не играть в конспирологию и принять это за простое совпадение, то лазейки в законодательстве в любом случае остаются. Так, определенные возможности для импровизации дает не принятый до сих пор федеральный образовательный стандарт для старшей школы. Есть риск, что некоторые директора решат, что углубленное профильное обучение - уже сверх программы, и предложат родителям потратиться на дополнительные занятия. Грубо говоря, написать правильно слово «корова» ребенка научат, а вот как составить со словом «корова» причастный или деепричастный оборот, расскажут только на платном спецкурсе «Трудные случаи орфографии и пунктуации».

Курс адаптации

Цену на услуги устанавливает учредитель муниципальных школ - администрация города. Именно чиновники решают, что география стоит дороже, чем математика, но ровно столько же, сколько и кружок «Эстрадная песня» (см. тарифы на дополнительные образовательные услуги, оказываемые МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»). При этом тарифы на одни и те же услуги в разных школах различны. Как пояснили в комитете по экономике, «плата за оказанную услугу должна покрывать расходы, связанные с ее оказанием». При расчете тарифов чиновники учитывают такие показатели, как «материальные затраты» и «плановая численность получателей услуг». Чем выше уровень развития материально-технической базы образовательного учреждения, тем выше материальные затраты. Чем меньше численность учащихся в группе, тем стоимость услуги выше. Если последняя пропорция не лишена смысла, то «уровень развития материально-технической базы» - понятие весьма растяжимое.

Например, цена за курс «Адаптация детей к школе» колеблется в пределах 30-62 рублей. При этом в обычных средних школах его стоимость бывает на порядок выше, чем в некоторых гимназиях и лицеях. Очень любопытно, что именно расходуется во время «адаптации»? Ведь, как пояснили в городском комитете по образованию, цель этого курса, рассчитанного на детей 5-6 лет, - «обучить детей счету, письму, чтению, научить рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления, контролировать свои действия и поступки». В общем, сделать то, чем раньше занимались сами мамы и папы или учителя в первом классе. Так вот, не кажется ли вам, что для достижения этих целей нужен только грамотный педагог и учебные пособия, которые, как правило, покупают сами родители? Или же попорченная не контролирующими свои действия детьми мебель тоже входит в ценник? Наверное, чиновникам виднее.

Бюджетные соблазны

Ну что же плохого в том, что школы хотят подзаработать несколько сотен тысяч, спросите вы. Подписывается договор с родителями, те перечисляют деньги на специальный расчетный счет (кстати, оплата наличными - грубейшее нарушение законодательства), деньги идут не в карманы неким жадным тетям и дядям, а «на нужды самих учреждений, в том числе на оплату труда работников, непосредственно участвующих в оказании услуги, и на пополнение материальных запасов» - приобретение оборудования, наглядных пособий, расходных материалов и др. И все довольны, все по закону.

Однако, прежде чем попасть в распоряжение школы, доходы от оказания платных услуг сначала зачисляются в бюджет города Саратова. Таковы требования Бюджетного кодекса. Как отмечают чиновники, «использовать на обеспечение своей деятельности полученные средства от оказания платных услуг учреждение может только на основании документа (генерального разрешения) структурного подразделения администрации муниципального образования «Город Саратов». А вот как часто мэрия выдает такие разрешения при вечно дефицитном городском бюджете - история умалчивает. Известно только, что из года в год тарифы растут, и все больше школ проявляют желание вступить в официальные товарно-денежные отношения с учениками.

Так или иначе, если в школе, где учится ваш ребенок, появился прайс на «дополнительные услуги», не спешите лезть за кошельком. Родителям следует знать, что у их детей есть право посещать секции и кружки без ущерба для семейного бюджета. Как сообщили в администрации города, «нормативом финансирования общеобразовательных учреждений для детей предусмотрено 3 часа внеучебной нагрузки за счет средств областного бюджета», а «бесплатные кружки и секции функционируют на базе муниципальных учреждений дополнительного образования детей, подростковых клубах, созданных при этих учреждениях» и в общеобразовательных школах.

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (1)
25 октября 2011, 17:29

Отличный текст! Ольга, не бросайте эту тему. 

ответить
на главную