Заказуха

Заказуха

На улице Большой Казачьей, недалеко от улицы Чапаева, каждый день можно видеть пассажирские «газельки» и «мерседесы». Возле них толпятся пассажиры, кто с багажом, кто без. Такую картину порой можно наблюдать по два раза в сутки. Но разве на улице Большой Казачьей есть остановка? И уж тем более остановка междугородного транспорта?

без названияНа улице Большой Казачьей, недалеко от улицы Чапаева, каждый день можно видеть пассажирские «газельки» и «мерседесы». Возле них толпятся пассажиры, кто с багажом, кто без. Такую картину порой можно наблюдать по два раза в сутки. Но разве на улице Большой Казачьей есть остановка? И уж тем более остановка междугородного транспорта?

Остановки-то, может быть, и нет, но отсюда можно уехать в Перелюб. Обычно цена вопроса - примерно 400 рублей. Но под праздники цена резко вырастает. Например, уехать в Перелюб накануне Дня народного единства стоило 800 рублей. Раньше автотранспортные предприятия (АТП), занимающиеся регулярными перевозками, называли таких перевозчиков пиратами. Сейчас это прозвище звучит не совсем корректно. Ведь каждый из таких «пиратов» зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, имеющий право заниматься заказными перевозками. Только вот на деле все иначе. Заказные перевозки таинственным образом превращаются в регулярные.

Саратовские пираты

«Если финансовое состояние организованных регулярных перевозок пассажиров находится как бы в прозрачном состоянии, то заказные перевозки пассажиров автобусом или легковым такси - это теневая зона. Неточности правовых актов создают лазейки для ухода перевозчика от законной регистрации, налогообложения, государственного контроля», - сообщает на официальном сайте Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН) старший государственный инспектор Бутенков. Инспекторы УГАДН регулярно проводят проверки. Однако штрафы и предписания не способны кардинально повлиять на ситуацию. Судите сами: если при доходах в 5 тысяч рублей в день предпринимателя штрафуют пусть даже на 3 тысячи, откажется ли он от своей работы? Конечно, нет.

 В региональном министерстве транспорта и дорожного хозяйства уверены, что «вопрос о работе нелегальных перевозчиков в области стоит весьма остро». Однако орган исполнительной власти на самом деле не имеет существенных рычагов давления на «пиратов» и изменить ситуацию не может. По словам специалистов министерства, работающие на регулярных перевозках «нелегалы» уклоняются от налогов и не осуществляют обязательных отчислений в негосударственные фонды. Работать «пираты» стараются на наиболее прибыльных маршрутах, игнорируя маршруты «социальные». И заработки их, по подсчетам легальных перевозчиков, порой превышают доходы АТП, занимающихся регулярными перевозками. «Пираты зарабатывают побольше нас, - рассказывает Александр Зотов, директор ООО «Красноармейское АТП». - У нас и парк слабоват. Мы ведь должны платить налоги, сертифицировать базу, содержать медицинский кабинет. А пиратам ничего этого делать не надо. На нас еще и социальная нагрузка, по которой висит огромная задолженность. Так что мы еле сводим концы с концами. А частник работает на себя. И деньги там ходят из кармана в карман».

Но, обслуживая лишь приносящие прибыль маршруты, «пираты» отбирают у легальных перевозчиков доход, а вместе с ним и возможность обновлять парк подвижного состава, увеличивать зарплату водителям и работникам. Естественно, меньше становятся и налоговые поступления от деятельности легальных перевозчиков в бюджет области.

Как говорят в минтрансе, подсчитать точную сумму убытков, складывающихся из-за деятельности нелегальных перевозчиков, не представляется возможным. «Однако на маршрутах, обслуживаемых легальными перевозчиками, объем перевозимых пассажиров в среднем по области сократился на 10%, а на направлениях, где нелегальные перевозчики развили активную деятельность, снижение произошло примерно на 20-25%. С 1 января 2011 совокупный страховой тариф с выплат физическим лицам составил 34%, что также ухудшило финансовое состояние легальных перевозчиков», - сообщают специалисты областного министерства.

Получается, что «пираты» и легальные перевозчики изначально находятся в неравных условиях. И конечно, никакой речи о добросовестной конкуренции здесь и быть не может. К тому же очень сильно отличаются и налоги, которые платят транспортные предприятия и индивидуальные предприниматели. У последних налоговое бремя значительно меньше.

Скидка на безопасность

«Опыт показывает, что именно несанкционированные перевозки создают благодатную почву для безответственности и халатности, - пишет в своей статье на сайте УГАДН инспектор Бутенков. - Попытки привести перевозчиков в единое экономическое пространство не приводят к желаемому результату. Не многие частники хотят платить автовокзалу деньги за обслуживание и как результат - опять «зазывают» вблизи от железнодорожного вокзала, агитируют граждан совершить поездку, порой по сниженной цене. Хотя не секрет, что снижение цены проезда возможно только при экономии на безопасности тех же самых пассажиров». Это факт, и с ним не поспоришь. «Пираты», как правило, не тратятся на качество и безопасность перевозок, отсюда и низкая цена билета. «Ну, какая там безопасность? - удивляется Александр Зотов. - Медицинского освидетельствования нет. Базы нет, медицинского кабинета нет, никто не зарегистрирован как следует. Про техническую сторону вопроса я вообще молчу. И все это понимают прекрасно, но разводят руками, поскольку в положении о перевозках предусмотрены заказные перевозки. И это будет продолжаться до тех пор, пока не будет закона, где четко будет сказано, кто и чем должен заниматься».

Пиратские автобусы не проходят обязательных ежедневных предрейсовых и послерейсовых осмотров, а водители - медицинского освидетельствования. «Кроме того, они не следят за санитарным состоянием салона, регулярно нарушают правила дорожного движения, а главное - не гарантируют пассажирам должного качества и безопасности перевозок, - уверены в областном минтрансе. - Технически неисправный пассажирский транспорт опасен для всех участников дорожного движения. Кроме того, в погоне за легким заработком водители нелегальных автобусов часто «подрезают» другие машины, создавая тем самым аварийные ситуации. В результате официальные перевозчики несут убытки, а транспортная сеть и улицы городов перегружены маршрутками. К сожалению, нелегальные перевозки прекращают свою деятельность только после крупных ДТП с человеческими жертвами. Последний пример - перевозка детей из города Балаково в саратовский цирк».

Так почему же пассажиры, прекрасно зная о том, что рискуют своей безопасностью, все же выбирают «пиратский» способ передвижения? В министерстве считают, что одна из причин - стоимость услуг, которая немного ниже, чем у легальных перевозчиков. Еще одна причина - скорость. «Нелегальные перевозчики, не соблюдая скоростной режим, режим труда и отдыха водителей, привозят пассажиров в пункт назначения быстрее», - говорят в министерстве. Это подтверждают и сами пассажиры. Например, клиент одного из «пиратских» маршрутов поведал, что часто ездит из Саратова в Алгай и обратно и экономит приличную сумму. Тот факт, что заветные рубли он экономит на собственной безопасности, его не волнует: пока все обходилось и не случалось ни одного ДТП. Из-за скорости передвижения «пиратов» выбирают и перелюбцы. С «нелегалом» путь до райцентра составляет 5-6 часов. Если же ехать с официальным перевозчиком, дорога займет не меньше 9 часов, поскольку автобус делает остановки во многих населенных пунктах.

Александр Зотов видит причину в другом. «Взять, к примеру, наш вокзал, - поясняет он. - У нас работает 5 касс. И стоят огромные очереди во всех направлениях: и на Красноармейск, и на Алгай. А к частнику ты подошел и сразу сел в автобус, нигде не надо стоять. Частник у людей деньги собрал и поехал. И рады бы люди с нами поехать, но стоять в очередях никому не хочется». Зотов считает, что нелегалы попросту подсиживают официальных перевозчиков. «На регулярных перевозках есть паспорт маршрута, - рассказывает перевозчик. - Проходит конкурс, мы выигрываем этот паспорт. На самом деле, это такой же паспорт, как и у каждого человека. Там все расписано: дата, движение, направление, стоимость билета и многое другое. Но рядом существует заказной перевозчик. Ему не надо выигрывать и получать этот паспорт, ему ничего не надо. Представьте, если вашим паспортом пользуется другой человек? И получает по нему те же привилегии, что и вы. Но только вы платите налоги, а он нет. На моем маршруте «Красноармейск - Саратов» висят и заказные перевозчики, и таксисты, кого только нет. На самом деле, нам проще закрыть предприятие и разбежаться по дворам, точно так же, как пираты».

Мнение Александра Зотова разделяют и другие официальные перевозчики, выигравшие конкурс. Сегодня ситуация такова, что любой индивидуальный предприниматель может заниматься заказными перевозками. А за тем, чем он занят на самом деле, не уследишь. Причина всего этого - прорехи в законодательстве. Сами перевозчики ничего изменить не в состоянии, однако такая возможность имеется у областного минтранса. И свою часть работы в министерстве выполнили - уже разработаны соответствующие изменения в действующее законодательство, которые призваны ужесточить ответственность перевозчиков, работающих по заказу. Решать судьбу этих предложений будут в Госдуме.