Доходяги

Доходяги

Один день в году чиновники и политики, то есть люди заведомо бесстыжие и ненавидимые, пытаются пробить на жалость способом под названием «декларация о доходах». Да-да, сейчас декларации сдают те, кто собрался в Государственную думу. Те, кто там был и кому там очень понравилось. И те, кто там еще не был, но очень хочет туда попасть. Понятное дело, что я имею в виду людей из «единойроссии», делаю это злонамеренно, так как они - власть настоящего и, как это ни прискорбно, будущего

без названияОдин день в году чиновники и политики, то есть люди заведомо бесстыжие и ненавидимые, пытаются пробить на жалость способом под названием «декларация о доходах». Да-да, сейчас декларации сдают те, кто собрался в Государственную думу. Те, кто там был и кому там очень понравилось. И те, кто там еще не был, но очень хочет туда попасть. Понятное дело, что я имею в виду людей из «единойроссии», делаю это злонамеренно, так как они - власть настоящего и, как это ни прискорбно, будущего.

Этих людей много - около 600 человек. И действующих членов партии, и людей, идущих по спискам партии. И вот теперь эти люди декларируют свои доходы, где мелькают полтора, два, три, четыре, пять, шесть миллионов рублей в год. Это чаще всего. Какие-нибудь единицы из огромного списка ведут счет на десятки миллионов, вроде магнатов, Иосифа Кобзона или нашего директора кирпичного, что ли, завода и энгельсского депутата Сергея Канчера

Но раздвинем границы сознания. У нас вообще-то каждый год чиновники и политики должны сдавать декларации о доходах. Когда-то действующий президент Дмитрий Медведев придумал этот ритуал исключительно для того, чтобы придать некую видимость прозрачности российской власти и подочетности наших вельможей народу.

Некий эквивалент празднику 8-го Марта, когда вдруг вся мужская часть населения России на один день сходит немного с ума и начинает лицемерить до такой степени, что у некоторых мужчин формируются женские половые признаки. То есть, мужики скупают всю желтую акацию, нарциссы, тюльпаны, тонны открыток, собирают корпоративы, столы, зовут туда разновозрастных сотрудниц от секретарши до бухгалтерши и несут многоэтажную, несвязную белиберду о бесценной роли женщин в мире, о том свете и теплоте, которые они нам дарят, ну и так далее.

И все это для того, чтобы на другой день вернутся к исходному состоянию и глубокому убеждению, что все женщины - лгуньи, кривляки, жеманницы, вертихвостки, артистки, в общем, чертовки с ангельскими глазами.

Точно так же наши чиновники и политики раз в год прикидываются людьми, живущими на зарплату, имеющими скромные банковские вклады на похороны. Вот черти, да?! Целый год они живут совершенно вольготно, не придавая особого значения тому, сколько у них есть на карманные расходы. В их раcпоряжении ультрасовременные тачки, произведенные никак не восточней Дюссельдорфа, шмотьё из Рима и Парижа, коттеджи где-нибудь в Октябрьском ущелье или на волжских берегах, подальше от ареала заурядных саратовцев.

Отдых - в Каталонии или Таиланде, да еще их мегеры любят пару-тройку раз в году смотаться на Средиземное море.

И вот наступает день X, когда нужно демонстрировать народу справку НДФЛ-2, или как она там у них называется. Это конфуз. Правду сказать невозможно, поэтому надо красиво врать. Сохранить индифферентное лицо. Им нужно публично испортить воздух в театре.

Их работа и так заключается большей частью во лжи. А теперь их заставили лгать внеурочно! Большинство россиян, кто-то чаще, кто-то реже, «калымит», то есть занимается еще чем-то, помимо основной работы, в выходные дни. Когда наши чиновники и политики сдают декларацию о доходах - они так своеобразно калымят.

Если же принять эти цифры за чистую монету, как они того и хотят, то сложится безнадежная картина. Интересующиеся их состоянием граждане вдруг становятся свидетелями парадокса - подавляющее большинство людей во власти не умеют зарабатывать деньги. Они не успешны. Они неудачники. Они владеют автомобилями российского производства. Или, что еще хуже, - автомобилями советского производства. Или старенькими иномарками - Николай Панков никак не может избавиться от своей «Тойоты» 2000 года и малюет ее в декларации каждый год в надежде, что какой-нибудь студент позвонит ему и они сторгуются. У некоторых вообще нет автомобилей. У многих нет квартир и домов. Какие-то смехотворные сбережения на книжках. 100-200-300 тысяч рублей в месяц зарплатка.

У любого бородача, который имеет три овощных ларька с египетской картошкой и пакистанским луком, на счету больше. И он не учит нас жить, не принимает решения, не состоит в муниципальной, региональной или федеральной власти! А люди, гораздо беднее и старше его, ведут куда-то нашу страну.

Ну, ясное дело, что к этим декларациям всерьез относиться нельзя. Более того - они не имеют никакого значения для борьбы с коррупцией, то есть для того, для чего и были задуманы. Знаете почему? Потому что никого не волнуют доходы. Плевать на них. Волнуют расходы. Вы видите бесстыжую физиономию, которая гоняет на тачке с окончанием «-бенц», но в бумажках у него - садовый прицеп, культиватор и деньги на одно колесо от «-бенца». Как так, скажете вы? Почему его расходы превышают его доходы? Вы начинаете рассуждать, как бы и вам сделать подобный трюк, но приходите к мысли, что единственный способ - появление вашего черно-белого фото на шкафчиках в супермаркетах с подписью: «Эти люди у нас воруют!» Есть маленькая проблема - вместо Думы вы можете попасть в тюрьму.

Я вовсе не хочу сказать, что наши чиновники и политики воруют в супермаркетах и автосалонах и - о, Господи! - из государственной казны! Нет-нет-нет. Мне и в голову не придет такое заявить, пока я не увижу их черно-белую распечатку с записи видеокамеры!

Но как же быть в таком случае?! Как быть, если человек показывает, что его доход несоизмеримо ниже расходов?   

Я уже где-то говорил об этом, но поверьте - это стоит того, чтобы повториться. Это называется 20-я статья Конвенции ООН против коррупции.

Суть в том, что никого не интересуют доходы. К ним невозможно подкопаться. Все справки НДФЛ-2 будут в порядке. Бухгалтерша ведомства нашего чиновника или политика пообещает вскрыть себе вены, если в справках ложь. Там - правда.

Так вот, 20-я статья Конвенции ООН против коррупции называется так: «Незаконное обогащение». Подразумевается следующее: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Единственное разумное обоснование пока дал только Рамзан Кадыров, глава Чечни, который на вопрос: «Откуда деньги на все это?», просто и коротко ответил: «Не знаю. Аллах дает». Нужно сказать, что из года в год имущественное положение Рамзана Кадырова не меняется: в год он зарабатывает смехотворные пару миллионов рублей и владеет однокомнатной квартирой. Больше у него ничего нет - ни вкладов, ни ценных бумаг, ни автомобилей, во всех соответствующих графах «ноль». А вопрос был задан после того, как на День города Грозного, который случайно совпал с днем рождения Кадырова, устроили какие-то невообразимые шоу, как на открытии Олимпийских игр, а в качестве почетных гостей были приглашены Жан-Клод Ван Дамм, Ванесса Мэй и голливудская малышка на миллион - Хилари Суонк. Все почему-то накинулись на Рамзана после его слов, и я не понимаю, что в этом такого? Рамзан Кадыров ответил как истинно верующий человек: «Аллах дает!» Он просто убрал жалких посредников в виде Минфина, Государственной думы и налоговой службы.

Но Рамзан Кадыров - один такой, ему можно. А мы, живя в светском государстве, хотим чуть большей прозрачности. Россия присоединилась к Конвенции ООН против коррупции еще в 2003 году, а в 2006 году был принят соответствующий закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции».

Одна маленькая деталь - 20-я статья не ратифицирована российской Государственной думой. В российском законе эту статью Конвенции объезжают, как флажок на слаломе. То есть в целом Россия присоединилась к Конвенции, а вот 20-ю статью наше государство предпочло не заметить.

Законопроект, который мог бы ратифицировать Конвенцию целиком, был внесен в Думу в декабре прошлого года. Авторами законопроекта были депутаты-коммунисты - некто Сергей Обухов и Александр Куликов - «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». Но! В мае 2011 года Правительство РФ этот законопроект отклонило!

Эх, будь все иначе, нашим вельможам пришлось бы заполнять декларацию о расходах и - разумно их обосновывать. Например, кандидат в депутаты Госдумы от Саратовской области Тимур Прокопенко пишет, что заработал за год один миллион девяносто одну тысячу рублей. При этом пишет, что владеет автомобилем «Infiniti FX35» (2009 г.). Дело в том, что такой автомобиль стоит минимум полтора миллиона. Как так? Что сказал бы воображаемый Тимур Прокопенко? Может, он сказал бы: «Ваша честь, на самом деле у меня «Opel Kadett» 1985 года, но я называю его «Infiniti FX35» 2009 года! Мы все о чем-то мечтаем, ваша честь, и называем вещи иначе, чем они есть на самом деле, например: мое копье!» Примерно так или как-то еще объяснялся бы Тимур Прокопенко.

Пришлось бы объясняться и Николаю Панкову. Его бы спросили: «Николай Васильич, объясните, как это так получается - в 2010 году вы подаете в суд на журналиста Дениса Есипова, который имел неосторожность заявить: «Ни для кого из саратовских журналистов не секрет, что депутат Госдумы Николай Панков финансирует «Нашу версию в Саратове» - вы, Николай Васильич, тогда испытали глубокие нравственные страдания и сообщили в исковом заявлении: «Как депутат Государственной думы РФ я не могу финансировать средства массовой информации и не финансирую конкретно издание «Наша Версия в Саратове» как утверждает Д. Есипов...» А вот теперь вы указываете в декларации, что владеете 29% акций ООО «Вещатель», которое является учредителем телекомпании ТВЦ-Саратов. Как же так, Николай Васильич - вы тогда глупость сморозили или сейчас?»

Но пока ни Тимуру Прокопенко, ни Николаю Панкову объяснять ничего не надо. Другими словами, в России - стране, которая всеми силами борется с коррупцией, - ситуация, когда расходы чиновника или политика явно превышают показанные им доходы, не является поводом для расследований и проверок.

Вот как нам горячо объясняет всю бессмысленность 20-й статьи единоросс Константин Косачев, депутат Госдумы, председатель Комитета по международным делам: «В российском Уголовном кодексе в настоящее время нет такого состава преступления, как «незаконное обогащение». А значит, не проработаны соответствующие санкции и механизмы определения его признаков. Кроме того, под «публичным должностным лицом», согласно Конвенции, понимаются отнюдь не только чиновники, а все «государственные люди», выполняющие публичные задачи. Скажем, не только полицейские начальники, но и рядовые постовые, не только начальники департаментов культуры, но и режиссеры государственных театров, не только депутаты федерального и регионального уровня, но и члены органов самоуправления на местах, даже если они не получают за свою работу зарплату. То есть потенциальный круг лиц, на которых должно будет распространяться данное положение, насчитывает не один десяток миллионов человек. Таким образом, миллионы наших граждан коммунисты предлагают сегодня лишить одного из конституционных прав - «презумпции невиновности» («Российская газета», 26.07.2011 г.).

Ну нету в Уголовном кодексе такой статьи, как «незаконное обогащение»! Ну миллионы людей презумпции невиновности лишатся! Вот западнее Калининграда с этой проблемой как-то справились, а у нас не могут. (Самое смешное, что в пояснительной записке Куликова-Обухова вполне доступно объяснялось, что никакого нарушения права презумпции невиновности не последует - каждый сам выбирает себе профессию и место работы со всеми вытекающими требованиями, в чиновники или политики не гребут по призыву.)

Вот что еще говорил «Российской газете» Константин Косачев, апеллируя к элементарной логике, надо думать: «Компартия хочет отменить «презумпцию невиновности»? Или кто-то наивно верит, что те, кто встал на преступный коррупционный путь, не позаботились о том, чтобы «отмыть» свои активы или не записали их на своих троюродных племянников или тещ. И вы будете отлавливать их «голыми руками»?»

Господин депутат-единоросс, когда человек совершает преступление, он, как правило, не идет, подняв руки, к ближайшему патрулю. Он обычно хочет скрыть и себя, и свою причастность к преступлению - алиби и остальное. Для этого существуют следственные органы, которые ведут следствие, приводящее к раскрытию преступления, к обвинению, доказательствам и сроку.

То же самое в отношении троюродных племянников и тещ в нашем случае - будет закон, будут изменения в УК, будут проверки и расследования, племянники и тещи будут вызваны в качестве свидетелей.

Не хочется завершать на такой ноте. А мы и не будем! Константин Косачев давал интервью в июле. Теперь конец октября, и у нас для единороссов плохие новости (кроме того, вы убедитесь, что упоминание коммунистов Куликова-Обухова было сделано не по заказу Ольги Алимовой и фракции КПРФ в Саратовской областной думе).

Дело в том, что коллеги единороссов из ОНФ, известного еще как Объединенный народный фронт, согласились с депутатами-коммунистами, и...

Короче, ОНФ выступил за 20-ю статью Конвенции ООН! На официальном сайте «Единой России» в «Программе народных инициатив» от 23 октября в пункте 5.2.3 под названием «Противодействие коррупции» помимо прочего написано: «Обязать чиновников доказывать легальность не только доходов, но и расходов, причем как собственных, так и своей семьи, в случае, если значительное увеличение активов не может быть обосновано легальными доходами. Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, за исключением 20-й статьи «Незаконное обогащение». Настало время восполнить пробел».

Ура, товарищи! Видному депутату-единороссу Константину Косачеву придется придумывать нечто замысловатое, чтобы объяснить теперь, почему он - против 20-й статьи.

На этой оптимистичной ноте мы и закончим, будем ждать исполнения восполнения пробела, а пока - забавы ради - перечитывать декларации наших доходяг.