Хорошо в деревне летом

Хорошо в деревне летом

Нижнем Новгороде врач детской поликлиники устроил одиночную забастовку, заковав себя в наручники и отказавшись принимать пациентов, за исключением экстренных случаев. Причина протеста - мизерная зарплата. В конце смены травматолог-ортопед снял с себя оковы и, бросив фразу «Я здесь больше не работаю», ушел. В нашем регионе эскулапы пока не проделывали ничего подобного, но слово «пока» ключевое в этом предложении

без названияНижнем Новгороде врач детской поликлиники устроил одиночную забастовку, заковав себя в наручники и отказавшись принимать пациентов, за исключением экстренных случаев. Причина протеста - мизерная зарплата. В конце смены травматолог-ортопед снял с себя оковы и, бросив фразу «Я здесь больше не работаю», ушел. В нашем регионе эскулапы пока не проделывали ничего подобного, но слово «пока» ключевое в этом предложении.

Не так давно «Единая Россия» разродилась очередным проектом партии, который получил название «Сельский доктор». Возможно, эта «инициатива» появилась из-за подобных нижегородскому случаев. Зарплата врача, особенно сельского, может рассмешить даже уборщицу. Партийцы утверждают, что щедроты от государства в виде дополнительного финансового стимулирования реализуются в связи с нехваткой кадров в сельской местности.

Суть проекта звучит очень красиво: молодому врачу, пожелавшему работать в селе, будет выплачен аж один миллион рублей подъемных. Для этого медработнику нужно подписать особый контракт, согласно которому молодой специалист в течение указанного периода не уволится с рабочего места в конкретном населенном пункте. Этакий крепостной за миллион. Убежал с работы на вольные хлеба - никаких денег. Хотя было предложение выплачивать подъемные в течение пяти лет равными частями. С этим «партия власти» еще не определилась.

Действовать программа начнет с января 2012 года. Средства будут закладываться в областном бюджете (очередной повод для критики Ипатова). На встрече с интернами приверженцы проекта заманивали молодых медиков как могли: «Только в сельских больницах вы можете сразу же начать практику. Оперировать вы начнете быстрее на селе, нежели в городе!» Весьма забавное и в то же время откровенное предложение. Интересно, такая «замануха» пришла в голову старшим коллегам-врачам или партийцам, продвигающим программу? То есть в городе молодежь не допускают к скальпелю, а в селе - пожалуйста, режьте сколько угодно. Похоже, у сельчан и кости крепче, и здоровья больше.

Есть и еще подводные камни. Дело в том, что миллион рублей собираются давать (будут ли выдавать деньги в реальности - большой вопрос) лишь в тех населенных пунктах, которые имеют статус села. Например, Турки не подпадают под действие программы, так как это рабочий поселок. Непонятно, чем руководствовались создатели проекта. Видимо, в поселках городского типа кадровое перенасыщение медработниками.

Ходят слухи, что планируется переименовать большую часть поселений области в села, так как от этого выиграют не только врачи, но и другие жители - например, будут меньше платить за электричество, учителя станут получать надбавку к зарплате в размере 25%, начнут работать и другие «сельские» льготы. То есть пошел обратный процесс. Если в советское время села стремились стать рабочими поселками, то теперь все наоборот. И, как всегда, никого не волнует, что жителям придется менять массу документов, начиная от паспорта с пропиской, и сколько средств уйдет на очередную «смену табличек».

Ректор СГМУ, а по совместительству депутат городской думы Владимир Попков крайне вдохновился проектом. Ну а куда ему в принципе деваться? Партия сказала «надо» - ректор ответил «будет исполнено». На официальном сайте Саратовского медицинского университета появилась отдельная страничка, посвященная «Сельскому доктору». Она пестреет единоросской символикой. И не важно, что партийная деятельность запрещена двумя законами - «Об образовании» и «О политических партиях». Страничка вкратце описывает проект и предлагает семьдесят семь сельских вакансий. Врача-онколога в Балтае соблазняют зарплатой в 3,5 тысячи рублей, а также участием в социальных жилищных программах: «Жилье молодым специалистам» и «Жилье работникам бюджетной сферы». В селе Елшанка, расположенном в Воскресенском районе, хирургу гарантируют заработок, чуть превышающий три тысячи рублей. Жилье и вакансии для спутника жизни администрация не обещает. Такие вот «блага» для человека, от твердости руки которого зависят жизни людей.

Акушер-гинеколог, которого занесет в Ивантеевку, может попробовать снять «благоустроенное жилье» на свои кровные шесть тысяч. Но труднее всего придется врачам-терапевтам, пожелавшим переехать в Рыбушку или Усть-Курдюм (Саратовский район). Их там ждет всего 0,25 ставки и заработная плата в 1,3 тысячи рублей, без жилья и без возможности трудоустройства супругов. Даже обещанный миллион вряд ли спасет, так как на него нужно будет купить жилье, обустроить его и еще как-то жить. Если просто поделить эту сумму на все пять лет, то получится 13 с небольшим тысяч в месяц, а уж за вычетом стоимости квартиры или дома, мебели, бытовой техники и прочего вовсе ничего не останется. А что делать, когда миллион закончится? Отработав пять лет, продавать все и подаваться в Саратов в частную клинику?

Но надо заметить, что встречаются и более выгодные предложения. В Большой Екатериновке Аткарского района, если верить «паспорту вакансии», врачу общей практики будет предоставлено служебное жилье в виде трехкомнатной квартиры. Плюс оклад в 5,5 тысячи рублей без категории, сдобренный 25% «сельских», плюс 10%, выплачиваемых молодым специалистам ежемесячно за фактически отработанное время в течение трех лет. Еще обещают дать 30 тысяч рублей за первый год работы и по 15 тысяч за второй и третий годы. Ожидаются и выплаты за квалификационные категории: высшая - шесть тысяч рублей, первая - четыре тысячи рублей, вторая - две тысячи. По дополнительному соглашению к трудовому договору об увеличении объема работы, выполняемой врачом общей практики, может снизойти и ежемесячная выплата в размере 10 тысяч рублей. Даже 53% стоимости коммунальных услуг сулят погашать из муниципального бюджета. На фоне усть-курдюмских 1,3 тысячи это выглядит не так уж и плохо, но если разобраться, то и тут не очень сладко. В селе Бакуры (Екатериновский район) оклад будет составлять 5,1 тысячи, плюс 25% сельских (1,2 тысячи), плюс 15% молодым специалистам (0,7 тысячи). Всего получается 7 тысяч. И опять-таки можно разжиться, по дополнительному соглашению, ежемесячными 10 тысячами, но никто этого не гарантирует. Вдобавок - съемное жилье, коммунальные услуги за счет муниципального бюджета и возможность для супругов работать в школе, доме культуры, на почте или в библиотеке.

В селе Ключи о жилье придется договариваться с главой администрации (видимо, по принципу повезет - не повезет), а врача, работающего в селе Перевесенка (Турковский район), могут подбросить до райцентра на карете «скорой помощи».

И кто, скажите на милость, поедет на таких условиях покорять сельские просторы? Не надо еще забывать о состоянии большинства сел, где отсутствует какая-либо инфраструктура. Например, в Орловом Гае честно признаются, что за водой надо ходить на улицу, а канализации вообще нет.

Это не единственная «партийная инициатива» последних лет. Пару лет назад приняли областной закон, в соответствии с которым молодому аграрнику, отправившемуся на заработки в сельскую местность, должны выплатить 75 тысяч рублей подъемных, а молодым сельским учителям сулят 50 тысяч подъемных и 25% надбавки к окладу. И эти «заманухи», на мой взгляд, выглядят столь же сомнительно, что и проект «Сельский доктор». К тому же нередко подъемные просто не выплачиваются, и врач, учитель или аграрий, иногда даже с красным дипломом, вынужден возвращаться в Саратов и обивать пороги каких-нибудь магазинов в поиске вакансии продавца.